kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- проект "Топонимы. История деревни в названиях улиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  данного урока -  создать условия для исследовательской деятельности учащихся, в процессе которой ребята сделают вывод о том, что топонимы являются отражением социальной культуры народа, названия улиц тесно связаны с историей развития села. Урок-исследование расширяет кругозор учащихся, обогащает словарный запас, способствует развитию монологической речи, развивает навыки публичного выступления, умение работать в команде. Исследовательская работа способствует усвоению познавательного материала, собранного ребятами самостоятельно из различных источников. Исследование на основе краеведческого материала помогает решать воспитательные задачи: формирование уважительного отношения к историческому прошлому страны, любви к Малой Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок- проект "Топонимы. История деревни в названиях улиц"»

Урок –проект (в рамках реализации НРЭО языкового образования )
Тема: «Топонимы. История деревни Водопойка в названиях улиц»
Продолжительность проекта: 2 урока

По доминирующей деятельности: исследовательский

По предметно-содержательной области: межпредметный и надпредметный

По количеству участников: коллективно - групповой
Класс: 8 класс.
Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, в процессе которой ребята сделают вывод о том, что топонимы являются отражением социальной культуры народа, названия улиц тесно связаны с историей развития села.

Задачи урока:
- обучающие:

  1. Сформировать умение собирать, анализировать и обобщать информацию.

  2. Формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской деятельности.

  3. Содействовать обогащению словарного запаса учащихся через работу со словарями.

  4. Сформировать у учащихся знания о роли топонимов в русском языке.

  5. Повторить сущность понятий: топонимика, топоним.

  6. Развивать у учащихся навык работы со справочниками, толковым словарем и Интернет - источниками.

  7. Совершенствовать умение составлять письменное сообщение.

  8. Развивать умение создавать мультимедийную презентацию.

- воспитательные:
1) Воспитание патриотизма, любви к малой Родине.

2) Развитие умения участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений.
3) Формирование умения работать в группе.
4) Формирование уважительное отношение к сверстникам.

5) Развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности учащихся.
6) Воспитание трудолюбие, ответственного отношения к порученному делу.

- развивающие:
1) Развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к русскому языку.
2) Развитие логическое мышления, памяти, воображения, внимания.
3) Развитие речи учащихся и навыков свободного владения языком в различных ситуациях общения: содержательность, логичность, точность, выразительность, чистота, ясность, правильность.


Методы обучения:  исследовательский, индивидуальное задание, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, создание ситуации успеха, формирование познавательного интереса, контроль и самоконтроль.
Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока




Слайд

Этап урока

Описание

Презентация.

Слайд 1

1.Организационный момент

Приветствие.

Учусь на этой улице,

Хожу сюда с приятелем.

Знакомо всё до мелочи.

И вид её приятен мне!


Слайд 2































Слайд 3



















Слайд 4





Слайд 5



Слайд 6

2. Целеполагание

 

Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок или деревня. Но где бы ты ни жил, в огромном мегаполисе или крохотной деревушке, ты не вправе считать себя достойным гражданином, если не можешь сказать и нескольких слов об истории своего населенного пункта. Знакомство с историей формирует образное мышление, эмоциональное восприятие окружающего мира; развивает духовность, воспитывает уважение к традициям прошлого, к людям.

Всё, что нас окружает, имеет своё название, своё имя: место, где мы родились и живём; знакомая улица, по которой сделали свой первый робкий шаг в большой мир; река, дарящая нам прохладу в знойный полдень. Каждый день проходим мы по тихим улочкам своей деревни Водопойки и зачастую не задумываемся над тем, почему она так названа. А почему так названы её улицы? И когда они получили свои названия? А ведь у них - улиц, как  у людей, свои лица, судьбы, истории. Их названия, как имена и фамилии, могут о многом рассказать. Это часть истории народа. В этих незатейливых словах отражаются обычаи, трудовая деятельность наших предков, фантазия и художественное творчество народа, факты истории, физико-географические условия обитания и другие стороны жизни человека.

В течение трёх месяцев мы с вами работали над проектом, целью которого было изучить историю возникновения названия улиц деревни Водопойки и рассмотреть, как связаны эти названия с историей развития деревни в целом.

Сегодня на уроке мы представим результаты нашего исследования.


Цель проекта: изучение истории происхождения названия улиц д. Водопойка и определение принципа получения этих названий.


Гипотеза исследования: изучив названия улиц деревни с лингвистической точки зрения, мы глубже узнаем историю своего села.

Задачи:

1. Познакомиться с теоретическими понятиями: «топонимика», «улица», «виды топонимов», составить словарь «типы улиц».

2. Собрать сведения об истории возникновения деревни Водопойка, её улиц. Составить рассказ.

3. Познакомиться с лексико- семантической классификацией названий.

3. Выявить принцип, по которому улицы села получали свои названия.

4. Выявить связь названий улиц с историческим прошлым деревни.

Вам были предложены следующие

методы исследования:

  • -изучение теоретических сведений по теме;

  • -изучение исторических материалов

  • -изучение документальных источников в районном архиве, в Администрации поселения;

  • -наблюдение;

  • -опрос населения.

Этапы работы

1.Распределение заданий в группах.

2. Сбор материалов

3. Обработка данных.

4. Оформление и презентация результатов.

Работа с таблицей (презентация Слайд 6)

Сегодня мы с вами работаем в группах, которые были сформированы на первом этапе. Каждый учащийся выполнял посильное для него задание. У каждой группы был куратор, который держал связь с учителем и распределял задания между членами команды. Вам был предложен макет Презентации, слайды которой вы заполнили необходимым для защиты содержанием.

Исследовательская работа

План работы на уроке: каждая группа представляет результаты собственных изысканий.


3. Работа по теме урока

Представление группами результатов исследования

Презентация 1 группы

 

1 группа – «Теоретики» (подготовка теоретических материалов)

Вопросы и задания:

  1. Дать определение понятия «топонимика».

  2. Виды топонимов.

  3. Понятие «улица», типы улиц, классификация. Составить словарь терминов.

Выступление ребят.

Наше исследование посвящено истории улиц деревни Водопойка. А что же такое улица? Что обозначает это понятие? Когда это слово вошло в употребление?

Изучив дополнительные источники, мы узнали, что впервые слово «улица» было упомянуто в «Изборнике Святослава» 1076 года. По мнению одних лингвистов, оно произошло от понятий «лить» или «течь», а по версии других — речь изначально шла о фасадах. Наши предки говорили: «Улица домов». Точки над i в этом вопросе расставил Владимир Даль: «Улица — простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов». Современные языковеды С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков слегка подкорректировали трактовку знаменитого русиста: «Улица — пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода». По нынешнему Градостроительному кодексу РФ улицу считают одним из видов границы между территориальными зонами внутри поселения.

Классификация улиц. Улицы классифицируются по их функциональному назначению. Поселковые и сельские улицы подразделяются на главные, жилые улицы и проезды.

Каждая улица имеет свой поперечный профиль. Его вид зависит от категории улицы, значения населённого пункта, в котором она расположена, размера населённого пункта, количества населения, рельефа территории, климатических и гидрогеологических условий, характера застройки, видов, размеров и направления движения, способа отвода дождевых и поверхностных вод, наличия и размещения подземных сооружений, наличия линий электропередач и связи, и многих других факторов.

Типы улиц. Названия улиц и их типы весьма условны. Кроме того, с развитием населённого пункта и новостройками меняется внешний вид улиц. Переулок, например, может перестать быть переулком, но название может не меняться. На некоторых улицах может быть запрещён проезд автомобилей и мотоциклов, на других — движение разрешено лишь в одну сторону.

Аллея. Улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями, часто в парке или саду.

Бульвар. Улица со скамейками, газонами и аллеями, предназначенными для пешеходного движения и кратковременного отдыха (например, Цветной бульвар).

Вал. Улица возникшая на месте вала — старинной земляной насыпи.

Взвоз. В некоторых городах России то же, что съезд или спуск

Дорога. Любой путь сообщения, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты.

Кольцо. Улица, имеющая форму круга.

Линия (линнея). Название улиц в некоторых городах России, Латвии, Финляндии и Украины. Наиболее известны линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Луч. Название улиц в некоторых населенных пунктах, например Улица 2-й Луч

Магистраль. Главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.

Набережная. Улица вдоль реки или другого крупного водоёма (например, Пушкинская набережная).

Переулок. Небольшая улица между двумя крупными улицами.

Перспектива (першпектива). Название проспектов в Санкт-Петербурге XVIII века.

Площадь. Открытое пространство, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями, как правило находится на перекрестке улиц.

Проезд. Обычно небольшая улица, соединяющая две более крупные улицы, то же, что переулок.

Проспект. Прямая, длинная и широкая улица в городе, обычно осаженная зеленью (например, Невский проспект).

Проулок. Небольшая и узкая улица, соединяющая две крупные, небольшой и узкий переулок.

Спуск. Улица, имеющая наклонный рельеф.

Съезд. Улица, имеющая наклонный рельеф, то же, что спуск.

Тракт. Тип дороги, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты.

Тупик. Улица, не имеющая сквозного проезда.

Улица. Стандартное название.

Шоссе. Магистральная улица, направленная на выезд из города (например, Варшавское шоссе), либо сохранившийся в городской черте участок старинной внегородской дороги (например, Старокалужское шоссе). В начале XX века — любая асфальтированная дорога.

Помимо улиц можно выделить уличные образования. К ним относят следующие типы: парк (сад, бор), сквер, мост, просека (просек), дорожка, станция, роща.

Кроме того, в системах наименования элементов дорожной инфраструктуры вне зоны распространения русского языка встречаются наименования, не имеющие точных аналогов в русской системе. Например, авеню (в англо- и франкоязычных странах) или авенида (в испано- и португалоязычных) — это широкая улица, обычно обсаженная деревьями (русские аналоги — аллея и проспект).

Планирование улиц. Планированием и проектированием, реконструкцией улиц, а также созданием уличной сети занимаются архитектурно-планировочные мастерские. Улицы, площади, перекрёстки и все сооружения на них намечаются при составлении генеральных планов населённых мест (как новых, так и реконструируемых). Каждая улица имеет красные линии, определяющие ее ширину, размещение зданий и сооружений.

Происхождение географических названий, их смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение изучает Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Топонимия — совокупность названий (топонимов) на какой-либо территории. Основное значение и главное назначение географического названия — фиксация места на поверхности Земли.

Виды топонимов. Среди топонимов выделяются различные классы, такие как:

Ойконимы — названия населённых мест (от др.-греч. οἶκος — жилище, обиталище).

Астионимы — названия городов (от др.-греч. ἄστυ — город).

Гидронимы — названия рек (от др.-греч. ὕδωρ — вода).

Дримонимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς — дерево).

Оронимы — названия гор (от др.-греч. ὄρος — гора).

Урбанонимы — названия внутригородских объектов (от лат. urbanus — городской).

Годонимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός — путь, дорога, улица, русло).

Агоронимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά — площадь).

Дромонимы — названия путей сообщения (от др.-греч. δρόμος — бег. движение, путь).

Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от др.-греч. μακρός — большой).

Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. μικρός — малый).

Антропотопонимы — названия географических объектов, произведённых от личного имени (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек).

Вывод: Годонимы - вид топонимов, изучающий название улиц.

Презентация 2 группы


  1. 2 группа «Историки»

Задание:

1.Собрать материал по истории возникновения деревни Водопойка: исторические материалы, документов школьного музея.

2.Составить текст: письменное и устное сообщение

Выступление ребят

Историческая справка.

Деревня Водопойка находится на территории Половинского сельского поселения Увельского района, Челябинской области. В полутора километрах от Водопойки расположилась деревня Луговая. В Водопойке имеется одна – Луговская школа, которую посещают дети из этих деревень, один медпункт, детский сад, клуб, сельская библиотека. Но как вспоминают старожилы и доказывают архивные материалы, до образования верхней части Водопойки в Луговой были все объекты соцкультбыта, так как до 1950 года здесь действовала сельскохозяйственная артель имени Крупской.

Если рассмотреть географическое положение нашего поселения, то мы увидим, что нижняя часть Водопойки и деревня Луговая, находятся практически на берегу протекающей здесь речки Увельки. И это не случайно. Из истории нам известно, что люди издавна селились по берегам рек, так как здесь плодородные почвы, пригодные для пашни и для посевов.

Изучив имеющуюся литературу, мы узнали, что деревня Водопойка основана по левому берегу реки Увельки переселенцами из Курской губернии. Первые поселенцы – Лукины, Бухтояровы, Лахтины. По данным Оренбургского губернского комитета в 1900 году в Водопойке насчитывалось 38 дворов с числом жителей – 396 человек. Имелась одна деревянная часовня (построенная в 1842 году), одна ветряная мельница по одному поставу. Бытует мнение, что деревня название своё получила за многочисленные родники и ключи, которые находятся в окрестностях и подпитывают речку Увельку.

Деревня Луговая также основана по левому берегу реки Увельки переселенцами из Курской губернии. Первые поселенцы здесь Воронины, Степановы. В 1900 году в Луговой насчитывалось 66 дворов с числом жителей –416 человек. По данным последней переписи населения на 10.11.2011г. в деревне Луговой – 54 двора и 130 жителей. Как видим, население этой деревни сильно уменьшилось. До недавнего времени в ней проживали в основном старики, дети которых перебрались на постоянное жительство в город Южноуральск. Мы думаем, что это связано с отсутствием работы. Некогда здесь был крупный межрайонный свинокомплекс, но времена изменились, и изменилось хозяйственное устройство. И можно было бы назвать Луговую «умирающей» деревней, но в настоящее время к ней возрос интерес со стороны молодёжи. Газификация деревни, новая асфальтированная дорога до Южноуральска, регулярное автобусное сообщение даёт возможность, живя в деревне, работать в городе. У молодёжи появилось желание строиться и жить «на земле».

Верхняя часть Водопойки стоит на пригорке. При въезде в деревню открывается удивительно красивая картина: вся нижняя Водопойка видна как на ладони. А за нею простирается некогда поливное поле. И хоть его уже давным –давно никто не поливает ( при поливе делали по два укоса за лето!), и сено там растёт само по себе, жители по –прежнему называют его поливным. Также по старой привычке люди определяют своё местожительство. Спросишь у кого-либо из водопойцев: «Где ты живёшь? И в ответ услышишь: «На низах» или «На горе». Это связано со своеобразием рельефа местности и отсутствием долгого времени названий улиц. И, несмотря на то, что уже более тридцати лет улицы в деревне имеют свои названия, чаще можно услышать: «гора и низы».

Постройки здесь более современные: каменные, кирпичные, очень мало отдельных, в основном это двух, трёх и четырёхквартирные дома, в отличие от отдельных домиков, бревенчатых, глинобитных, нижней деревни, с большими земельными участками.

По данным последней переписи населения на 10.11.2011г. в Водопойке насчитывалось 872 жителя, число дворов – 241.

До 1950 года на территории деревень Луговая и Водопойка (нижняя) действовало два сельхозпредприятия: В Луговой – сельхозартель им. Крупской, в Водопойке – колхоз «Путь Ленина», правление которого находилось в нижней части города Южноуральска (ул. Советская). Эти земли принадлежали колхозу, позднее на них были построены Южноуральская ГРЭС, заводы. В 1950 году произошло укрупнение колхоза, т.е. артели объединились в колхоз «Путь Ленина», председателем которого стал Алексей Николаевич Черёмухин.

Начался новый виток в развитии этого сельхозпредприятия. Нужны были рабочие руки, специалисты, и председатель колхоза приглашает к себе в колхоз новых людей, которым необходимо было где-то жить. Так в Водопойке началось строительство. Тем более, что это было время, когда в стране начались массовые хозяйственные реформы, «был выработан курс на социальную переориентацию экономики, экономический подъем деревни, изменение характера и содержания труда колхозников. Программа жилищного строительства находилась под личным контролем Н. С. Хрущева. В середине 50-х годов отменяются налоги, жизнь крестьян заметно улучшается. Отдельные крестьянские семьи, свои маленькие землянки, глинобитные однокомнатные избы с сенями, крытые ржаной соломой, начинают перестраивать в добротные дома из нескольких комнат. У жителей появляется возможность купить стройматериалы – лес, шифер, кровельное железо, каркасные или щитовые дома. В селе начинается массовое строительство в каждом подворье. Правление колхоза всячески поддерживает своих работников: выделяет земли под застройку, помогает частично деньгами, выделяет стройматериалы.

Первые новые постройки появились в нижней части Водопойки в 50-х годах.

В начале 60-х годов колхоз процветал, у него появилась возможность развернуть массовое строительство жилья и объектов соцкультбыта. В Водопойке, теперь уже «на горе», была построена школа, медпункт, клуб, два ряда двухквартирных домов. Иван Степанович Бурматов, работающий председателем колхоза с 1967 года вспоминает: «Начали застраивать площадь вокруг школы. Строили рядами по 2-3 дома от школы».

В 70-е годы новый подъём строительства. Государство даёт ссуды на строительство производственных помещений и жилых домов. К примеру, в 1975 году в колхозе «Путь Ленина» было сдано 9 двухквартирных домов: 5 - в феврале и 4 - в декабре. В 1976г.- 5 жилых домов. На общих собраниях членов колхоза и заседаниях правления рассматриваются заявления колхозников о выделении квартир, о закреплении земельных участков за квартирами, о выделении колхозникам квартир на расширение.

Таким образом, нам удалось выяснить, что развитие населенного пункта, появление улиц связано с деятельностью сельскохозяйственного предприятия на территории сельского Совета. 


Презентация 3 группы


  1. Группа «Исследователи»

Вопрос: Когда возникли улицы и их названия?

  1. Побеседовать с жителями деревни, провести опрос.

  2. Изучить документы сельского поселения, Похозяйственные книги.

  3. Обобщить полученные результаты.

Выступление ребят.

В начале исследования нами был проведено анкетирование обучающихся нашей школы, односельчан, проживающих на территории села, по вопросу происхождения названия улиц. Результаты опроса показали, что лишь 5 % ребят знают историю названия своей улицы.

Чтобы выяснить, когда возникли улицы нашего села, мы обратились к  старожилам. А уточнили время их появления с помощью Похозяйственных книг в архиве сельской администрации. 

Жители деревни в один голос утверждали, что безымянными улицы были вплоть до 1999 года. Этот вывод ими был сделан, по-видимому, по той причине, что в паспортах прописка обозначалась так: д. Водопойка или д. Луговая.

Нам интересно было узнать, а как обозначался адрес лет 50-60 назад. Из истории мы знаем, что люди селились хуторами. А как было у нас? Изучение Похозяйственных книг 1940-1942 годов подтвердило, что это так, что названий улиц в это время действительно не было, что люди жили в основном хуторами. В адресной строке так и указывалось: Колхоз им. Крупской, хутор МТФ (молочно-товарная ферма), хутор Зелёный, пос. Лугова или Луговая (остаётся для нас пока загадкой такая запись в адресной строке: то ли действительно так называлось поселение, то ли нерадивый секретарь так небрежно, второпях вёл запись, что слово осталось недописанным, во всяком случае, такая запись встречается неоднократно), колхоз «Путь Ленина», д. Водопойка. Но встречаются и очень интересные записи. Пытаясь конкретизировать адрес хозяйства, записали: «Живёт внизу за магазином». Изучение Похозяйственных книг 1950-1975 годов также показало, что названий улицы ещё не имели. Первые названия улиц появляются в Похозяйственной книге 1976 года, но не во всех записях. Мы внимательно проследили, в какие года сдавались в эксплуатацию жилые постройки, чтобы понять, какие улицы самые «старые», а какие «молодые», так как были уверены, что эта информация поможет понять, почему улицы получили такие названия.

Улица Центральная– это одна из самых протяжённых и широких улиц, на ней появились первые жилые постройки в 1961 году. В 1962 году здесь была построена контора, в 1964 – школа, позднее медпункт, детский сад, колхозная столовая. Мы думаем, что изначально предполагалось, что эта улица станет центром деревни. Но строительство продолжилось на Восток. Таким образом, первоначальное название утратилось. В настоящее время это улица Западная .

Улица Набережная расположена вдоль речки, начинается в нижней части Водопойки и заканчивается на «горе». На ней дома, построенные в самое разное время: в нижней части - с момента основания деревни и вплоть до 50-70-х годов, в верхней – в 80-е годы. Впервые была записана в Похозяйственной книге как Западная.

Улица Юбилейная – это самая широкая улица в деревне. Возможно, именно поэтому первая запись в Похозяйственной книге обозначена так: улица Проспект Юбилейный. Эта улица возникла в 1970 году и активно застраивалась до начала восьмидесятых годов. Дома строились первоначально для работников Луговского свинокомплекса. Старожилы утверждают, что названа она в честь знаменательной даты – 100- летия со дня рождения В.И.Ленина.

Как отмечают очевидцы, застройка улиц происходила неравномерно. Выбирался участок, и строилось 3-4 дома и так далее. Это доказывает и возраст построек. На одной улице имеются дома и 60-х, и 70-х, и 80-х годов. Самой «старой» улицей в верхней части деревни можно считать ул. Труда. Здесь дома строились в основном в 60-е годы. Если пройдёшь по улице сегодня, то тебе обязательно бросится в глаза необычный дом. Он сильно отличается от всех остальных. Этот дом появился «на горе» одним их самых первых, был перевезён из нижней части города Южноуральска, когда в Водопойку было переведено Правление колхоза «Путь Ленина». С 1974 года и до сегодняшнего дня в этом доме проживает семья Попова Григория Ивановича и Натальи Михайловны, которые отработали в колхозе более 35 лет. Мы побеседовали с хозяевами. Григорий Иванович вспоминает: «Этот дом до революции принадлежал купцу, раскулаченному Советской властью, и, когда в 1929 году здесь образовался колхоз, дом отдали под правление. В 1961 году дом перевезли в Водопойку и вновь сложили, то есть, этим брёвнам уже сто лет! В этом доме было и Правление колхоза, и столовая, и жильё для Председателя колхоза, и для приезжающих специалистов, пока те не обустроятся, а потом отдали нам, мы стали работать в колхозе - Наталья Михайловна ветврачом, а я - веттехником». Таким образом, мы предположили, что ключи от квартир на этой улице вручались труженикам колхоза. Опрос старожилов подтвердил нашу гипотезу. Большинство жителей улицы - бывшие колхозники. Многие из них пенсионеры, или в их домах в настоящее время проживают их дети. Исключение составляют только те, кто приобрёл квартиры позже. Название улицы изменилось в 1999году. Она получила название - Трудовая. Время застройки Южной улицы – 70 – е годы. Первоначальное название – переулок Южный. Здесь также получали квартиры труженики колхоза. В основном это трёх и четырёхквартирные бараки. Как предполагают местные жители для молодых семей. Улица Школьная ведёт своё начало с 70-х годов. Так же как и другие улицы была безымянной, На ней было всего несколько домов, и называлась она переулком. Но когда в 1988 году было возведено новое современное здание школы, жители сами стали называть её Школьной. В 90 -е на ней появляется ещё два двухквартирных дома. Эта улица продолжает застраиваться и до настоящего времени. Самая «молодая» улица деревни – Новая. Как предполагают её жители, названа так потому, что она застраивалась последней, с середины 70-х до 1980 года. Самый маленький по протяжённости переулок Восточный. Здесь всего три дома, построенные в 1967,68 и в 1975 году. Название не изменилось. Отсутствие названий улиц, естественно, создаёт неудобства для её жителей. Например, возникают трудности в работе почтальонов, а также и во время решения каких-либо важных государственных вопросов. Мы обратили внимание на то, как обозначались избирательные округа по выборам в Половинский сельский Совет депутатов трудящихся. В решениях исполнительного комитета Половинского сельского Совета депутатов трудящихся №17 от 29 апреля 1975 года читаем: «На основании ст. 57 «Положения о выборах в краевые, областные, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР» исполнительный комитет Половинского сельского Совета депутатов трудящихся решает: образовать на территории сельского Совета следующие округа по выборам в Половинский сельский совет депутатов трудящихся: Водопойский избирательный округ №21. от дома Войтова И. П. по дом Мошкиной Е.И. и напротив от дома Гордюшкина И.Е. по дом Костяных С.Х. Центр – Дом Горох И.Б.» Изучив архивные документы колхоза «Путь Ленина», Половинского сельского Совета мы обнаружили, что вопросы благоустройства деревни неоднократно поднимались на заседаниях правления колхоза, сессиях депутатов сельского Совета. И впервые вопрос о названиях улиц деревни был поставлен на 12-й сессии Половинского сельского Совета депутатов трудящихся 14 созыва от 15 апреля 1975 года. В Решении читаем: «В 1975 году решить вопрос с оформлением населённых пунктов, нумерацией домов и названиями улиц». К сожалению, на сегодняшний день нам не удалось найти документального подтверждения ответа на интересующий нас вопрос о названии улиц (кто предложил эти названия, какими нормативными документами это регламентировано? Поэтому опираемся на воспоминания и мнения жителей деревни.

Таким образом, пик развития деревни пришелся на период с 1961 по 1992-й год.  Именно в  это время государство выделяло средства на жилищное строительство в сельской местности, благодаря чему в деревне появлялись новые улицы. К сожалению, после распада Советского  Союза и перехода к новым рыночным отношениям массовое строительство в селе прекратилось. 

В 1999году в районе проводилась подготовительная работа к Всероссийской переписи населения. Была проведена «инвентаризация адресного хозяйства населённых пунктов Муниципального образования «Половинский сельсовет», в целях приведения названий улиц и номеров домов в соответствии с нормами застройки населённых пунктов». Постановлением Главы Муниципального образования «Половинский сельсовет» № 10 от 23 марта 2001 года были изменены названия некоторых улиц. Эти названия имеют улицы сегодня.

В настоящее время в деревнях: Луговая и Водопойка всего 11 улиц и 1 переулок. В Луговой – 2 (ул. Мира, ул. Советская), в нижней Водопойке – 3 (ул. Октябрьская, Набережная, Садовая); в верхней Водопойке – 6 улиц и 1 переулок (ул. Западная, Трудовая, Юбилейная, Школьная, Новая, Южная; пер. Восточный).

Презентация 4 группы


  1. Группа: «Аналитики»

Задание: изучив теоретические материалы, произвести лексико-семантическую классификацию современных названий улиц деревни Водопойка.

Представление результатов.

Мы поискали в интернете информацию и выяснили, что исследователи выделяют четыре принципа, по которым улицы городов и сёл получают свои названия: 1)по именам (фамилиям) выдающихся людей,  2) по объектам, расположенным на улице или поблизости от неё, 3) по внешним особенностям улицы, 4) по историческому прошлому.

Согласно этим принципам мы распределили названия улиц нашей деревни по следующим лексико-семантическим группам:

1. Наименования по физико-географическому характеру местности: Улица Набережная

2. Наименования, указывающие на местоположение: Улица Западная, Южная, переулок Восточный.

3. Наименования по близ расположенному объекту: Улица Садовая, Школьная.

4. Наименования, связанные с историческими фактами, с идеями и реалиями Советского государства: Улица Мира, Октябрьская, Советская, Юбилейная, Трудовая.

5. Наименования, связанные с временем застройки: Улица Новая.

Наименования по физико-географическому характеру

местности:

Название улицы

Происхождение названия, по мнению

жителей деревни

Набережная

Эта улица расположилась возле реки

Увельки.

Наименования, указывающие на местоположение

Западная


Южная

Переулок Восточный

Называли изначально Центральной.

По отношению к Трудовой находится

на Западе.

Расположена на Южной стороне деревни.

Построен с Запада на Восток.

Наименования по близ расположенному объекту

Садовая

Школьная


Дома строились возле колхозного сада.

На улице находится школа

Наименования, связанные с историческими фактами,

с идеями и реалиями Советского государства

Мира


Октябрьская

Советская

Юбилейная

Трудовая


Улица тихая, живут мирные люди

Мы все за мир. «Миру – мир» -

говорят все люди на земле.

В честь событий октябрьской

революции 1917 года.

В честь юбилея В.И. Ульянова (Ленина)

Квартиры выдавались труженикам

колхоза. В конце улицы была построена

контора колхоза. Главная улица.

Она в центре деревни.

Наименования, связанные с временем застройки

Новая.


Застраивалась самой последней.

На многих улицах уже были построены

дома.

Вывод: таким образом, самой распространённой лексико-семантической группой в названиях наших улиц являются наименования, связанные с историческими фактами, с идеями и реалиями Советского государства.

 

4.Подведение итогов

 Учитель: Урок подходит к концу, выступления всех групп мы с вами прослушали. Вы провели большую работу, всем огромное спасибо. А теперь сделаем выводы. Что нового вы узнали в процессе работы и чему научились.

  1. Вспомнили теоретические понятия: «топонимика», виды топонимов.

  2. Освежили в памяти лексическое значение многих слов, напр. «улица», «переулок».

  3. Узнали, какие бывают типы улиц, какова их классификация.

  4. Научились проводить опрос, брать интервью.

  5. Работать с дополнительной литературой, интернет-источниками, архивными документами, словарями и справочниками.

  6. Обобщать полученные данные.

  7. Составлять текст, который может быть использован при составлении экскурсии в школьном музее по истории села.

  8. Узнали много нового по истории нашей деревни.

  9. Установили, что название каждой улицы выбрано не случайно, и имеет объяснение.

  10. Выяснили, что названия улиц тесно связаны с историей развития деревни.

  11. Каждый член группы получил возможность принять посильное участие, выполнить ту часть работы, которая ему особенно интересна. Учились работать в команде.

  12. Выступить перед аудиторией с презентацией результатов.

Учитель: Конфуций говорил: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции…

…Если ты хочешь изменить города, начни с улиц…» - государство должно, прежде всего, позаботиться о благоустройстве улиц сел и городов, если хочет быть великой державой.


Вывод учителя: Работа над такими исследовательскими проектами помогает не только раскрывать тайны названий географических объектов, но и позволяет сделать вывод, что топоним может рассказать о социально-исторических причинах возникновения названия – заселении и освоении территории, хозяйственной деятельности, важных исторических событиях, связи с деятельностью исторических личностей. Топоним в этом случае выступает как памятник социальной и этнической культуры народа.


 

4.Домашнее задание

 

Творческая работа. Сочинение - рассуждение на тему:

« Что дала мне работа над проектом?»

 

6.Оценка

Учитель: Благодарю всех за хорошую работу. Выставление отметок.


Источники и литература.

1. Малолетко А.М.  Географическая ономастика. Томск, 1999. 169 с.

Источники.

  1. Воспоминания жителей деревни.

  2. Воспоминания бывшего председателя колхоза «Путь Ленина» И.С. Бурматова.

  3. Воспоминания бывшего председателя колхоза «Путь Ленина» Рослякова С.Т.

  4. Похозяйственные книги Половинского сельского поселения.

  5. Документы районного архива:

- Протоколы заседаний правления колхоза «Путь Ленина», 1964, 1965, 1967г.; - Протоколы сессий сельского Совета, 1974г.


Интернет- ресурсы.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Топонимика






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок- проект "Топонимы. История деревни в названиях улиц"

Автор: Кайсарова Алла Владимировна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства