Урок профессионального русского языка. Тема: Национальные виды спорта. Глагол (объектные отношения)
Урок профессионального русского языка. Тема: Национальные виды спорта. Глагол (объектные отношения)
Цель урока:
-повторить изученные сведения о глаголах (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция), развитие речи не получилось? Почувствовали ли вы радость ?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок профессионального русского языка. Тема: Национальные виды спорта. Глагол (объектные отношения)»
План учебного занятия№
Дата:
Преподаватель: Абилев.М.К.
Предмет:Профессиональный русский язык
Специальность, группа: 218к
Тема урока:. Национальные виды спорта. Глагол (обьектные отношения)
Тип занятия, форма проведения урока –урок-практикум, работа в группах
Цель урока:
-повторить изученные сведения о глаголах (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция), развитие речи не получилось? Почувствовали ли вы радость ?
VII. Домашнее задание. Эссе «Спорт- это здоровье». Повторить тему СПП
на основе работы с текстом
- воспитывать внимание к слову;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции обучаемых;
- развивать логическое мышление студентов
- развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;
Методы урока – наблюдение над языковыми фактами, блиц-опрос, лингвистическая разминка, выполнение практических упражнений, самостоятельная исследовательская работа в группах, лингвистическая задача, работа с текстом,
Оборудование: компьютер, тексты для групповой работы, учебник.
Ценности: Истина.
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент.
Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности).
2 мин
2
Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у студентов
а) лингвистическая разминка;
б) блиц-опрос;
в) практическое упражнение (выявление места и причины затруднения);
г) исследовательская работа (в группах) (построение проекта выхода из затруднения).
15мин
3
Метод изложения нового материала. Работа с текстом
а) практические упражнения (реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи);
б) работа с текстом (в парах);
в) практическая работа (по рядам) (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону);
г) мини-тест.
20 мин
6
Подведение итога урока. Рефлексия.
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
.. Эссе «Спорт- это здоровье». Повторить тему СПП
2 мин
Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, -
присутствием своим животворит отдельные слова”
Н.Греч.
.Ход урока:
I. Организационный момент. Создание позитивного настроения.
Слово учителя: Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.
– Прочитайте про себя это предложение, написанное на доске.
– А теперь его же, но с радостью вслух.
– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?
– И все вместе. Молодцы!
– А как вы понимаете, что такое успех? (Ответы учащихся.)
– А радость? (Ответы учащихся.)
Давайте же сегодня на уроке порадуем друг друга, почувствуем удовлетворение от того, что мы знаем и умеем делать, а помогут нам в этом глаголы: видеть, слышать, чувствовать. Запишите тему нашего урока: “Глаголы переходные и непереходные”. Мы должны выяснить, какие глаголы называются переходными, а какие непереходными, научиться различать их, доказывать, какой перед нами глагол. Но сначала вспомним, что мы знаем о глаголе.
II. Этап повторения, актуализации знаний:
Верите ли вы, что?
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? (Нет.)
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (Да.)
Глаголы в предложении бывают сказуемым? (Да.)
Что у глагола бывает IIIспряжения? (Нет.)
Что глаголы изменяются по по временам? (Да.)
Что глаголы изменяются по числам? (Да.)
Что глаголы изменяются по родам во множественном числе? (Нет.)
III. Объяснение нового материала. Я рада, что предыдущий материал вы усвоили успешно и надеюсь, что с новым вы так же хорошо справитесь. Итак, глаголы бывают переходными и непереходными. Но как их различить? – Давайте сравним эти два предложения (открывается левая половина доски):
Микула пахал поле.
Вольга увидел его (Микулу).
Прочитайте эти предложения, найдите глагол. А теперь с помощью вопроса установим смысловую связь между глаголом и дополнением, которое его поясняет: пахал что? поле; увидел кого? его.
В каком падеже стоит существительное? А местоимение? Верно, в винительном. А теперь посмотрим на другие предложения. (Открывает правую половину доски.)
Микула работал.
Вольга ехал.
Можно ли к данным глаголам подобрать существительные-дополнения, ставя вопросы: кого? что? (Нет.)
А с другими вопросами?
Попробуем сделать вывод, чем же отличаются глаголы с правой и левой сторон доски. (Дети делают вывод, что одни сочетаются с существительными в вин.падеже без предлога, другие нет.)
Правильно, ребята, глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными вин.п. без предлога, называются переходными. Остальные глаголы – непереходными.
Давайте увидим это правило. Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте про себя. Давайте услышим это правило, прочитаем его вслух, (чтение вслух). А сейчас попробуем почувствовать его (поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши, проговаривают вслух).
Попытаемся определить переходный или непереходный глагол, подставляя вопросы: кого, что?
Для примера возьмем фразеологические обороты, которые в будущем могут украсить нашу речь.
Ученики выполняют задание, по очереди выходя к доске, остальные записывают в тетрадь. Например: Бить (что?) баклуши. Глагол бить – переходный.
Отбился от рук. Идти в гору. Выйти из себя. Подвести черту. Корова языком слизала. Гора с плеч свалилась. Не пробьешь пушкой. Тряхнуть стариной.
Блоху подковать Бросить перчатку Играть в бирюльки Высунуть язык Витать в облаках Втирать очки Встать с левой ноги Кормить обещаниями
IV. Физминутка – закрепление материала.
А сейчас совместим полезное с приятным. Попробуйте определить переходный глагол или непереходный на слух. Если глагол переходный, руки поднимаем вперед, если непереходный – вверх.
Зачитываются фразеологизмы:
Купить кота в мешке. Гора с плеч свалилась. Из мухи делать слона. Родился под счастливой звездой. Знать на зубок. Подобрать ключик. Жить на широкую ногу
Задать головоломку Жить бирюком Отложить в долгий ящик Вдохнуть жизнь Душа в пятки ушла Задеть за живое Держать нос по ветру
Если дети ошибаются останавливаем и говорим: “большинство решило, что глагол… переходный, непереходный, докажите. Таким образом, исправляем неверные ответы.
V. Контроль.Самостоятельная работа с текстом.
Распределить глаголы из текста в два столбика: в левый переходные глаголы, в правый – непереходные.
Необычный стрелок
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.)