kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Произносительные особенности речи жителей Пермского края" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Знакомит с особенностями пермского говора. Способствует формированию культуры говорения у обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Произносительные особенности речи жителей Пермского края" 6 класс»

Технологическая карта урока

Учитель

Лифшиц Екатерина Алексеевна (преподаваемые предметы: русский язык и литература)

Предмет

Русский язык

Класс, школа

6 класс, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми

Тема урока

Произносительные особенности речи жителей Пермского края

Тип урока по ФГОС

Урок развития речи

Цель урока

Образовательная: познакомить с особенностями пермского говора; обеспечить формирование у обучающихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата.

Воспитательная: способствовать формированию культуры говорения у обучающихся;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.

Развивающая: развивать дикционные способности и навыки;

развивать мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: понимать, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека; развить уважение к правильной речи.

Метапредметные: осознавать язык как основное средство человеческого общения; осознавать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Предметные: научить правильно использовать артикуляционный аппарат;

приобретение опыта четкого произношения слов, их ясного проговаривания.


Наглядно-демонстративный материал

Карточки для индивидуальной работы и работы в группах.


Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент


Приветствует обучающихся.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

Карточка с выражениями из «Пермского разговорника».

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников.


Прочитайте выражения, которые вы видите на карточках. Употребляете ли вы эти слова в повседневной речи? Можно ли сказать, что тот, кто использует эти слова и выражения, образованный и культурный человек?

Как вы думаете, эти слова и выражения известны в других городах, областях?

В прошлой четверти мы говорили о различиях в употреблении слов жителями разных территорий. Как называются слова, которые употребляются жителями только определенной территории?


Вспомним, что диалект (или говор) – это разновидность языка с собственным словарным запасом.

Читают предложения с карточек. Отвечают на вопросы.

3. Создание проблемной ситуации


Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Фиксирует интеллектуальные затруднения при выполнении задания.


Посмотрите еще раз на карточки. Можно ли сказать о том, что существует пермский говор?

Различие пермского говора и литературного языка мы можем увидеть только на лексическом уровне?

Как вы считаете, как каком из перечисленных уровней языка отклонения от нормы в пермском говоре будут более заметны?


Предположите, какие особенности произношения можно выделить в пермском говоре.


Отвечают на вопросы.





Выводы: пермский говор существует, отклонения заметны на фонетическом уровне.


4. Открытие нового знания


Особенности пермской речи – на доске










Аудиозаписи: отрывок из телепередачи «Люди говорят» (ТК Ветта), отрывок из интервью с радиодиктором Ильей Прудовским.


Давайте перечислим основные особенности пермской речи:

1) Зажатая малоподвижная нижняя челюсть;

2) Высокий темп речи;

3) Утрата безударных гласных;

4) Утрата согласных звуков;

5) Ыканье.


Предлагаю послушать две аудиозаписи: на одной звучит речь пермяков, а на другой нет. Ваша задача – внимательно послушать и угадать, кто где говорит.

На что вы обратите внимание в первую очередь?


Включает аудиозаписи.


Какие из перечисленных особенностей мы можем наблюдать в речи пермяков, говорящих на данной аудиозаписи?










Слушают записи, отвечают на вопросы. Смотрят на доску и перечисляют те произносительные особенности, которые услышали.










5. Постановка целей и задач


Эти произносительные особенности характерны для жителей всего Пермского края.


Как вы считаете, нужно ли предпринимать какие-то действия, чтобы избавиться от таких особенностей в нашей речи?

Зачем говорить четко и правильно?

Можно научиться произносить звуки четко и правильно за один урок? Нужна длительная подготовка для достижения результата. Давайте сформулируем цель, которую будем достигать.

Отвечают на вопросы, делают вывод: говорить четко и правильно нужно, чтобы быть услышанным и понятым не только в Перми, но и за её пределами.



Формулируют цель и задачи урока.


Цель: выявить особенности пермского говора в речи друг друга.

Задачи: следить за своей речью, внимательно слушать собеседников, выполнять артикуляционную гимнастику.


6. Применение нового знания

Карточка с вопросами для говорящего, карточка с таблицей оценивания для слушающих.

Разделитесь на группы по 4 человека. Говорящему выдается карточка с вопросами, он на них вслух свободно отвечает. Остальные в группе – слушающие, внимательно следят за речью говорящего, не перебивая его, отмечают в таблице те особенности пермского говора, которые заметили.


Называет особенности пермского говора, просит слушающих поднимать руки, когда звучит та особенность, которую они отметили. Подсчитывает количество поднятых рук и определяет, какое из отклонений от нормы преобладает.


Что нужно делать, чтобы научиться говорить четко и правильно, избавиться от всех этих недостатков речи?

Делятся на группы по 4 человека. Распределяют роли в группе. Один человек в группе говорит, остальные ­– слушают и заполняют таблицу.













Вывод: нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

7. Закрепление нового знания

Упражнение 1. Релаксация.

Упражнение 2. Сомкнули – на улыбку.

Упражнение 3. Боковые подтягивания.

Упражнение 4. Движение губами.

Упражнение 5. Облизали зубы.

Упражнение 6. Для языка

Упражнение 7. Давим на челюсть

Упражнение 8. Артикуляция гласных А, О, У, Ы, И.

Чтобы говорить четко и правильно, мы должны задействовать все органы речи: язык, губы, челюсть. Невозможно выстроить объемное звучание с полузакрытым ртом.

Чтобы исправить характерные для пермской речи недостатки (вялость губ, зажатость челюсти), мы выполним артикуляционную гимнастику.



Руководит артикуляционной гимнастикой, показывает, как выполнять упражнения, следит за правильностью выполнения.


Сначала нужно расслабить мышцы лица и тела. Сесть на краешек стула, откинуться назад, чтоб лопатки касались спинки стула, положить руки на колени ладонями вверх, закрыть глаза, полностью расслабиться. Сделать глубокий вдох и выдох.

Открыть глаза.

Выполняем упражнение «Сомкнули – на улыбку».

Оставляя мышцы лица и щек свободными, вытягиваем губы вперед трубочкой, задерживаем на несколько мгновений, освобождаем мышцы и сразу же растягиваем губы в улыбке. Повторяем 5 раз.

Выполняем упражнение «Боковые подтягивания».

Оставляя мышцы лица свободными, поочередно подтягиваем уголки губ, будто усмехаясь. Подтягиваем уголок губ с левому уху и освобождаем мышцы, затем к правому. Повторяем 5 раз.

Далее двигаем вытянутыми губами по часовой стрелке, челюсть при этом не работает. Повторяем 5 раз.


Выполняем следующее упражнение. Оставляя мышцы лица свободными, круговыми движениями языка, постоянно меняя направление, облизываем губы с внутренней стороны.


Далее напряженным острым языком пытаемся дотянуться до носа, затем до подбородка, затем поочередно до каждого уха. Повторяем 5 раз.


Выполняем следующее упражнение. Ставим кулак под челюсть, пытаемся открыть рот, чувствуем сопротивление кулака. Повторяем 5 раз.


Поработаем над артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы, И. При произношении звука [а] нижняя челюсть опущена свободно.

Рот раскрыт настолько, что между зубами можно положить два пальца – указательный и средний. При произношении [о] нижняя челюсть опущена, но меньше, чем при [а]. Рот раскрыт настолько, что между зубами можно положить ребром указательный палец. Губы несколько выдвинуты вперед и округлены. При произношении [у] губы выдвинуты вперед. При произношении [ы] губы несколько растянуты, уголки губ округлены. При произнесении [и] губы растянуты, раскрыты.


Почувствовали напряжение органов речи?

Это малая часть упражнений, которые можно выполнять для улучшения дикции. С другими упражнениями мы познакомимся на следующих уроках.


Выполняют артикуляционную гимнастику, глядя на учителя.

8. Домашнее задание

Карточки «Артикуляционная гимнастика для занятий дома».

Выучить порядок упражнений для гимнастики. Найти упражнения для артикуляционной гимнастики (из различных источников).

Записывают домашнее задание в дневники.



9. Рефлексия (подведение итогов урока)

Карточки для рефлексии.

Как вы считаете, смогли ли мы выполнить те задачи, которые определили для себя на уроке? Получилось достигнуть цели? А избавиться от пермского говора смогли?

Что будем делать на следующих уроках развития речи?


Выдает небольшую анкету, предлагает подумать над вопросами в ней, анализирует ответы для дальнейшей работы.

Отвечают на вопросы.

Вписывают свои ответы в анкету.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Произносительные особенности речи жителей Пермского края" 6 класс

Автор: Лифшиц Екатерина Алексеевна

Дата: 05.09.2021

Номер свидетельства: 586262

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства