kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие "Мы путешествуем, друзья, по словарям от А до Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок усетно провести в рамках изучения раздела "Лексика. Фразеология" в 5 классе. Урок построен в виде путешествия по разным словарям, что будет интересно для детей данного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Мы путешествуем, друзья, по словарям от А до Я"»

Урок – путешествие

«Мы путешествуем, друзья, по словарям от А до Я».

Цель:

- познакомить учащихся с разными видами словарей, их ролью;

- воспитывать интерес к уроку, любовь и уважение к русскому языку;

- формировать навыки речевого общения.


Оборудование:

- Плакаты с высказываниями о русском языке:

«Язык есть вековой труд целого поколения». (В.И.Даль)

«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений». (Декарт)

«Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка». (М.Волошин)

«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать. Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него». (А.Франс) (слайд 2)

«Самая изменчивая часть языка – словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни». (В.Шанский)


- Лингвистические словари (выставка словарей).


- Компьютер, мультимедийный проектор


- Портрет В.И.Даля.


- Действующие лица: ученики, выступающие в роли словарей, чтецы.



Ход урока.


Чтец:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь

По прозванию Словарь.

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда как другу

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь.


Учитель:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?


- Да, о словарях. Как сказал А.Франс: Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

- Весь словарный запас языка называется ЛЕКСИКА. Словари появились давно. В первом печатном словаре 1596 года «Лексисе» было всего 1061 слово. В словаре 1627 г. -7 000. В конце XVIII века в «Словаре Академии Российской – 42 257 слов. В словаре В.И.Даля -200 000 слов. Самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120 000 слов. А всего слов в нашем языке и того больше – 150 000. Плюс иностранные слова – 30 000, новые значения слов – 5 000, затем научные термины, жаргоны -10 тыс., устаревшие слова -30 тыс., имена собственные и прозвища – еще 25 тыс., диалектные слова – около 200 тыс. Слова-однодневки, которые невозможно сосчитать. Сколько же всего? Полмиллиона? Миллион? Большинство из этих слов распределены по разным словарям. И мы сегодня осуществим путешествие в мир словарей.

(слайд 3)


- Для начала отгадайте, о каких словарях идет речь. Итак, утро, начинается рабочий день словарей.


1.Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки по коже, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки. (фразеологический)


2. Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, какао, чай. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром.(словарь иностранных слов)


3. В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл.А что они значат? Пришлось позвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – лыжная гонка с остановками для стрельбы по мишеням; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур. (толковый)


4. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами ( словарь синонимов).


5. Утром я проснулся поздно, не услышал звонок будильника. Только открыл глаза, слышу голос: «Еще рано». Хочу встать, а кто-то невидимый говорит: «Ложись». Стал одеваться, а он все твердит: «Раздевайся». С трудом пересилил этот голос и выбежал на улицу. Пошел по тротуару шагом. А он опять не отпускает, шепчет: «Бегом». Спасибо и на этом, а то бы я точно опоздал на урок. (словарь антонимов)


Учитель:

- А теперь Парад словарей. Они расскажут о себе и предложат вам свои задания.

Но сначала послушайте одну историю.

В метро ехал человек, увлечённо читая какую-то книгу. Время от времени он удивлённо восклицал:

-Неужели?!

- Вот это да!

- Гм…

- Так-так…

- Точно!

- Изумительно!

- Не может быть!!!

За ним долго наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, сосед спросил:

- Какую книгу вы читаете?

Человек показал ему обложку книги, это был…орфографический словарь.



Орфографический словарь:

- Я - орфографический словарь.

Со мною дружит млад и стар.

Я подскажу вам всем, друзья,

Как пишутся слова.

Чтоб проверить знания,

Выполни задания:

Вставь пропущенную букву,

Получи за это фишку.

Игра «Вставь букву»:

Дама сдавала в б…гаж:
Д…ван,
Ч…м…дан,
С…кв….яж,
К…ртину,
К…рзину,
К…ртонку
И маленькую с…бачонку. (слайд 4)


- Молодцы, справились с заданием.


Учитель: Как вы думаете, в каком словаре можно узнать о происхождении этих слов? (в словаре иностранных слов, в этимологическом словаре).


Словарь иностранных слов:

- Я - словарь иностранных слов,

Имею в арсенале 20 000 слов.

Расскажу о словах заморских,

Знакомых и привычных,

О тех, что в наш пришли язык

И остались в нём навек.


При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Кто-то пришел в наш язык очень давно, и мы считаем их уже своими, а кто-то совсем недавно. Я выдаю справку о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении.

У меня для вас есть несколько заданий. Выполните их, получите дополнительные баллы.

Задание 1. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими.

А) При проверке было выявлено немало дефектов ( недостатков).

Б) Мы гордимся нашим голкипером (вратарем).

В) В газете появилась информация о футбольном матче (сведения).

(слайд 5)


Задание 2. В предложениях замените подчеркнутые словосочетания и слова заимствованным словом.

А) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади (парад)

Б) Старший брат получил документ, утверждающий об окончании средней школы (аттестат).

В) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (тир).

Г) Он пишет воспоминания о прошлых событиях (мемуары).

Д) В сплаве обнаружено весьма незначительное количество меди (мизерное).

(слайд 6)

- Молодцы. Вы хорошо справились с моими заданиями. Спасибо.

Сценка. Отрывок из комедии А. Островского Свои собаки грызутся, чужая не приставай”

Бальзаминов. А всё-таки, маменька, видно, что она в меня влюблена. И дом, маменька, у нее каменный. Ах, блаженство!

Бальзаминова. Уж и влюблена! Понравился ты ей так, с виду, вот и всё. А ты того не забудь, что ты ещё с ней ни одного слова не говорил. Что-то она тогда скажет, как поговорит с тобой! Умных ты слов не знаешь...

Бальзаминов. Это, маменька, нужды нет. В нашем деле всё от счастья; тут умом ничего не возьмешь. Другой и с умом, да лет пять даром проходит; я вот и неумен, да женюсь на богатой!

Бальзаминова. Вот что, Миша, есть такие французские слова, очень похожие на русские, я их много знаю; ты бы хоть их заучил когда, на досуге. Послушаешь иногда на именинах или на свадьбе, как молодые кавалеры с барышнями разговаривают, - просто прелесть слушать.

Бальзаминов. Какие же это слова, маменька? Ведь как знать, может быть, они мне и на пользу пойдут.

Бальзаминова. Разумеется, на пользу. Вот слушай! Ты всё говоришь: “Я гулять пойду!” Это, Миша, нехорошо. Лучше скажи: “Я хочу проминаж сделать!”

Бальзаминов. Да-с, маменька, это лучше. Это вы правду говорите! Проминаж лучше.

Бальзаминова. Про кого дурно говорят, это – мараль.

Бальзаминов. Это я знаю-с.

Бальзаминова. Коль человек или вещь какая-нибудь не стоит внимания, ничтожная какая-нибудь, - как про нее сказать? Дрянь? Это как-то неловко. Лучше сказать по-французски: “гольтепа!”

Бальзаминов. Гольтепа. Да, это хорошо.

Бальзаминова. А вот если кто заважничает, очень возмечтает о себе, и вдруг ему форс-то собьют, - это “асаже” называется.

Бальзаминов. Я этого, маменька, не знал, а это слово хорошее. Асаже, асаже...

Бальзаминова. Дай только припомнить, а то я много знаю.

Бальзаминов. Припоминайте, маменька, припоминайте! После мне скажите...



Словарь синонимов:

- Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Словарь ребят беден. Особенно режет слух повторение слов сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил писатель Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.


Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 слов. А сколько назовете вы?

(одолеть, разбить, разгромить, раздавить, перебороть, осилить, побить, сломать, побороть, расколошматить, поразить, повергнуть, накаутировать, выиграть). (слайд 7)


Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.


Задание 3. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

А) Доктор прописал пациенту инъекции (Врач назначил больному уколы).

Б) Разъярённая вьюга замела тропинки (Злая метель занесла дорожки).

В) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания (Часовой укрылся от дождя под крышей дома). (слайд 7)


Словарь антонимов:

- Я – словарь антонимов. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. На противопоставлении построены многие пословицы ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь; Корень учения горек, а плоды его сладки), загадки (Зимой и летом одним цветом; День и ночь не устаю, на одной ноге стою).


Задание 1. Назовите пословицы, построенные на использовании антонимов.

Сытый голодному не товарищ.

Меньше говори, да больше делай

Поменьше говори, побольше услышишь.

Худой мир лучше доброй драки.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Кто чужого желает, скоро свое потеряет

Легко взять, да трудно отдать


Задание 2. Подберите антонимы к словам: (слайд 8)

Отдавать – Поздний -

Скучный – Уменьшить -

Праздник – Мириться -

Счастье – Ложь -

Тяжелый – Исчезать -

Подъём – Узкий –

Задание 3. Отвечайте хором!


Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь (НИЗКО) .

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь (БЛИЗКО) .

Скажу тебе я ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты (НАШЁЛ) .

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты (ХРАБРЕЦ) .

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай, (КОНЕЦ) .

(Джон Чаарди. Ещё одно эхо!)


Учитель:

- А вот ещё один гость. Проходите. Вы как раз вовремя! Наверное, вы тоже расскажете что-нибудь новое.


Фразеологический словарь:

- Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Фразеологизм неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. В моем словаре собраны и объясняются фразеологизмы, содержатся сведения не только о значении фразеологизма, но также о его стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске, приводятся примеры его употребления как в произведениях классической и современной русской литературы, так и в современной речевой практике. В словарной статье также размещена информация о синонимах и антонимах к данному фразеологизму, указывается происхождение фразеологической единицы.


Бить баклуши — (неодобр.) бездельничать, заниматься пустяковым делом, праздно шататься. Баклуши — небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.

Зарубить на носу

Смысл этих слов довольно ясен  -  запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.
Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».


В нашем языке жило в старину и еще одно значение слова «нос»;  
В старой Руси, как и позднее в царской России, было очень распространено взяточничество. Без взятки, подарка нельзя было добиться никакого решения ни в судах, ни в учреждениях. То, что просители приносили с собой, спрятав где-нибудь под полой, называлось, конечно, не «взяткой», а вежливо «приносом», или, короче, «носом». Если дьяк или судья принимал «нос», можно было надеяться на благоприятное решение.
Если же он отказывался, значит, или подарок показался ему мал, или же обещание было уже дано противной стороне. Тогда огорченный проситель уходил со своим носом обратно: надежды на успех не оставалось никакой. Неудивительно, что слова «уйти или остаться с носом» получили общее значение: потерпеть неудачу в просьбах, отступить, ничего не добившись.


Задание 1. Назовите фразеологизмы со словом ВОДА. (слайд 9)


Задание 2. Отгадайте фразеологизмы в рисунках(слайды 10- 15).


- Молодцы!

Толковый словарь:

-Ведьма, сев на помело,

Превратилась в НЛО,

Снова леший козни строит,

Но теперь он гуманоид.

Пересел в тарелку джин –

Устарел его кувшин.

Все живут в другой галактике

И летают к нам для практики.

-Чтобы узнать, что такое НЛО, гуманоид, галактика, козни, джин, обращайтесь к толковому словарю. Впервые определение толковому словарю дал В.И.Даль.(слайд 16)

А теперь мои задания.


Задание 1. Угадайте слово по его лексическому значению:

А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания ( термос)

Б) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт)

В) Городская наземная электрическая железная дорога ( трамвай).

Г) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

Д) Тот, кто любит свою Родину, предан своей Отчизне (патриот).

Е) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

(слайд 17)


Словообразовательный словарь:

-Я словообразовательный словарь. Могу рассказать о том, с помощью каких морфем образуются слова, какие способы образования слов есть в русском языке, и научить вас разбирать слова по составу. Кстати, от одного слова можно образовать очень большое количество слов! Например, от числительного ДВА образовано 265 слов! А родственников у этого слова ещё больше – 547.


Задание 1. Объявляется аукцион слов, которые в своем составе имеют корень слова ДВА.


Задание 2. Разберите слова по составу: ЗАСОЛОЧНЫЙ, ПОСЁЛОК, ВЫПИРАЕТ, ВСПОМИНАТЬ, ВЫНУТЬ.


Этимологический словарь:

- Вас интересует, откуда произошли те или иные слова? Ответ найдете в моей книге. Я – этимологический словарь. Объясню историю любого слова. Знаете ли вы, что знакомые нам слова сундук, карандаш, пенал, кукла вовсе не русские, а «пришлые». А что они обозначают?

СУНДУ́К м. татарск. укладка, вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замко́м, нередко, окованный и со скобами, где хранили разные вещи. Со временем сундуки и коробьи стали коренной русской утварью.

КАРАНДАШ. Заимств. в XV в. в форме карадаш (со значением "графит") из тюрк. яз., где карадаш — сложение кара "черный" и даш "камень". Вставное н — неясного происхождения…

ПЕНАЛ. Заимств. в XX в. из нем. яз., где Pennal

ЛАДЬЯ (судно, лодка). Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от *olda "челн, лодка", см. лодка. В ст.-сл. яз. ol перед согласным ла, ср. ст.-сл. равный — рус. ровный.


Учитель: Есть большое количество разных лингвистических словарей. У нас в гостях побывали несколько из них. Но и они доказали, что читать словари – интересное и поучительное дело.

(слайды 18-21) ВЫНУТЬ. Искон. Появилось по аналогии с глаголами на -нуть типа двинуть на базе вынять "вынуть", преф. производного от яти (см. взять); н является вставочным, ср. снять.


Подведение итогов конкурсов-заданий, проводимых словарями. Набравшие большее количество баллов, награждаются грамотами «Лучший знаток русского языка».


Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам лингвистических словарей. Давайте прощаться с нашими гостями, но знайте, что наши верные помощники – словари – готовы прийти на выручку в любое время.

О роли словарей в жизни человека сказано хороших слов очень многими известными людьми. Как понимаете вы слова, которые взяты эпиграфом к нашему уроку? (работа с эпиграфами)


Чтец:

Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать, Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век доживать чужой…»

В словах звучат укор и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С.Я.Маршак. Словарь)


Чтец:

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но как извечная трава,

Все пробивается сквозь плиты.

Кто нынче скажет «окоём»,

Иль «росстани», иль «первопуток» -

Всё, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,

Не прихотью, а волей сердца

Из чернозёмного пласта

Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужин.

(Всеволод Рождественский).


Чтец:

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит подобно древу,

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся как звенья,

И так растет строка

И можно различать сердцебиенье

Родного языка.

…Сидят теперь четыре института

Над словарем одним..

А Даль все так же нужен почему-то,

А Даль незаменим.

(М.Матусовский).


Учитель: Нашу встречу я хочу завершить словами И.И.Срезневского:

«Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг всякого образованного человека». (слайд 22)

Желаю успеха в освоении широких просторов русских словарей. Всем спасибо за работу. До свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-путешествие "Мы путешествуем, друзья, по словарям от А до Я"

Автор: Репная Наталья Александровна

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598272


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства