Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном»
1.Организационный этап
Цель:
-включение учащихся в деятельность.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности,
-создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся миру и мир улыбнётся нам! Настроимся на урок. Я хотела бы узнать, а с каким настроением вы пришли на урок? Настроение (какое?) ………
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения Е.Руженцева "Сказка про краски".
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым – презеленым полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет!
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
-Скажите, ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом помогает?
(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
-Какую же часть речи мы будем сегодня повторять?
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!
-А отправляемся мы из порта Части речи.
Организует учащихся к самостоятельному действию
2. -Небольшое волнение на море, как в этих строчках.
-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы, соединив эти слова по смыслу:(запись в тетрадь)
тропинка, рыжие, речка, узенькая,
теплая, лисички, дверь зеленая
Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Имена существительные)
- Назовите орфограммы в словах.
-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (Имена прилагательные)
-зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Организовывает дифференцированную работу.
1.Блиц–опрос
- Прилагательное – это …
-Прилагательные изменяются …
-Как определить род прилагательного во множественном числе?
-Каким членом предложения является прилагательное?
-На какие группы делятся прилагательные?
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием.
- Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!
-А сейчас мы отправляемся в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград.
Организует выявление учащимися места затруднения.
- Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
1. «Весна идёт! Весна идёт! 2.Мы _______________весны гонцы». 3.Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. 4. __________ небесная лазурь.5.Солнышко с неба луч _____________ разливает. 6.Сугробы не так уж ___________, как зимой. 7.Воздух __________ и _________. 8. __________ теплом дует ветер с полей. 9.Утро ещё __________. 10. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
Проверка на слайде
-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.
-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?
(Тихий океан, речка Белая, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)
Имена прилагательные активно используются в фольклоре.
*Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)
*На нежном склоне
Черные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы)
* Гладкое, полосатое,
Мягкое и лохматое.
Всегда ты со мною,
Когда руки мою.
(Полотенце)
Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)
3. Применение знаний и умений
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Работа со словарём Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
-На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных.
-А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам нашего правила:
Имя прилагательное, мы с тобой дружны,
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето, праздничная ель,
Вкусные конфеты, Машенькин портфель.
Один пятиклассник работает у доски:
1. Солнечное (лето)- имя прилагательное, отвечает на вопрос какое?
-Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).
-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.
Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега-синяя.
(вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный)
Работа со словарем
Борзая- быстрая, резвая. Б. конь
Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.)
Вспомним синтаксическую роль прилагательного в предложении
Весна прекрасная в гости к нам пришла.
-Сейчас давайте повторим правописание НЕ с именами прилагательными.
Работаем в парах.
1ряд-записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно.
2ряд- записывает те прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно.
Недобрый взгляд; непрерывный шум; ничуть не интересный маршрут; неопытный юноша; не широкая, а глубокая; невзрачный вид; не мягкий, а жесткий диван; небрежный почерк; не густая, а редкая трава.
Физкультминутка.
Цель: сменить вид деятельности. Руки кверху поднимаем
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Раз- подняться, потянуться,
два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Будто пух в руках, не гири! Пять- руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
4. Включение изученного в систему знаний
Цель:
-мотивировать учащихся к деятельности;
-координировать деятельность учащихся;
-контролировать
выполнения заданий Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
Моя бабушка живёт в маленьк…й дер…веньке. Мне там очень нравится. Вокруг раскинулись бескрайн…е п…ля. В густых л…сах. много съедобных гр…бов и вкусн…х ягод. В мелк…й речушке водится рыба. Природа там уд…вительна и прекрасна.
- О чём этот текст, ребята? Как его можно озаглавить? (бабушкина деревня)
- Какова главная мысль этого текста? ( можно любить и маленький уголок природы за его красоту)
- Работаем на этих листах. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
- Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания прилагательных и подчеркните их как члены предложения.
Проверочная работа.
-Вдали виден мыс Ошибок.
Странный листок выпал из судового журнала.
На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила.
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.», выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, обозначьте окончания, укажите род и падеж в словосочетании.
Ландышем (чудесным, черным); грачом (первым, белым); облаками (нежными, зелеными); солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (веселые, горячие); капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).
4.Распределительный диктант на правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Первый ряд- записывают прилагательные с О в суффиксе;
-Что мы знаем о кратких прилагательных? (после шипящих в м.р.не пишем Ь)
- Речь без прилагательных невозможна, с их помощью можно более точно, более красочно, более ярко описать предметы и явления. А в каком стиле речи имена прилагательные встречаются чаще всего? (в художественном)
- Как называется изобразительно-выразительное средство, представляющее собой яркое образное прилагательное? (эпитет)
- Найдите эпитеты в стихотворении Сергея Есенина. В каком смысле употреблены эти прилагательные: в прямом или переносном?
- Выпишите словосочетания прил. + сущ.
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
7.Рефлексия.
Цель:
-оценить результаты собственной деятельности
-повторить способ нового знания Рефлексия
-Что нового вы узнали об имени прилагательном?
Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.
-Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.
Штормы и ветры нам не страшны
Ждут берега нас родной стороны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,
И помощь протянут тебе сорок рук.
Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле !
Домашнее задание
Для сильных учащихся дополнительно:
написать лингвистическую сказку об имени прилагательном
-Как вы оцените свою сегодняшнюю работу на уроке? Оценивает учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.