Тема: "Окончания имен прилагательных"
 
 
 I. Вступление  
 Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.  
 
 
 На доске сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут.  
 Кто за приключения?  
 Все без исключения!  
 Давай поднимаем парус  
 И прямо в океан!  
 Ведь и для нас осталось  
 Еще немало стран,  
 Пока что не открытых,  
 Или давно забытых!  
 Дорог в морях немало -  
 Смелее у штурвала!  
 
 
 II. Чистописание  
 
 
 А отправляемся мы из порта Чистописания.  
 Небольшое волнение на море, как в этих строчках:  
 
 
 лЛл ЛлЛ мМм МмМ  
 
 
 И мои вам пожелания:  
 Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!  
 
 
 III. Словарная работа  
 
 
 Вперед!  
 Вот уже мы в море Словарных слов, и думаем про наше путешествие.  
 про путешествие (В.п.)  
 на корабле (П.п.)  
 с экипажем (Т.п.)  
 к горизонту (Д.п.)  
 
 
 Но на таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту.  
 Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные, предлоги и окончания). Определим падежи.  
 Дует горько-соленый бриз.  
 Дадим объяснение новому слову.  
 Бриз - легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.  
 Морской бриз, береговой бриз.  
 
 
 IV. Повторение. Имена собственные.  
 
 
 Мы приближаемся к острову Повторения.  
 Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена прилагательные, но соленая океанская вода размыла чернила.  
 SOS! Помогите мне - запишите слова в два столбика и объясните свой выбор Cн о
 Чудесный Доблестный
 Ужасный Радостный
 Интересный прелестный  
 прекрасный известный
 
 
 
 
 Назовите орфограмму, прочтите слова.  
 
 
 V. Основная часть урока  
 
 
 И вот мы в заливе Прилагательных.  
 1. Для чего нужны прилагательные?  
 2. Что такое имя прилагательное?  
 3. С какой частью речи связано имя прилагательное?  
  
 М.р. КАКОЙ? Яркий, голубой, ясный небосклон
 
 
 Ж.р. КАКАЯ? Жаркая, летняя погода
 
 
 Ср.р. КАКОЕ? Синее, соленое море
 
 
 
 
 
 
 5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?  
 6. Обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже.  
 
 
 VI. Физкультминутка  
 
 
 Штормы и ветры нам не страшны.  
 Ждут берега нас далекой страны.  
 Пусть бури и ветры с тобой верный друг  
 И помощь протянут тебе сорок рук.  
 
 
 Будь смел и отважен -  
 Прочти много книг,  
 В большом море знаний  
 Плыви, ученик.  
 К заветной мечте и чудесной земле.  
 В нагруженном знаниями корабле!  
 
 
 
 
 VII. Закрепление. Групповая работа  
 
 
 Под парусами вьются на ветру яркие флажки.  
 В каждом из них задания для бригад экипажа.  
 Готовим сообща, один рапортует.  
 Командам раздаются флажки.  
 
 
 Запиши, вычеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.  
 
 
 существительное  
 прилагательное  
 глагол  
 определение
 местоимение  
 
 
 Продолжи ряд синонимов к прилагательному смелый  
 
 
 Придумай словосочетания (существительное + прилагательное):  
 
 
 море
 капитан
 путешествие
 корабль
 
 
 Запиши все слова, подчеркни имена прилагательные:
 синий, синеть, синева, синенький, синеватый, синь  
 
 
 Запиши антонимы к прилагательным:
  шумный, легкий, поздний, грустный, светлый  
 
 
 Команды рапортуют о выполненных заданиях.  
 Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна.  
 Учащиеся складывают из флажков слово "ЗЕМЛЯ".  
 Он кричит: - "Земля! Это остров Поэзии".  
 
 
 VIII. Разбор предложения по членам  
 
 
 Белеет парус одинокий  
 В тумане моря голыбом.  
 Что кинул он в краю далеком?  
 Что ищет он в краю родном?  
 
 
 Кто автор этих замечательных строк?  
 Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.  
 
 
 
 
 IX. Закрепление. Творческая работа  
 
 
 Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.  
 
 
 Сегодня ... день.  
 Какое ... небо, какое ... море!  
 Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава.  
 Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.