2. Актуализация знаний | Карточка с выражениями из «Пермского разговорника». | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников. – Прочитайте выражения, которые вы видите на карточках. Употребляете ли вы эти слова в повседневной речи? Можно ли сказать, что тот, кто использует эти слова и выражения, образованный и культурный человек? – Как вы думаете, эти слова и выражения известны в других городах, областях? – В прошлой четверти мы говорили о различиях в употреблении слов жителями разных территорий. Как называются слова, которые употребляются жителями только определенной территории? – Вспомним, что диалект (или говор) – это разновидность языка с собственным словарным запасом. | Читают предложения с карточек. Отвечают на вопросы. |
3. Создание проблемной ситуации | | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Фиксирует интеллектуальные затруднения при выполнении задания. – Посмотрите еще раз на карточки. Можно ли сказать о том, что существует пермский говор? – Различие пермского говора и литературного языка мы можем увидеть только на лексическом уровне? – Как вы считаете, как каком из перечисленных уровней языка отклонения от нормы в пермском говоре будут более заметны? – Предположите, какие особенности произношения можно выделить в пермском говоре. | Отвечают на вопросы. Выводы: пермский говор существует, отклонения заметны на фонетическом уровне. |
4. Открытие нового знания | Особенности пермской речи – на доске Аудиозаписи: отрывок из телепередачи «Люди говорят» (ТК Ветта), отрывок из интервью с радиодиктором Ильей Прудовским. | – Давайте перечислим основные особенности пермской речи: 1) Зажатая малоподвижная нижняя челюсть; 2) Высокий темп речи; 3) Утрата безударных гласных; 4) Утрата согласных звуков; 5) Ыканье. – Предлагаю послушать две аудиозаписи: на одной звучит речь пермяков, а на другой нет. Ваша задача – внимательно послушать и угадать, кто где говорит. На что вы обратите внимание в первую очередь? Включает аудиозаписи. Какие из перечисленных особенностей мы можем наблюдать в речи пермяков, говорящих на данной аудиозаписи? | Слушают записи, отвечают на вопросы. Смотрят на доску и перечисляют те произносительные особенности, которые услышали. |
5. Постановка целей и задач | | – Эти произносительные особенности характерны для жителей всего Пермского края. – Как вы считаете, нужно ли предпринимать какие-то действия, чтобы избавиться от таких особенностей в нашей речи? – Зачем говорить четко и правильно? – Можно научиться произносить звуки четко и правильно за один урок? Нужна длительная подготовка для достижения результата. Давайте сформулируем цель, которую будем достигать. | Отвечают на вопросы, делают вывод: говорить четко и правильно нужно, чтобы быть услышанным и понятым не только в Перми, но и за её пределами. Формулируют цель и задачи урока. Цель: выявить особенности пермского говора в речи друг друга. Задачи: следить за своей речью, внимательно слушать собеседников, выполнять артикуляционную гимнастику. |
6. Применение нового знания | Карточка с вопросами для говорящего, карточка с таблицей оценивания для слушающих. | – Разделитесь на группы по 4 человека. Говорящему выдается карточка с вопросами, он на них вслух свободно отвечает. Остальные в группе – слушающие, внимательно следят за речью говорящего, не перебивая его, отмечают в таблице те особенности пермского говора, которые заметили. Называет особенности пермского говора, просит слушающих поднимать руки, когда звучит та особенность, которую они отметили. Подсчитывает количество поднятых рук и определяет, какое из отклонений от нормы преобладает. – Что нужно делать, чтобы научиться говорить четко и правильно, избавиться от всех этих недостатков речи? | Делятся на группы по 4 человека. Распределяют роли в группе. Один человек в группе говорит, остальные – слушают и заполняют таблицу. Вывод: нужно выполнять артикуляционную гимнастику. |
7. Закрепление нового знания | Упражнение 1. Релаксация. Упражнение 2. Сомкнули – на улыбку. Упражнение 3. Боковые подтягивания. Упражнение 4. Движение губами. Упражнение 5. Облизали зубы. Упражнение 6. Для языка Упражнение 7. Давим на челюсть Упражнение 8. Артикуляция гласных А, О, У, Ы, И. | – Чтобы говорить четко и правильно, мы должны задействовать все органы речи: язык, губы, челюсть. Невозможно выстроить объемное звучание с полузакрытым ртом. Чтобы исправить характерные для пермской речи недостатки (вялость губ, зажатость челюсти), мы выполним артикуляционную гимнастику. Руководит артикуляционной гимнастикой, показывает, как выполнять упражнения, следит за правильностью выполнения. – Сначала нужно расслабить мышцы лица и тела. Сесть на краешек стула, откинуться назад, чтоб лопатки касались спинки стула, положить руки на колени ладонями вверх, закрыть глаза, полностью расслабиться. Сделать глубокий вдох и выдох. Открыть глаза. Выполняем упражнение «Сомкнули – на улыбку». Оставляя мышцы лица и щек свободными, вытягиваем губы вперед трубочкой, задерживаем на несколько мгновений, освобождаем мышцы и сразу же растягиваем губы в улыбке. Повторяем 5 раз. Выполняем упражнение «Боковые подтягивания». Оставляя мышцы лица свободными, поочередно подтягиваем уголки губ, будто усмехаясь. Подтягиваем уголок губ с левому уху и освобождаем мышцы, затем к правому. Повторяем 5 раз. Далее двигаем вытянутыми губами по часовой стрелке, челюсть при этом не работает. Повторяем 5 раз. Выполняем следующее упражнение. Оставляя мышцы лица свободными, круговыми движениями языка, постоянно меняя направление, облизываем губы с внутренней стороны. Далее напряженным острым языком пытаемся дотянуться до носа, затем до подбородка, затем поочередно до каждого уха. Повторяем 5 раз. Выполняем следующее упражнение. Ставим кулак под челюсть, пытаемся открыть рот, чувствуем сопротивление кулака. Повторяем 5 раз. Поработаем над артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы, И. При произношении звука [а] нижняя челюсть опущена свободно. Рот раскрыт настолько, что между зубами можно положить два пальца – указательный и средний. При произношении [о] нижняя челюсть опущена, но меньше, чем при [а]. Рот раскрыт настолько, что между зубами можно положить ребром указательный палец. Губы несколько выдвинуты вперед и округлены. При произношении [у] губы выдвинуты вперед. При произношении [ы] губы несколько растянуты, уголки губ округлены. При произнесении [и] губы растянуты, раскрыты. – Почувствовали напряжение органов речи? Это малая часть упражнений, которые можно выполнять для улучшения дикции. С другими упражнениями мы познакомимся на следующих уроках. | Выполняют артикуляционную гимнастику, глядя на учителя. |