систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;
развивать мышление, внимание;
привить интерес к предмету.
Ход урока.
1.Организационный момент. (1 слайд)
Всё начинается со школьного звонка.
В далёкий путь отчаливают парты.
Там впереди, покруче будут старты
И посерьёзней будут,
А пока …начинаем урок русского языка.
Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.
В течение нескольких уроков мы работали с вами по теме « Имя существительное».
И сегодня мы повторим всё то, что уже знаем об имени существительном.
(Записываем число и тему урока) (слайд 2)
Заданиедля повторения
А начнем мы с комплексного разминочного упражнения по учебнику №728
Выписать предложение
Выполнить синт.разбор, фонет. и словообр.разбор слова «сказка».
О чём говорится в тексте
Скажите, а вы любите сказки?
Угадайте сказки по данным картинкам. (слайд 3)
А кто помнит сюжет сказки «Двенадцать месяцев»? (слайд 4)
Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. (слайд 5)
Кто помог ей?
12 месяцев. (слайд 6 )
Назовите их.
Ребята, а к какой части речи относятся данные слова?( слайд 7)
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен сушествительных и будем собирать в корзину не только подснежники (слайд 8), но и признаки имени существительного.
Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)
Сколько всего частей речи? Сколько самостоятельных ? Сколько служебных?
Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)
А что обозначают существительные? (предмет) (слайд 9)
Задание №1.
( Дополнить по одному слову – на карточках).
Люди: старик, девушка,…
Животные: мышь, попугай, …
Растения: береза, овощи,…
Предметы быта: посуда, сапоги,
Явления природы: метель, дождь, …
Географические названия: пустыня, наводнение, …
Чувства: радость, тревога, …
Черты характера: смелость, доброта, …
Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение (слайд 10)
Задание №2.
Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.
- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.
Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. (слайд 11)
Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы (слайд 12)
Физминутка
- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.
Задание №3.
Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. (слайд 13-картинка)
На первом этаже живут существительные: папа, день, стол… На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота… На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…
Как думаете, почему так распределены слова на этажах? (в зависимости от рода)(слайд 14)
Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.(слайд 15)(к доске выходит ученик правильно отгадавший загадку и записывает её)
Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: (слайды 16-21)
1) Зимой и летом Одним цветом. (Ёлка)
2) Серовато, Зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк)
3) Без рук, Без ног, По полю скачет, Под окном стучится, В избу просится. (Ветер)
4) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
6) Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо)
7) Без огня горит, Без крыл летит, Без ног бежит. (Солнце)
Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род (слайд 22)
Задание №4.
Сколько склонений у существительных?(работа по таблице) (слайд 23)
Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.
Игра с мячом. Учитель называет слова и кидает мяч игроку, игрок называет склонение.(5-7 существительных) стол, речь, лампа, окно, няня, дочь.
Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение (слайд 24)
Задание №5
Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. (слайд 25)
На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).
1 вариант – единственное число 2 вариант – множественное число
Самопроверка (слайд 27 ).
Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число (слайд 28)
Задание №6.
Добрались мы и до поляны Падежей. (слайд 29)
Повторим название падежей и падежные вопросы.
Игра «Кто быстрее».Задание: кто быстрее всех просклоняет слова БЕЛКА. Каждому ребенку дается листок со словом. Побеждает ученик, первым выполнившии задание.
Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж (слайд 30)
Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”.
Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? (по итоговому слайду)
Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.
Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 6, и в 7 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)
Стих на слайде 31.
Знаем мы теперь отныне- Есть одно такое имя - Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначает все на свете, Без нее никак нельзя. Существительным ура!
Рефлексия.
Задание на рефлексию
Выберите теплые слова которые могут прибавить радости, любви, тепла.
Тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта,Честность, справедливость, праздник. (слайд 32), (слайд 33),
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку. (слайд 34)