Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Город Наречие" (урок русского языка в 7 классе)»
Урок русского языка «Город Наречие»
(урок-путешествие, 7 класс)
Цели:
Способствовать закреплению изученного материала по теме «Наречие».
Проверить качество знаний.
Развить навыки работы в коллективе, в бригаде.
Помочь становлению нравственной культуры.
Задачи:
Повторить тему «Наречие».
Закрепить изученный материал.
Научить обучающихся работать в группах, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
Оборудование: план города Наречие: городские ворота, центральная площадь, замок; жители города (наречия), домики (разряды наречия), карточки «Пароль», «Стражник мужественно стоит у ворот замка», листы-маршруты, ключ-конверты, «сигналы» с номерами бригад, карточки со штрафными заданиями, списки заданий (по количеству бригад).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение целей и задач урока.
В начале урока учитель объясняет правила игры-путешествия. Дети заранее делятся на бригады по 4-5 человек.
Учитель. Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Наречие. Мы с вами как раз изучили эту часть речи. А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город. План его вы видите на доске.
Ваша цель - набрать наибольшее количество баллов при преодолении препятствий, которые будут вас поджидать в городе и замке. Каждая бригада получит лист-маршрут, где указано все, что вам необходимо делать. Но прежде чем приступать к работе, нужно заполнить первую страницу листа-маршрута. (Учитель объясняет правила заполнения.)
Лист-маршрут к уроку «Город Наречие»
Дата ___________ Класс _____________
Бригада № _____________
Ф. И. членов бригады: _______________
Препятствия-задания на пути в город Наречие
Кол-во баллов за правильное выполнение
1. Городские ворота: пароль и замок
10
2. Центральная площадь
10
3. Ров на пути к замку
5
4. Стражник
5
5. Замок
50
Кол-во набранных баллов
Оценка
65-0
«5»
50—4
«4»
40-9
«3»
меньше 30
«2»
Задание 1. Пароль и замок.
Что обозначает наречие? ______________________
Ключ. На какие вопросы отвечает наречие?
! Если вы справились с этим препятствием, то получаете 10 баллов. Если нет, то получаете штрафное задание, которое даст вам учитель.
Ш! ____________________________
Задание 2. Центральная площадь.
Заполните таблицу (слова даны на доске):
Образ действия
Время
Причина
Место
Цель
Мера
Ш! _______________________
Задание 3. Ров на пути к замку.
Напишите степени сравнения наречий:
Тяжело - _______________________
Просто - _____________________
Ш! __________________________
Задание 4. Стражник.
Сделайте морфологический разбор наречия в предложении: Стражник мужественно стоит в воротах замка.
_______________ - наречие.
I. __________________
II. _________________
III. _____________________
Ш! ________________________
Задание 5. Замок.
Добро пожаловать в замок!
Ниже в ваших маршрутных листах дан план замка (темы заданий). Сами задания вы получите от учителя после прохождения всех препятствий на пути к замку.
Обратите внимание на то, что некоторые задания из предложенного вам списка имеют дополнения, обозначенные буквой «Д»: Д! Если вы сомневаетесь в правильности выполнения какого-либо задания, то можете набрать баллы за счет выполнения этих дополнительных заданий.
Приготовьте отдельные листочки и приступайте к выполнению. Не забудьте указывать номер препятствия или дополнительного задания!
1. Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи (10 баллов).
2. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (5 баллов).
3. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е (5 баллов).
4. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (5 баллов).
6. Дефис между частями слова в наречиях (5 баллов).
7. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях (10 баллов).
8. Мягкий знак после шипящих на конце наречий (5 баллов).
Учитель. А сейчас послушайте, что вас ожидает в городе Наречие. Прежде чем в него попасть, вам необходимо найти подходящий пароль, то есть вспомнить, что обозначает наречие (показывает на карточку «Пароль», которая прикреплена рядом с воротами города), и записать правильный ответ в ваш лист. Затем нужно найти подходящий ключ, он находится в этом ключ-конверте (показывает), - отметить, на какие вопросы отвечает наречие.
После того как вы выполните первое задание и запишете ответы в нужные строчки в листе-маршруте, учитель должен проверить правильность выполнения. У каждой бригады на столе стоит «сигнал» с номером бригады. Чтобы учитель обратил на вас внимание и проверил задание, нужно номер бригады поменять на зеленый кружочек. Если у вас возникли какие-либо вопросы - устанавливайте красный кружок.
Если вы справились с этим препятствием, то получаете 10 баллов, если нет - штрафное задание. В листе-маршруте есть специальные места для выполнения этих заданий, они обозначены буквой «Ш». Только после выполнения штрафного задания вам разрешается приступить к следующему препятствию.
Карточки со штрафными заданиями к уроку «Город Наречие»
ШТРАФНОЕ ЗАДАНИЕ I
1. Выпишите из текста наречия (5 баллов):
У озера
Вечером в лесу у озера хорошо! В воздухе кружится мошкара. Где-то далеко кукует кукушка. Сосны едва слышно поскрипывают. Теплая, слегка дымящаяся вода отражает на своей зеркальной поверхности лучи заходящего солнца, порозовевшее небо и темную зелень деревьев. У травы неподвижно плавают листья кувшинок. Не шелохнется ни одна былинка, ни один кустик. Кажется, что все застыло и умолкло в ожидании приближающейся ночи, только длинноногие водомерки еще беззвучно скользят по воде, как по воздуху.
1а. Из предложенного списка выпишите наречия (2 балла):
1) (Вблизи, зимой, сослепу) птицы держатся там, где есть корм.
2) Говорил он (накануне, нарочно, быстро) громко.
3) В течение ночи охотник (чрезвычайно, утром, дважды) проверил капкан.
2а. Выпишите наречия места из предложений (2 балла):
Вблизи нет никакого жилья. Вверху над лесом показался журавлиный треугольник. Кое-где на деревьях уже желтели листья. Поблизости протекала речка Дубна.
ШТРАФНОЕ ЗАДАНИЕ III
3. Выполните по схеме: высоко - выше - выше всех
(2 балла):
Далеко
Глубоко
Красиво
3а. Перепишите, дописывая недостающие наречия
(1 балл):
Ярко
ярче
Сильно
сильнее всех
смелее
смелее всех
ШТРАФНОЕ ЗАДАНИЕ IV
4. Перепишите предложение. Подчеркните наречия как члены предложения (2 балла):
Высоко вскинули головы-маковки, будто на праздничный показ, нарядно встали во весь рост стройные кипарисы севера - зеленые ёлки.
4а. Найдите в предложении наречие. Выпишите его (1 балл):
Море могуче катило свои свинцовые волны.
Учитель. Это центральная площадь. Здесь собралось большое количество народа. Чтобы пройти к замку, вам необходимо развести жителей по домам. Вы знаете, что наречия бывают разные, каждое относится к определенному разряду (учитель показывает на домики и называет разряды наречий). Вам нужно заполнить таблицу, которая находится в ваших листах. Если вы правильно выполняете это задание-препятствие, то переходите к следующему, если нет, то получаете штрафное задание.
Уч-ся выполняют задание.
Учитель. Вот вы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран. Вы должны доложить недостающие бревна, то есть написать степени сравнения наречий: ТЯЖЕЛО и ПРОСТО. Все это записываете в своем листе. При неправильном выполнении получаете штрафное задание, при правильном - переходите к следующему.
Уч-ся выполняют задание.
Учитель. Как вы видите, не так-то просто попасть в замок (читает предложение): «Стражник мужественно стоит в воротах замка» - сделайте морфологический разбор наречия в этом предложении. И опять: правильно выполняете - поздравляем, добро пожаловать в замок. Неправильно - штрафное задание. За каждое штрафное задание вы тоже получаете определенное количество баллов, но меньшее, чем если бы вы преодолели препятствие.
После того как ученики прошли город и подошли к замку, учитель дает бригаде план замка и список заданий.
Учитель. На обратной стороне плана написаны темы и количество баллов. Это вы выполняете на отдельных двойных листочках, которые в конце урока вложите в лист-маршрут.
Выполнять задания вы можете в любом порядке. Если сомневаетесь в правильности, то можете набрать баллы за счет дополнительных заданий, которые обозначены буквой «Д!». Не забудьте указывать номер препятствия и дополнительного задания. Итак, еще раз повторяю: ваша задача - набрать наибольшее количество баллов. На первой странице листа- маршрута указано количество баллов и соответствующая оценка. Ребята, помните, что от каждого из вас будет зависеть результат и оценка товарищей по команде, а соответственно и ваша. Будьте внимательны и аккуратны. Любая ваша ошибка - это снижение баллов всей команде. Все ли вам понятно?
Если возникли какие-либо вопросы, то учитель должен на них ответить. Затем каждой бригаде выдаются лист- маршрут и ключ-конверт. Учащиеся приступают к работе. Учитель в ходе урока проверяет правильность выполнения заданий, при необходимости выдает штрафные задания, симметричные препятствиям.
Для объективности выставляемых оценок можно предложить самим учащимся оценить друг друга, поставить оценки, обсудив их всей бригадой.
Расшифровка препятствий к заданию 5 - «Замок»
1. Перепишите, раскрывая скобки (10 баллов).
Труд - это благороднейший исцелитель всех (не)дугов. Для великих дел (не)обходимо (не)утомимое постоянство. (Не)знающие страдания (не)знают и блаженства. Если работа (не)окончена, (не)принимайся за другую. Узкая дорожка (не)торопливо вилась между деревьями. Небо было (не)обыкновенно синее, и по нему плыли легкие облака. Солнце палило (не)щадно. (Не)мудрено сделать, да трудно задумать. Старайся (неподдельным, а настоящим быть.
Д! Перепишите, раскрывая скобки (2 балла):
(Не)высоко, а низко; (не)ряшливо; (не)а(к, кк)уратно; (недалеко; (не)редко; далеко (не)просто; (не)(по)русски.
Чехов (некогда, никогда) не был равнодушным и безыдейным художником. (Негде, нигде) так благородно (не)работал Тургенев, как в Спасском. Кто (некуда, никуда) (не)стремится, (нечего, ничего) (не)хочет делать и (некуда, никуда) (не)зовет, тот (не)может быть художником. В глубоких горных пещерах (некогда, никогда) жили наши предки - древние люди.
2а. Спишите, раскрывая скобки (20 баллов).
(Не)чего руками рассуждать, коли ума нет. Живем не пышно, (ни)чего не слышно. Нет (ни)чего радостнее труда. Не делай (ни)чего противного твоей совести н.. на людях, н.. наедине. Сколько бы глаз (не, ни)поднимался, выше бровей (не, ни)поднимется. Люди, которым всегда (не, ни)когда, обыкновенно (ни)чего (не)делают. (Не, ни)когда (не)бывает великих дел без великих препятствий. Простота в иску(с, сс)тве (не)низшая, а высшая ступень. Силы, (не)освященные трудом, тупеют. Притворная похвала (не)делает чести (не, ни)тому, кто ее говорит, (не, ни)тому, к кому она относится. (Не, ни) на секунду (не)успокаивайся на достигнутом. Когда мы (несчастны, мы сильнее чувствуем (не)счастья других. В лесу (не)редко можно услышать скрип и стон надломленных ветром деревьев.
Д! Вставьте пропущенные буквы (1 балл):
Н..сколько смущенный, н..чего бояться, н..кто не виноват, н..что удивительное, н..сколько не встревоженный, неоткуда взять, н..какой другой.
3. Образовать от данных прилагательных наречия. Составить с ними три предложения.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы (5 баллов).
С моря свеж., подул ветер. Подул сильный ветер, море стало зловещ., черным. Свирепый ветер выл негодующ.., угрожающ.. . Перед грозой природа замерла выжидающ.... Как хорош., отдохнуть у моря в ясный, погожий день!
5. Образуйте от данных слов наречия с приставками В-, НА; ЗА; ИЗ; ДО; С- (5 баллов).
(По)весеннему конопаты, (по)ребячьему хороши, переваливаются утята - косолапые малыши. Снов.. зазвенели в лесах птичьи голоса, но уже (по)другому - без увлечения и страсти. Поступайте (по)своему усмотрению. Вновь (по)новому запели птицы весной. Охотник шел (по)видимому звериному следу. Все здесь осталось (по)старому. Дорога мало(помалу) делается плотиной для бегущих ручьев. Море спит точь(в)(точь) как человек.
7. Слитно или раздельно вы напишете слова со скобками? Спишите. (10 баллов):
Гнев (в)начале безумие, а потом раскаяние. Избегай той шутки, которая сказана наполовину (в)серьез. Глядит (в)доль, а живет (по)перек. Делано (на)спех и сделано (на)смех. (В)дали синеватой очертания горных вершин проступали. (В)дали виднелось небольшое селение. (В)начале плоды помидоров не употребляли в пищу, почему-то считали их ядовитыми. Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто (по)пусту слов не тратит. (В)начале лета появляются первые ягоды - черешня и клубника.
Все небо сплош.. затянуто белесой пеленой. Лошади бешено мчались вскач... Двери в доме стояли настеж.., в комнатах не было ни души. Кроет уж... лист золотой влажную землю в лесу.
9. Напишите как можно больше наречий, образованных по аналогии с такими: инкогнито, налево, размашисто и т. п. (1 балл за каждое наречие).