Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»»
«Разработка конспекта нестандартного урока по русскому языку для учащихся 7 класса на свободную тему. Раздел «Морфология. Орфография. Пунктуация»
ТЕМА: «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»
ЦЕЛИ:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания по пройденной теме, определить
уровень усвоения материала;
- способствовать закреплению полученных знаний;
- содействовать развитию умения работать с языковым материалом ;
- создать благоприятные условия для совершенствования полученных навыков при изучении данной темы.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию навыка правильного употребления деепричастий, выделения их знаками препинания, практического умения употреблять правило написания НЕ с деепричастиями;
- способствовать расширению словарного запаса обучающихся за счет включения в речь деепричастий.
Воспитательные:
- создать условия для привития навыков работы в группе;
- способствовать становлению чувства ответственности в ходе
совместной работы.
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
ТИП УРОКА: комбинированный
ПРИЕМЫ: наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя, работа с таблицами, развитие речи
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.Подготовка учащихся к работе по теме урока
Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Через минутку мы отправимся на поиски приключений. Наше путешествие будет происходить по сказочной стране, которая называется Морфология. В ней есть множество интересных мест, не во всех из них мы с вами успели побывать на уроках русского языка. Она хранит несчетное количество тайн и готовит нам миллионы сюрпризов. А ждет нас в Морфологии наш старый знакомый. Имя его вам сейчас и нужно будет назвать. Для этого послушайте и отгадайте загадку, придуманную П. Чесноковым:
ЗАГАДКУ ЭТУ ОТГАДАТЬ СОВСЕМ НЕСЛОЖНО !
МЕНЯ С НАРЕЧИЕМ ПОРОЮ СПУТАТЬ МОЖНО.
НО ПОМНИТЕ, ЧТОБЫ ВОПРОС ВАС НЕ ПОДВЁЛ,
Я ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОХОЖЕ НА ГЛАГОЛ !
(деепричастие)
Повторение и обобщение изученного материала
Все вы с удовольствием рассматриваете альбом с семейными фотографиями. Многие из вас с гордостью говорят друзьям: «Я очень похож на своего папу» или «Я - копия моей мамы». Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая её родня - Глагол и Наречие. Деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия? Покажите эти признаки, дополнив таблицу, помещенную на доске.
Признаки глагола
Признаки наречия
Ребята, сказочная страна Морфология находится на огромном острове. Чтобы на него попасть, нам придется достроить хрустальный мост. Сильный шторм разбросал его части по всему побережью. Соберите их. Итак, вы готовы?! Тогда вперед…
«Хрустальный мост»
Восстановите пословицы, назовите в них деепричастия, докажите свою точку зрения.
..., не суйся в воду.
..., не евши, спать.
..., не умоешься.
Спотыкаясь,...
Что имеем, не храним,...
Не зная броду,...
..., не всегда брани дорогу.
Не замочив рук,...
Пирога ждать,...
..., потерявши, плачем.
Вот и добрались мы до ворот Морфологии. Но они закрыты на огромный замок. Да не простой, а орфографический. Чтобы добыть его, нам придется подняться по вот этой опасной скользкой лестнице. Одна ошибка и мы никогда не попадем в Морфологию. Ну что, вперед!
«Орфографический замок»
Запишите, объяснив на писание НЕ с глаголами, деепричастиями.
(Не) занимаясь гимнастикой, нельзя сделать тело уравновешенным. (Сократ)
Мы смотрим на красоту и изящество, (не) отделяя их друг от друга. (Цицерон)
(Не) встряхивая себя физически, нельзя быть здоровым нравственно. (Толстой Л.Н.)
Находясь среди дзюдоистов, я (не) чувствую себя чужим, я как будто среди близких родственников. (Путин В.В.)
Молодцы! Отлично справились с заданием! Добро пожаловать в Морфологию! Но кто это так горько плачет у самых ворот? Да это же тетушка Словообразование. Она никак не может образовать от глаголов деепричастия. Давайте поможем несчастной!
« Словообразование»
Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
1. Оглядываться (несов. в.)
7. Распечатать (сов. в.)
2. Сверкать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
3. Спешить (несов. в.)
9. Остановить (сов. в.)
4. Купить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
5. Прыгать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
12. Шествовать (несов. в.)
Я рада, что вы оказались очень отзывчивыми детьми и помогли Словообразованию справиться с работой. Но посмотрите, сколько улиц и площадей в Морфологии. Здесь легко можно и заблудиться. Давайте спросим у кого-нибудь, как добраться до замка Деепричастия. Смотрите, Вот кто укажет нам путь - Пунктуация. Но сначала мы должны справиться и с ее заданием.
«Пунктуация»
Расставьте знаки препинания, выделяя графически деепричастные обороты.
Б Е Р Е Г И Т Е З Р Е Н И Е
Рассматривая предметы на близком расстоянии, глаза устают. Когда мы смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Очень вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаз. Первое условие хорошего зрения - правильное освещение. Создавая условия
для работы, вы должны помнить о том, что стол нужно ставить ближе к окну, чтобы свет падал слева. Настольная лампа устанавливается так, чтобы свет падал на стол, освещая лишь книгу. Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка. Читая лёжа, зрение тоже портится.
ФИЗМИНУТКА
(гимнастика для глаз)
Ну вот мы почти у цели, уже виден замок Деепричастия. Но в него не так-то просто попасть. Смотрите, какие суровые стражники его охраняют, и имена у них необычные:
Засучив рукава
Спустя рукава
Сломя голову
Скрепя сердцем
Назовите их по-другому, и они с радостью впустят вас в замок.
Слова для справки: бежать быстро, без особого на то желания,
работать плохо, работать хорошо.
Составьте с этими фразеологизмами предложения и запишите их в тетрадь.
Как гостеприимный хозяин, Деепричастие приготовил пир в вашу честь. А вы поделитесь своим фирменным рецептом!
«Поделись рецептом»
Используя деепричастия, составьте рецепт «здорового салата».
Наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с нашим другом Деепричастием, но обещаем никогда не забывать о нем.