kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК-ПРОЕКТ по теме: "Роль глагола в языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль глагола в языкеРоль глагола в языкеРоль глагола в языкеРоль глагола в языкеРоль глагола в языкеРоль глагола в языкеРоль глагола в языке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ПРОЕКТ по теме: "Роль глагола в языке"»

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

- Урок русского языка.

- Здравствуйте. Я приветствую всех, кто находится сейчас в этом классе.

Сегодня нам предстоит совместная работа. Надеюсь, что наше общение будет взаимоприятным и продуктивным.

Вы готовы?

Тема нашего сегодняшнего урока играет важную роль в жизни каждого человека. Послушайте стихотворение.


СЛАЙД 1

Ученица читает стих

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растет.
                                (И. Кондрашов).

Определите, о какой части речи говорит писатель?   

«Самая огнепышущая, самая живая часть речи. В ней струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение ее – выражать само действие!» (А. Югов)

Так какая же тема будет предметом нашего внимания?

Роль глагола в языке.

Как нельзя построить дом без фундамента, так нельзя узнать что-то новое, не проверив прочность своих знаний?


Продолжаем строить дом,

В нём поселится глагол,

Но теперь проверить надо

Прочен ли фундамент знаний.


СЛАЙД 2 «Корзина понятий»


- Соберём в корзину понятий всё, что вы знаете о глаголе.

Проведем соревнования между группами. Работать будем в группах по 5 человек.

- В каждой группе вы должны выбрать координатора.

Координатор – лицо, осуществляющее координацию чего-либо.

Т.е. координатор будет вам помогать, проверять, контролировать, направлять ваши действия.


(Дети поочередно, в течении 3 минут,  называют сведения о части речи Глаголе.

 «Глагол- самостоятельная часть речи»- 1 балл

«Частица НЕ с глаголами пишется раздельно» - 1балл

«К непостоянным признакам глагола относятся: время, число, лицо, род» - 1балл и т. д.

За каждый правильный ответ учитель заносит балл в таблицу. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем.

- Подведение итогов. Группа-победитель.

- Молодцы! Много знаете о глаголе.


-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, в центре нашего внимания – глагол. Он образует большую группу слов.

- А не задумывались вы когда- нибудь как появилось название этой части речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос я попросила поработать с дополнительной информацией…

СЛАЙД 3

Буква «Г». Но еще полтора века назад она называлась «глаголь», т.е. «говори». Отсюда слово «глагол» означало «слово, речь»

-Придумайте однокоренные слова к слову глагол.

СЛАЙД 4
Глагол – глаголить, разглагольствовать


- Доводилось ли вам слышать эти слова? Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

Давайте проверим наши предположения. Эксперты, верными ли были наши рассуждения? Послушаем объяснение помощника на основе информации из словаря Ожегова.

(глаголить – говорить,
разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)


-Но в древности были ещё слова с таким же корнем – глаго́ливый,
глаго́лать, глаго́лица. 
РАБОТА СО  СЛОВАРЯМИ  (РАЗНЫЕ   СЛОВАРИ).
- Прочитайте справку из толкового словаря Даля о лексическом значении слова «ГЛАГОЛИЦА»

Работают 3 человека. В это время остальные дети записывают в тетради однокоренные слова, выделяют корень.


ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ:

Прочитайте группу слов и подумайте можно ли её назвать предложением?

- Почему данную группу слов нельзя назвать предложением?

- Составьте предложения  из данных  слов.

СЛАЙД 5

НОЧЬ.

МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВУШКА.

ОГНИ.

ВЕТЕР.

ОДИНОКИЕ ДЕРЕВЬЯ.

СНЕГ.

БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЛЕ.

- Нельзя составить. Почему?

В предложении обязательна грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Сказуемое чаще всего выражено глаголом. А среди слов нет ни одного глагола.

(без глаголов предложения составить невозможно;

нет основы предложения и др.)

А как можно решить эту проблему? Добавить глаголы


СЛАЙД 6

Наступила ночь. Уснула маленькая деревушка. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются одинокие деревья. Пошёл снег. Белеет бесконечное поле.



- Проведем мини-исследование на тему: Велика ли роль глаголов в речи?

И узнаем, какие «чудеса» совершает глагол?

Но для этого необходимо сформулировать ГИПОТЕЗУ.

СЛАЙД 7


Какое важное утверждение можно предположить о глаголе для исследования?

(Глаголы играют важную роль в речи.)

- Молодцы!

Это  и будет являться гипотезой нашего урока.

- По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой утверждал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».


СЛАЙД 8

- Какие задачи мы должны поставить перед собой для доказательства гипотезы?


  • Повторить признаки глагола  как части    речи;

  • Пронаблюдать за ролью глагола в речи;

  • Узнать о выразительных возможностях глагола в тексте;

пронаблюдать за ролью глагола в художественных текстах

  • Расширить свой словарный запас; узнать новые глаголы и их лексическое значение

  • Продолжить работу над развитием орфографическую зоркость; узнать как грамотно записывать незнакомые глаголы

Молодцы! Мы сформулировали задачи, которые помогут доказать гипотезу. А для этого нам необходимо организовать исследовательскую лабораторию и провести эксперименты.

СЛАЙД 9

 - Проведем 1 эксперимент.

«Обобщение знаний о глаголе как части речи»

- Каждая группа вытягивает задания


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание по теме «Времена глаголов»

Найди в тексте глаголы и запиши их в три столбика (по временам)

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Скоро запоют скворцы.


Задание по теме «Неопределенная форма глагола»

Найди в отрывке произведения С. Есенина глаголы. Измени их с неопределенную форму.

Скачет конь. Простору много.
Сыплет снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.


Задание по теме «Спряжение глаголов»

Найди в стихотворении А. С. Пушкина глаголы. Определи спряжение.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Задание по теме «Изменение глаголов по лицам»

Найди в стихотворении А. С.Пушкина глаголы. Измени их во 2 лицо, ед. число

Идёт волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.


Задание по теме «Основа предложения»

Найдите в отрывке произведения А. Пушкина основу предложения

Идёт волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.


Задание по теме «Разбор глаголов по составу»

Разбери слова по составу.

Смеяться, побелела, распределить


Огласим результаты своих экспериментов.- Вы отлично поработали. Молодцы! Какой можно сделать вывод по первому эксперименту?

(ученики предлагают свои варианты ответов)

Вывод: орфографически правильное использование глаголов делает речь грамотной.

Используй глаголы орфографически правильно.

Создадим кластер, запишем в нём 1 закон.

На доске учитель открывает первый закон.


СЛАЙД10


- Проведем 2 эксперимент.

Ученики работают в группах.

-Прочитайте отрывок.

- Определите жанр литературного произведения.

-Найдите  глаголы.

- Для чего авторы используют в своих произведениях необычные глаголы?

-Какую роль в речи играет глагол?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

- Определите жанр литературного произведения.

-Найдите глаголы.

-Прочитайте интересные глаголы.

- Вам они понравились?

- Для чего авторы используют в своих произведениях необычные глаголы?

-Какую роль в речи играет глагол?


Задание 1

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.


Задание 2

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую…


Задание 3

Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала


Задание 4

«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица


Задание 5

Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает.



- Послушайте, как красиво писатели описывают картины природы, используя глаголы. Запомните  красивые глаголы.


СЛАЙД 11

  Звучит песня на слова С. Есенина «Черемуха»

 - Какие глаголы вам понравились?

- А какова роль глагола в нашей речи, как вы думаете?


СЛАЙД 12

Вывод: Глаголы украшают речь, делают её более яркой и выразительной.


На доске учитель открывает 2  закон.



СЛАЙД 13 ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 14


Проведем 3 эксперимент.

Задание № 1.

Опишите свой день с помощью глаголов.

Вывод: глагол помогает передать движение.

- Но давайте вернемся к изображению буквы «глаголь». Как вы думаете, что зашифровано в нем?

(В центре всего – человек, именно ему принадлежит решающая роль в растительном и животном мире).

- Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, прошептать, сообщить, промолвить. Ведь человеческая речь – это важнейшее достояние цивилизации.

СЛАЙД 15 Задание № 2

- Каждый поэт и писатель может нарисовать картину живой и неживой природы с помощью глаголов.

Я просила вас дома из произведений русских поэтов подобрать выразительные глаголы , которые помогают:

  • передать звуки птиц и животных:

В бузине, сырой и круглой

Соловей ударил дудкой

На сосне звенят синицы

На берёзе зяблик бьёт. ( Э. Багрицкий «Птицелов»)


Мир встаёт огромной птицей,

Свищет, щелкает, звенит. ( Э. Багрицкий «Птицелов»)


  • показать силу природных явлений

(А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным, и злится все сильней.)


Шумят ручьи, блестят ручьи

Взревев река несёт.

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд. ( Е.Баратынский)


Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний, первый гром

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые.

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повесли перлы дождевые,

Исолнце нити золотит. (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)


Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут, и гласят. (Ф.И.Тютчев «Весенние воды»)

Играют волны, ветер свищет...М.Ю.Лермонтов «Парус»

Вывод: глаголы помогают услышать звуки мира.

- А могут ли глаголы указывать на определенные цвета?

  • раскрасить красками (белеет парус одинокий;  потемнели дороги,  посинел на реке лед, ночь побледнела)

Задание № 3

(работа в группах)

- Дописать текст, используя глаголы со значением цвета

Приложение №4

       Приснился мне чудный сон. Необыкновенная цветочная поляна.

       Смотрю и глазам своим не верю. Вот, горделиво вздымаясь к солнцу,…….. нарциссы. А рядом с ними ……..покрытые капельками росы розы. Налево ………. очаровательные колокольчики ……… , навевая сладкие воспоминания, ромашки. Трепетно ………. маки.

       Всматриваюсь в дальний угол поляны и вижу: словно отблеск зари, ……… клевер. Ярко …… трава, а на ней ………. всеми оттенками красок собранные таинственной силой прекрасные цветы. Жаль, что такое бывает только во сне.

 Примерные ответы

1. раскинулись                      

2. краснеют

3. синеют

4. белеют

5. желтеют

6. розовеет

7. зеленеет

8. красуются

9.аллеют

Учитель открывает  3 закон.

СЛАЙД 16

Вывод: Глаголы в речи помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному.

СЛАЙД 17

Проведем 4 эксперимент.

- Найдите в произведениях великих поэтов глаголы в переносном значении.

Групповая работа (разноуровневые задания)


ПРИЛОЖЕНИЕ

- Определите в группе, какой уровень вы выбираете


  В 

Задание высокого уровня

 Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.                       Ф. Тютчев

Б

Задание базового уровня



Ночь побледнела, и месяц садится 
За реку красным серпом

                         И. Бунин

В 

Задание высокого уровня

 Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке —
Вся земля просила пить….          О.Бундур

В

Задание высокого уровня 

Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал

        А. Пушкин

В 

Задание высокого уровня

 С неба дождь

Осенний льется
От зари и до зари.
А ручей бежит, смеется
И пускает пузыри                   В. Орлов

С

Задание среднего уровня

 Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

                            С. Есенин


- Назовите глаголы в переносном значении. Для чего поэты и писатели используют подобные глаголы?

Вывод: слова в переносном значении делают речь яркой, образной,  поэты и писатели  употребляют их  для выразительности, красоты, придания необычности речи.


Учитель открывает  4 закон

Используй выразительные или яркие образные глаголы.

Глаголы выступают в роли различных изобразительно - выразительных средств: метафор, олицетворений.

СЛАЙД 18

Проведем 5 эксперимент. 

- В нашей речи встречаются слова-фразеологизмы, которые обозначают краткие выразительные изречения  (словарь Ушакова)

- Попытайтесь определить смысловую закономерность фразеологизмов.    Групповая работа

  • совать нос - ?

  • надуть губы – ?

  • бежать со всех ног – ?

  • распускать руки – ?

  • повесить голову – ?

  • мозолить язык -  ?

- Фразеологизмы украшают речь  

Вывод: краткость – сестра таланта (краткое изречение может выразить большое значение) Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Учитель открывает 5 закон


СЛАЙД  19 


И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово.
А. А. Ахматова

-Почему нельзя засорять нашу русскую речь?

Смогли мы доказать гипотезу?


СЛАЙД 20


С глаголами в русском языке можно творить удивительное. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать при помощи глагола. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного глагола. Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

СЛАЙД 21

Выразите свое отношение к уроку, используя глаголы.

узнал о роли глагола в речи, повторил всё о глаголе как о части речи,

пронаблюдал над выразительными возможностями глагола,

обогатил свой словарный запас,

создал кластер о роли глаголов в речи.

– Ребята оцените свою деятельность на уроке и объясните, почему вы так себя оцениваете.

На полях тетради цветным карандашом дети рисуют круг нужного цвета:

зелёный – самостоятельно справился со всеми заданиями на уроке,

жёлтый – частично обращался за  помощью товарища или учителя,

красный – нужна была постоянная помощь учителя или товарища.

СЛАЙД 22

Домашнее задание

Закончите сочинение-миниатюру, основным средством в котором является повтор.

Природа всегда покоряет наши сердца. Покоряет красотой. Покоряет совершенством. Покоряет вседоступностью и открытостью. Покоряет незащищенностью и гармонией.

Каждый из нас рано или поздно задумывается о смысле своей жизни. Мне кажется, что ответов на этот вопрос может быть множество.

Живем, чтобы творить добро..

Живем, чтобы…

Живем, чтобы…

Живем, чтобы…

Или написать грамматическую сказку о глаголе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
УРОК-ПРОЕКТ по теме: "Роль глагола в языке"

Автор: Микаилова Фатимат Микаиловна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства