kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по теме «Имя существительное. Повторение изученного». 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме «Имя существительное. Повторение изученного». 5 класс.»

Урок-путешествие по теме

«Имя существительное. Повторение изученного». 5 класс.
(Рассчитан на две тридцатки в рамках открытого модульного урока)

Цели и задачи:

1) познавательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении;
2)развивающие:
- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;
-создавать условия для развития внимания;
3)воспитывающие:
-прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, презентация; раздаточный материал; радужные смайлики; учебник (Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс»).


Ход урока
1.Актуализация прежних знаний.
- Здравствуйте, ребята! Вы друг другу улыбнитесь, на свои места садитесь! Начинаем наш урок! Он пойти нам должен впрок! СЛАЙД №1
Урок необычный! Урок - путешествие!
Итак, в добрый путь! СЛАЙД №2
Для начала откройте ваши тетрадки, возьмите ручки и запишите число, классная работа.
- Вы любите путешествовать? Тогда начинаем сборы. И заодно поиграем с вами в « Угадай словечко».
Я называю вам лексическое значение слов, а вы в ваших тетрадках пишите ответ. Все слова будут на тему путешествие.
Пишем слова в столбик. Перед каждым словом ставим цифру.
СЛАЙД №3-9
Первое слово- короб с ручкой на колесиках для перевозки вещей.
Следующее слово- этот предмет обозначает в переводе с немецкого « мешок, который носят на спине».
Третье слово обозначает заранее намеченный путь следования.
Следующее слово обозначает вещи, упакованные для отправления транспортом. Оно часто звучит в аэропорту.
Пятое слово – здание железнодорожной станции.
Следующее слово обозначает состав вагонов, который двигает локомотив.
И последнее слово – памятный подарок, привозимый из путешествия.
-Итак, проверим ответы. СЛАЙД №10

Проверка (взаимопроверка)
-Обменяйтесь тетрадками. Возьмите в руки карандаши. Проверьте друг у друга работу. Слова должны быть написаны все. Каждое отсутствующее слово – ошибка. Проверьте орфографическую грамотность. Неверная буква тоже ошибка. Подсчитайте количество ошибок. Критерии оценки на доске. СЛАЙД№11
-Поднимите руки, кто справился с работой без ошибок. У кого 1-2 ошибки? 3-4? Более 4?
Если вы ответили без ошибок - положите в конверт 2 смайлика, если сделали 1-2 ошибки-1 смайлик.
-Хорошо. Но некоторым ребятам нужно активнее работать с лексическим значением слова. Пополнять словарный запас.
2.Фонетическая «разминка».
- Итак, перед вами слова на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ». Давайте подумаем, какой фонетический процесс мы видим в словах ВОКЗАЛ и РЮКЗАК? (озвончение) Почему происходит этот процесс в данных словах? (Видим стечение согласных, звук З звонкий, он воздействует на предыдущий и делает его тоже звонким)
Найдите слова , в которых происходит другой фонетический процесс. Как он называется? (оглушение в словах БАГАЖ, ПОЕЗД)
В какой позиции происходит оглушение?
Каждому ответившему смайлик. (За каждый правильный ответ в течение урока ученики получают по смайлику).

3.Определение темы, целей.
- Мы посмотрели на эти слова с точки зрения фонетических процессов. А что общего в этих словах с точки зрения морфологии?
(Все слова относятся к имени существительному...)
-Кто догадался, какая у нас будет тема урока?
(Имя существительное)
-Запишем тему урока. СЛАЙД №12
-Что вы помните об имени существительном?
( …)
-Еще какие признаки у имени существительного вы помните?
( …)
-С существительным вы знакомы с начальной школы. Достаточно знаете о нем. Что мы будем делать сегодня на уроке, говоря о существительном? Определите цель.
( …)СЛАЙД№13
-Мы будем расширять наши знания об имени существительном, о его морфологических признаках и синтаксической роли.

4.Синтаксическая «разминка»
Запишем предложение, которое будет девизом нашего урока. Разберем его по членам предложения. Ученик у доски.

Путешествие с друзьями – удовольствие необыкновенное!


5. Постановка проблемных вопросов.
-Итак, отправляемся в путь. Первая станция опознавательная. СЛАЙД№14
-Ответьте на вопросы. Как вы думаете, можно ли записать по-русски рассказ, состоящий из слов , которых нет в русском языке? Выдуманных слов?
( …)
-Давайте проверим. Перед нами рассказ Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». СЛАЙД№15

-Найдите среди этих слов существительные. Какие слова можно отнести к существительным?
(Вопросы….смысл…перевод… грамматические признаки…)
-Что же такое и. существительное? Сформулируем.
(ученики отвечают на вопрос…)

-Скажите, пожалуйста, слова ДОБРО, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ДРУЖБА - это тоже предмет?
( … )
-Какая это часть речи?
( …)
- Дело в том, что в лингвистике слово предмет употребляется в широком значении.

Это и названия предметов, и веществ, лиц, явлений, событий и даже качеств и действий. В связи с этим существительные можно разделить на группы.

6. Работа в парах. Выборочное задание.
- Чтобы выяснить, что можно называть и. сущ. , выполним задание в парах.
Следующая станция теоретическая. СЛАЙД №16
Перед вами красные карточки. На каждой указан номер пары. Выполняете задание только для вашей пары.
Итак, читаете слова, обсуждаете, выписываете в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные для вашей пары названия.
Есть лидеры. Записываем слова в тетрадь. Проверяем. Ребята называют свои слова, выбирают правильную ленту с ответом( желтые бумажные ленты с ответами лежат у учителя на столе)и прикрепляют к магнитной доске. Затем открывается ключ к карточке на доске. СЛАЙД№17
Оцениваем: все слова для пары-2смайлика, 1-2 слова-1смайлик!
Двигаемся дальше.
7.Работа в группах.
Следующая станция морфологическая. СЛАЙД№18
-Чем мы будем заниматься на этой станции?
(Будем говорить о морфологических признаках . )
-Работаем в группах по 4 человека. Выполняем работу письменно прямо в (сиреневых) карточках.
Но для того, чтобы выполнить работу, вы должны определить по какому принципу вы будете делить слова.
Критерии оценивания. СЛАЙД№19
8.Лингвистическая физкультминутка. СЛАЙД№20
-На этой станции мы разомнемся. Проведем физкультминутку.
И нас интересует род и. сущ. Что вы знаете о роде существительного? Сколько вы их знаете?
( Их три ).
Я буду вам называть слово, а вы, если услышите слово ж.р. , хлопнете в ладоши, м.р.- поднимите руки вверх, если с.р.- опустите вниз.
ПИРОЖОК
СЛИВА
ЯБЛОКО
ТОРТ
МАЛИНА
МЯСО
СЫР
КАПУСТА
КОМПОТ
9. Работа у доски. Определение синтаксической роли существительного.
-Чтобы следующую станцию благополучно проехать, мы должны определить синтаксическую функцию слова. Итак, станция синтаксическая. СЛАЙД№21
Мы определим синтаксическую функцию слова ДЕРЕВО в данных на доске предложениях.
Запишите эти предложения и определите, какую синтаксическую роль играет слово ДЕРЕВО в каждом из предложений.

Дерево поднялось выше дома.
В парке мы увидели дерево с белоснежным стволом.
Сосна - это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев виднелись дома.
Наш дом из дерева.
-Какая синтаксическая роль сущ.…?
-Итак, чем может являться существительное в предложениях?
К доске выходит 5 человек .
(…)
10. Подведение итогов. СЛАЙД№22
-Итак, мы приближаемся к концу нашего пути.
Мы должны подвести итог, что мы узнали о сущ.
Возьмите в руки оранжевые карточки.
Составьте опорный конспект, опираясь на знания, которые вы получили в процессе путешествия.
Ключевые фразы есть на карточках. Вы должны только дополнить их. Получить правило.
Допишите фразы. Заучите. Расскажите друг другу. Выслушаем 5 человек.
Итак, работу над этой темой мы продолжим дальше на других уроках.
СЛАЙД№23
11.Домашнее задание. Дифференцированное.


Приложение к уроку:

Название лиц
Название
веществ
Географичес-кие названия
Названия
вещей

Названия фактов,
событий
Название
действий
Названия
признаков
Названия
живых существ и организмов


Опорный конспект
Имя существительное отвечает на вопросы…………………………………….........................................
Имя существительное называет…………………………………………………………………………..
Морфологические признаки:
собственные и………………………………………………………………….
одушевленные и………………………………………………………………
Существительное имеет………........................................род
В предложении существительное является……………………………………………………………………………..






Опорный конспект
Имя существительное отвечает на вопросы…………………………………….........................................
Имя существительное называет…………………………………………………………………………..
Морфологические признаки:
собственные и………………………………………………………………….
одушевленные и………………………………………………………………
Существительное имеет………........................................род
В предложении существительное является……………………………………………………………………………..

Распределите слова на две группы.
По какому принципу вы их распределили?

Россия , путешествие, Ксения, Эльбрус, гора, мама, родник, Сердобск, Шарик, шар.
















Распределите слова на две группы.
По какому принципу вы их распределили?

Россия , путешествие, Ксения, Эльбрус, гора, мама, родник, Сердобск, Шарик, шар.















Распределите слова на две группы.
По какому принципу вы их распределили?

Россия , путешествие, Ксения, Эльбрус, гора, мама, родник, Сердобск, Шарик, шар.













1 ПАРА
1. Прочитайте слова.
2.Обсудите и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные для вашей пары названия.

Ребенок , ножницы , манка, микроб, Сура, пожар, синева, бег, девочка, стол, снег, вирус, Россия, спектакль, свежесть, крупа, стрельба, книга.

1пара - название лиц;
2пара - название вещей;
3 пара - название веществ;
4 пара - название живых существ и организмов;
5пара – географические названия;
6 пара – название фактов, событий;
7 пара - название признаков;
8 пара – название действий.
0 ошибок - «5», 1 -2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «2»

2ПАРА

1. Прочитайте слова.
2.Обсудите и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные для вашей пары названия.

Ребенок, ножницы, манка, микроб, Сура, пожар, синева, бег, девочка, стол, снег, вирус, Россия, спектакль, свежесть, крупа, стрельба, книга.

1пара - название лиц;
2пара - название вещей;
3 пара - название веществ;
4 пара - название живых существ и организмов;
5пара – географические названия;
6 пара – название фактов, событий;
7 пара - название признаков;
8 пара – название действий.
0 ошибок - «5», 1 -2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «2»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие по теме «Имя существительное. Повторение изученного». 5 класс.

Автор: Матвеева Татьяна Викторовна

Дата: 20.09.2018

Номер свидетельства: 478335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства