Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме «Имя существительное. Повторение изученного». 5 класс.»
Урок-путешествие по теме
«Имя существительное. Повторение изученного». 5 класс. (Рассчитан на две тридцатки в рамках открытого модульного урока)
Цели и задачи:
1) познавательные:
- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:
- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;
- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;
- знать падежи и падежные вопросы;
- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении; 2)развивающие: - создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; - способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; - создавать условия для развития навыков самостоятельной работы; -создавать условия для развития внимания; 3)воспитывающие: -прививать интерес к изучению русского языка. Тип урока – урок повторения.
Ход урока 1.Актуализация прежних знаний. - Здравствуйте, ребята! Вы друг другу улыбнитесь, на свои места садитесь! Начинаем наш урок! Он пойти нам должен впрок! СЛАЙД №1 Урок необычный! Урок - путешествие! Итак, в добрый путь!СЛАЙД №2 Для начала откройте ваши тетрадки, возьмите ручки и запишите число, классная работа. - Вы любите путешествовать? Тогда начинаем сборы. И заодно поиграем с вами в « Угадай словечко». Я называю вам лексическое значение слов, а вы в ваших тетрадках пишите ответ. Все слова будут на темупутешествие. Пишем слова в столбик. Перед каждым словом ставим цифру. СЛАЙД №3-9 Первое слово- короб с ручкой на колесиках для перевозки вещей. Следующее слово- этот предмет обозначает в переводе с немецкого « мешок, который носят на спине». Третье слово обозначает заранее намеченный путь следования. Следующее слово обозначает вещи, упакованные для отправления транспортом. Оно часто звучит в аэропорту. Пятое слово – здание железнодорожной станции. Следующее слово обозначает состав вагонов, который двигает локомотив. И последнее слово – памятный подарок, привозимый из путешествия. -Итак, проверим ответы. СЛАЙД №10
Проверка (взаимопроверка) -Обменяйтесь тетрадками. Возьмите в руки карандаши. Проверьте друг у друга работу. Слова должны быть написаны все. Каждое отсутствующее слово – ошибка. Проверьте орфографическую грамотность. Неверная буква тоже ошибка. Подсчитайте количество ошибок. Критерии оценки на доске. СЛАЙД№11 -Поднимите руки, кто справился с работой без ошибок. У кого 1-2 ошибки? 3-4? Более 4? Если вы ответили без ошибок - положите в конверт 2 смайлика, если сделали 1-2 ошибки-1 смайлик. -Хорошо. Но некоторым ребятам нужно активнее работать с лексическим значением слова. Пополнять словарный запас. 2.Фонетическая «разминка». - Итак, перед вами слова на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ». Давайте подумаем, какой фонетический процесс мы видим в словах ВОКЗАЛ и РЮКЗАК? (озвончение) Почему происходит этот процесс в данных словах? (Видим стечение согласных, звук З звонкий, он воздействует на предыдущий и делает его тоже звонким) Найдите слова , в которых происходит другой фонетическийпроцесс. Как он называется? (оглушение в словах БАГАЖ, ПОЕЗД) В какой позиции происходит оглушение? Каждому ответившему смайлик. (За каждый правильный ответ в течение урока ученики получают по смайлику). 3.Определение темы, целей. - Мы посмотрели на эти слова с точки зрения фонетических процессов. А что общего в этих словах сточки зрения морфологии? (Все слова относятся к имени существительному...) -Кто догадался, какая у нас будет тема урока? (Имя существительное) -Запишем тему урока. СЛАЙД №12 -Что вы помните об имени существительном? ( …) -Еще какие признаки у имени существительного вы помните? ( …) -С существительным вы знакомы с начальной школы. Достаточно знаете о нем. Что мы будем делать сегодня на уроке, говоря о существительном? Определите цель. ( …)СЛАЙД№13 -Мы будем расширять наши знания об имени существительном, о его морфологических признаках и синтаксической роли.
4.Синтаксическая «разминка» Запишем предложение, которое будет девизом нашего урока. Разберем его по членам предложения. Ученик у доски. Путешествие с друзьями – удовольствие необыкновенное! 5. Постановка проблемных вопросов. -Итак, отправляемся в путь. Первая станция опознавательная.СЛАЙД№14 -Ответьте на вопросы. Как вы думаете, можно ли записать по-русскирассказ, состоящий из слов , которых нет в русском языке? Выдуманных слов? ( …) -Давайте проверим. Перед нами рассказ Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». СЛАЙД№15
-Найдите среди этих слов существительные. Какие слова можно отнести к существительным? (Вопросы….смысл…перевод… грамматические признаки…) -Что же такое и. существительное? Сформулируем. (ученикиотвечают на вопрос…)
-Скажите, пожалуйста, слова ДОБРО, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ДРУЖБА - это тоже предмет? ( … ) -Какая это часть речи? ( …) - Дело в том, что в лингвистике слово предмет употребляется в широком значении.
Это и названия предметов, и веществ, лиц, явлений, событий и даже качеств и действий. В связи с этим существительные можно разделить на группы.
6. Работа в парах. Выборочное задание. - Чтобы выяснить, что можно называть и. сущ. , выполним задание в парах. Следующая станция теоретическая. СЛАЙД №16 Перед вами красные карточки. На каждой указан номер пары. Выполняете задание только для вашей пары. Итак, читаете слова, обсуждаете, выписываете в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные для вашей пары названия. Есть лидеры. Записываем слова в тетрадь. Проверяем. Ребята называют свои слова, выбирают правильную ленту с ответом( желтые бумажные ленты с ответами лежат у учителя на столе)и прикрепляютк магнитной доске. Затем открывается ключ к карточке на доске. СЛАЙД№17 Оцениваем: все слова для пары-2смайлика, 1-2 слова-1смайлик! Двигаемся дальше. 7.Работа в группах. Следующая станция морфологическая. СЛАЙД№18 -Чем мы будем заниматься на этой станции? (Будем говорить о морфологических признаках . ) -Работаем в группах по 4 человека. Выполняем работу письменно прямо в (сиреневых) карточках. Но для того, чтобы выполнить работу, вы должны определить по какому принципу вы будете делить слова. Критерии оценивания. СЛАЙД№19 8.Лингвистическая физкультминутка. СЛАЙД№20 -На этой станции мы разомнемся. Проведем физкультминутку. И нас интересует род и. сущ. Что вы знаете о роде существительного? Сколько вы их знаете? ( Их три ). Я буду вам называть слово, а вы, если услышите слово ж.р. , хлопнете в ладоши, м.р.- поднимите руки вверх, если с.р.- опустите вниз. ПИРОЖОК СЛИВА ЯБЛОКО ТОРТ МАЛИНА МЯСО СЫР КАПУСТА КОМПОТ 9. Работа у доски. Определение синтаксической роли существительного. -Чтобы следующую станцию благополучно проехать, мы должны определить синтаксическую функцию слова. Итак, станция синтаксическая. СЛАЙД№21 Мы определим синтаксическую функцию слова ДЕРЕВО в данных на доске предложениях. Запишите эти предложения и определите, какую синтаксическую роль играет слово ДЕРЕВО в каждом из предложений.
Дерево поднялось выше дома. В парке мы увидели дерево с белоснежным стволом. Сосна - это хвойное дерево. Из-за редких деревьев виднелись дома. Наш дом из дерева. -Какая синтаксическая роль сущ.…? -Итак, чем может являться существительное в предложениях? К доске выходит 5 человек . (…) 10. Подведение итогов. СЛАЙД№22 -Итак, мы приближаемся к концу нашего пути. Мы должны подвести итог, что мы узнали о сущ. Возьмите в руки оранжевые карточки. Составьте опорныйконспект, опираясь на знания, которые вы получили в процессе путешествия. Ключевые фразы есть на карточках. Вы должны только дополнить их. Получить правило. Допишите фразы. Заучите. Расскажите друг другу. Выслушаем 5 человек. Итак, работу над этой темой мы продолжим дальше на других уроках. СЛАЙД№23 11.Домашнее задание. Дифференцированное.
Приложение к уроку:
Название лиц Название веществ Географичес-кие названия Названия вещей
Названия фактов, событий Название действий Названия признаков Названия живых существ и организмов
Опорный конспект Имя существительное отвечает на вопросы……………………………………......................................... Имя существительное называет………………………………………………………………………….. Морфологические признаки: собственные и…………………………………………………………………. одушевленные и……………………………………………………………… Существительное имеет………........................................род В предложении существительное является……………………………………………………………………………..
Опорный конспект Имя существительное отвечает на вопросы……………………………………......................................... Имя существительное называет………………………………………………………………………….. Морфологические признаки: собственные и…………………………………………………………………. одушевленные и……………………………………………………………… Существительное имеет………........................................род В предложении существительное является……………………………………………………………………………..
Распределите слова на две группы. По какому принципу вы их распределили?
1пара - название лиц; 2пара - название вещей; 3 пара - название веществ; 4 пара - название живых существ и организмов; 5пара – географические названия; 6 пара – название фактов, событий; 7 пара - название признаков; 8 пара – название действий. 0 ошибок - «5», 1 -2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «2»
2ПАРА
1. Прочитайте слова. 2.Обсудите и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные для вашей пары названия.
1пара - название лиц; 2пара - название вещей; 3 пара - название веществ; 4 пара - название живых существ и организмов; 5пара – географические названия; 6 пара – название фактов, событий; 7 пара - название признаков; 8 пара – название действий. 0 ошибок - «5», 1 -2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «2»