kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проект "Роль имён существительных в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;

-воспитывать чувство ответственности за общее дело при работе над мини проектом в малых группах. Формировать активную личностную позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект "Роль имён существительных в речи"»

Конспект открытого урока в 5 классе по теме:«Роль имён существительных в речи»

Учитель русского языка и литературы Машихина Валентина Александровна,

МОУ «ООШ с. Жестянка Пугачёвского района Саратовской области»



Тема: Урок- проект по теме «Роль имён существительных в речи»

Тип урока: повторительно - обобщающий урок


Форма обучения: организация исследовательской деятельности на уроке русского языка;


Цели урока:

-повторить изученные теоретические сведения об имени существительном, отработать полученные знания на практике;

- формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся;

-Формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;

Развивать навыки самоконтроля;

Создать ситуацию успеха;

-воспитывать чувство ответственности за общее дело при работе над мини проектом в малых группах. Формировать активную личностную позицию.

Оборудование:

- Учебник (авт. Т.А. Ладыженская)

- рабочие тетради;

- памятки при работе в малых группах;

- задания для мини проектов;

- ПК, , презентация проектов

Кластерная таблица по теме «Морфология. Имя существительное»


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята, садитесь.


- Ну, проверьте-ка, друзья,

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.


  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Мы начинаем необычный урок повторения по теме «Имя существительное». Необычен он тем, что этот урок- проект. Проект – новое дело. Архитектор проектирует новые здания. Конструктор – новые самолеты, а мы с вами будем проектировать новый урок. Каждый этап урока будет строиться на ваших творческих проектах.


3. Словарная работа:

( работа с толковым словарём)

Презентация – представление, защита проектов;

Вернисаж – выставка картин. 


4. Лингвистическая разминка с мячом.

- Что такое лингвистика?

- С какими разделами лингвистики мы познакомились?

- Что изучает фонетика?

- Раздел лингвистики, изучающий нормы правильного произношения слов, называется…

- Назовите словообразующие морфемы.

- Что можно сказать о слове по следующей морфемной модели:

- Что изучает морфология?

.- Какую часть речи мы с вами изучили?

( Имя существительное)


5.Проверка домашнего задания

С именем существительным мы сталкивается в первые дни своей жизни.  Каждому из вас при рождении дали имя. А ведь имя – это тоже имя существительное.


1)Выступление учащихся с мини-проектом «Что в имени тебе моём?».


2)Вернисаж «Я рисую «Имя существительное»

-Об имени существительном вы сейчас расскажите, представив нам свою презентацию.

(Каждый из участников проекта показывает и комментирует рисунок, выставленный на вернисаж «Я рисую «Имя существительное» (презентация рисунков).


-Я нарисовала город Имя существительное. В нем есть падежный проспект, который пересекают улицы падежей, их шесть. В центр города можно попасть по улице Одушевленной и Неодушевленной, Собственной и Нарицательной. Улицы Мужского, Женского и Среднего рода пересекают улицы 1, 2, 3 склонения.


- Я нарисовал имя существительное в виде старинного замка, где «живут» его морфологические признаки: на башнях - существительные женского, мужского, среднего рода, чуть ниже- склонения,. У дверей стоят одушевленные и неодушевленные швейцары, на воротах – собственные и нарицательные рыцари, на крышах расположились падежи.

.

- Я нарисовала имя существительных в виде географической карты, где есть остров, на котором расположены  города  Главные члены предложения, Второстепенные члены предложения.


- А я представлю имя существительное в виде горы  Орфограммы в окончаниях существительных.


6.Физминутка

Глазки быстро заморгали

Раз, два, три, четыре, пять.

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдет ещё минута, надоест им так сидеть.


7. Формирование групп для проведения исследований и определение плана работы учащихся в группах.

–Ребята, а как вы думаете, почему изучение морфологии начинается с изучения имени существительного?

(Может быть, потому, что существительные играют в речи важную роль).

-Давайте проверим это предположение. Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую  работу и самостоятельно сделать открытие:

Берёшь перо, берёшь листок.

Фантазий радужных поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир и оживить

Ряд строчных правил, строгих слов.

Ну что, дружок, уже готов?

Лингвистика серьёзная страна.

Она так долго вас ждала.

Открытия совершить спешим

Науку мы не насмешим.


Пройдите за круглые столы. Правила работы в группах вам знакомы. Для каждой группы я приготовила свое задание.

Пожалуйста, внимательно прочитайте, что вам необходимо сделать и подумайте, как выполнить это задание.


8. Самостоятельная работа в группах. Защита полученных результатов и выводов.


Задание для первой группы

Тема. Частотность употребления в речи имен существительных (на примере стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья», где из 22 слов нет ни одного глагола, а преобладающая часть речь – существительное – 14 слов.)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Гипотеза (тезис, предположение). Имена существительные употребляются в речи чаще других частей речи.


Доказательства.

Всего слов в тексте

Из них самостоятельных частей речи

Из них –

имен существительных

22

6

14

Вывод: Имена существительные встречаются в речи чаще, чем другие части речи.


Задание для второй группы

Тема. Роль имен существительных в словосочетаниях.

( на  примере стихотворения Н. Лухтина .

Догорают дни у просек

На рябиновых кострах.

По дорогам ходит осень

В красно-жёлтых сапогах.

Старушонкой в серой шали

По утрам встаёт заря.

Шустрый ветер бойко шарит

По амбарам сентября. )

Гипотеза (тезис, предположение). В словосочетаниях имена существительные могут быть как главным, так и зависимым словом.

Примеры словосочетаний – по 2.

Существительное – главное слово  

Шустрый ветер, по амбарам сентября и т. д.)

Существительное – зависимое слово

Ходит по дорогам, ходит в сапогах и т.д.)

Вывод: в словосочетаниях имена существительные могут быть как главным, так и зависимым словом.


Задание для третьей группы

Тема. Синтаксическая роль  имен существительных в предложениях (на примере текста упражнения 798)

Гипотеза (тезис, предположение). В предложениях имена существительные могут выполнять различную синтаксическую роль.

Примеры предложений.

Арфа- старинный щипковый инструмент.

Красотой внешнего облика превосходит всех в оркестре.

- - - - - - -                    - - - - - -                                _._._._._.

Вывод: в предложениях имена существительные могут выступать в роли всех членов предложения.



9. Подведение итога.

- Так какое открытие вы сегодня сделали?

1)Имена существительные играют важную роль, потому что…

2) заключительное слово учителя;

-Мы сегодня говорили о существительном, пришли к выводу, что имя существительное по частоте употребления в речи занимает первое место.

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность снов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром Паустовский говорит: « Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам» Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины. Очень часто существительные несут в себе эмоциональную окраску. Употребление сравнений, метафор , синонимов делают нашу речь образной и выразительной.


10.Домашнее задание. Мини- проект.


Задание для первой группы                 (оформить запись в тетради)

Тема. Частотность употребления в речи имен существительных (на примере текста упражнения 467)

Гипотеза (тезис, предположение). Имена существительные употребляются в речи чаще других частей речи.

Доказательства.

Всего слов в тексте

Из них самостоятельных частей речи

Из них имен существительных




Вывод. 

Имена существительные встречаются в речи____________, чем другие части речи.


Задание для второй группы                        (оформить запись в тетради)

Тема. Роль имен существительных в словосочетаниях  (на примере текста упражнения 467)

Гипотеза (тезис, предположение). В словосочетаниях имена существительные могут быть как__________, так и _____________ словом.

Доказательства (примеры словосочетаний ( по 2):

  1. существительное - _____________ слово:

  1. существительное - _______________ слово:

Вывод: в словосочетаниях имена существительные могут быть как ______________, так и ____________ словом.


Задание для третьей группы                (оформить запись в тетради)

Тема. Синтаксическая роль  имен существительных в предложениях (на примере текста упражнения 467)

Гипотеза (тезис, предположение). В предложениях имена существительные могут выполнять ________________ синтаксическую роль.

Доказательства (примеры предложений):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: в предложениях имена существительные могут выступать в роли ____________ членов предложения.

10. Оценка деятельности учащихся на уроке.


Вам всем сегодня присуждается звание грамматиков.    

         

                                     Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-проект "Роль имён существительных в речи"

Автор: Машихина Валентина Александровна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства