Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи.Грамотная речь как показатель культуры человека. Языковая норма»
Урок русского языка в 9 классе.
Учитель Маркушева З.А., специалист 1 квалификационной категории
Тема урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Языковая норма.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока:практикум.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный учащимися материал, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами грамматических ошибок.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, умение связно излагать свои мысли, обобщать, делать выводы; развивать речемыслительные и творческие способности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры; воспитывать морально-ценностные чувства.
Задачи урока:
1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике, грамматике.
2. Исследовать языковые конструкции через их анализ.
3. Развивать умение грамотно проводить анализ языковых явлений.
4. Совершенствовать навыки правописания.
Прогнозируемый результат:
предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование умения видеть речевые и грамматические ошибки и исправлять их.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга
после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура,
А.Н.Толстой его язык.
1. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
- Добрый день. Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с чтения эпиграфа.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Итак, запишем тему нашего урока: «Грамотная речь как показатель культуры человека. Языковая норма».
- Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку в речи. Свой ответ аргументируйте.
Да, исправлю
не нравится, когда говорят неправильно;
не надо портить русский язык;
чтобы человек не допускал ошибок.
Нет
чтобы не смущать человека;
чтобы не обидеть;
чтобы не оказаться бестактным.
Не знаю
в зависимости от собеседника;
в зависимости от настроения
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности мы сегодня проверяем владение языковыми нормами, теоретические знания и умения применять их на практике. Сегодня мы проводим урок-практикум и ставим перед собой именно такие цели.
Цель: повторить общие сведения о языковых нормах и отрабатывать навыки владения ими.
Грамотная, правильная речь – показатель культуры человека. Сегодня мы говорим о культуре речи, т.е об умении пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с нормами.
- Что такое норма литературного языка? (Правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и рекомендованное ими).
Основные признаки нормы:
1. относительная устойчивость
2. общеупотребительность
3. обязательность
Грамотный человек должен владеть орфоэпическими нормами.
Орфоэпическая разминка.
Перед вами листочки со словами. Расставьте ударения в словах.
4. Оклик (вопрос, которым окликают) – отклик (ответ на зов)
5. Наличие (существование) – наличность (присутствие; деньги)
6. Игривый (веселый) – игристый (шипучий)
7. Маслянистый (с маслом, содержащий масло) – масляный (состоящий из масла)
Каждый из нас должен владеть грамматическими нормами. Вспомним, что они представляют.
Грамматические нормы русского языка.
Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый (трудолюбивый)
Ошибочное образование формы:
существительного
Опытные бухгалтера
(бухгалтеры)
прилагательного
Более красивее, слаже
(более красивый, слаще)
числительного
С пятистами рублями (с пятьюстами рублями)
местоимения
Ихнюю вещь
(их вещь)
глагола
Махают руками
(машут)
Морфологический тренинг «Проверь себя».
1. Запишите существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Договор – договоры
директор – директора
торт – торты
паспорт – паспорта.
месяц – месяцы.
тополь – тополя
доктор – доктора
тренер – тренеры
почерк - почерки
сорт – сорта
2. Перепишите, раскрывая скобки
пара (ботинки, чулки, носки) – ботинок, чулок, носков
красивый - красивее - более красивый – красивейший – самый красивый
глубокий – глубже – более глубокий - глубочайший – самый глубокий
5. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов
ехать – поезжай
лечь – ляг
бежать – беги
положить- положи
«Проверь себя».
Найдите грамматические ошибки в образовании форм слова, запишите исправленные варианты.
Длиннее ручки
уважаемые профессоры
девятистами жителями
пробеги быстрее
внимательно прочитая
килограмм апельсинов
заведываю складом
редчайший экземпляр
ехай осторожно
ихние заботы
более широкий
пара сапогов
несколько вишен
с обоими ученицами
множество грузинов
Игра «Корректор». Редактирование текстов.
Вы учитель русского языка. Вы проверяете тетради. Сейчас в ваших руках тетрадь нового ученика, о котором вы еще ничего не знаете. Проверьте его работу, исправьте ошибки, если они имеются. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика?
1. Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям. (Ошибка в построении предложения с однородными членами)
2. На картине «Московском дворике» В.Д.Поленов изобразил уголок старой Москвы. (Ошибка в предложении с несогласованным приложением)
3. И.С.Тургенев писал, что «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык». (Неправильное построение предложения с косвенной речью)
4. Нужно отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующие душу. (Нарушение в построение предложения с ПчО)
5. Никто из ребят не ожидали таких серьезных изменений в своей жизни. (Нарушение связи между подлежащим и сказуемым)
6. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (Неправильное посторенние предложения с ДчО)
7. Сразу по приезду в село Константиново школьники отправились в музей. (Ошибка в употреблении падежной формы сущест. с предлогом)
- Каким вы представили себе нового ученика? Какие языковые нормы он нарушил? (Синтаксические)
Задание «Оратор».
Постарайтесь убедить своих одноклассников в том, что тема нашего сегодняшнего урока актуальна, что необходимо владеть языковыми нормами.
Подведение итогов урока.
- Владение нормами русского литературного языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Сегодня каждый из вас показал, в какой степени он владеет им. Таким образом, материал нашего сегодняшнего урока имеет не только прикладное, но и практическое значение.
Всем спасибо за работу.
Домашнее задание: задания на карточках по теме урока.