СЛАЙД 14 Проведем 3 эксперимент. Задание № 1. Опишите свой день с помощью глаголов. Вывод: глагол помогает передать движение. - Но давайте вернемся к изображению буквы «глаголь». Как вы думаете, что зашифровано в нем? (В центре всего – человек, именно ему принадлежит решающая роль в растительном и животном мире). - Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, прошептать, сообщить, промолвить. Ведь человеческая речь – это важнейшее достояние цивилизации. СЛАЙД 15 Задание № 2 - Каждый поэт и писатель может нарисовать картину живой и неживой природы с помощью глаголов. Я просила вас дома из произведений русских поэтов подобрать выразительные глаголы , которые помогают: В бузине, сырой и круглой Соловей ударил дудкой На сосне звенят синицы На берёзе зяблик бьёт. ( Э. Багрицкий «Птицелов») Мир встаёт огромной птицей, Свищет, щелкает, звенит. ( Э. Багрицкий «Птицелов») (А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным, и злится все сильней.) Шумят ручьи, блестят ручьи Взревев река несёт. На торжествующем хребте Поднятый ею лёд. ( Е.Баратынский) Люблю грозу в начале мая. Когда весенний, первый гром Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повесли перлы дождевые, Исолнце нити золотит. (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза») Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. Бегут и будят сонный брег, Бегут и плещут, и гласят. (Ф.И.Тютчев «Весенние воды») Играют волны, ветер свищет...М.Ю.Лермонтов «Парус» Вывод: глаголы помогают услышать звуки мира. - А могут ли глаголы указывать на определенные цвета? раскрасить красками (белеет парус одинокий; потемнели дороги, посинел на реке лед, ночь побледнела) Задание № 3 (работа в группах) - Дописать текст, используя глаголы со значением цвета Приложение №4 Приснился мне чудный сон. Необыкновенная цветочная поляна. Смотрю и глазам своим не верю. Вот, горделиво вздымаясь к солнцу,…….. нарциссы. А рядом с ними ……..покрытые капельками росы розы. Налево ………. очаровательные колокольчики ……… , навевая сладкие воспоминания, ромашки. Трепетно ………. маки. Всматриваюсь в дальний угол поляны и вижу: словно отблеск зари, ……… клевер. Ярко …… трава, а на ней ………. всеми оттенками красок собранные таинственной силой прекрасные цветы. Жаль, что такое бывает только во сне. Примерные ответы 1. раскинулись 2. краснеют 3. синеют 4. белеют 5. желтеют 6. розовеет 7. зеленеет 8. красуются 9.аллеют Учитель открывает 3 закон. СЛАЙД 16 Вывод: Глаголы в речи помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному. СЛАЙД 17 Проведем 4 эксперимент. - Найдите в произведениях великих поэтов глаголы в переносном значении. Групповая работа (разноуровневые задания) ПРИЛОЖЕНИЕ - Определите в группе, какой уровень вы выбираете В Задание высокого уровня Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев | Б Задание базового уровня Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом И. Бунин | В Задание высокого уровня Ранним утром, ровно в пять, Вышел дождик погулять. Торопился по привычке — Вся земля просила пить…. О.Бундур | В Задание высокого уровня Играло море с берегами, Когда луч молний озарял Ее всечасно блеском алым И ветер бился и летал А. Пушкин | В Задание высокого уровня С неба дождь Осенний льется От зари и до зари. А ручей бежит, смеется И пускает пузыри В. Орлов | С Задание среднего уровня Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. С. Есенин | - Назовите глаголы в переносном значении. Для чего поэты и писатели используют подобные глаголы? Вывод: слова в переносном значении делают речь яркой, образной, поэты и писатели употребляют их для выразительности, красоты, придания необычности речи. Учитель открывает 4 закон Используй выразительные или яркие образные глаголы. Глаголы выступают в роли различных изобразительно - выразительных средств: метафор, олицетворений. СЛАЙД 18 Проведем 5 эксперимент. - В нашей речи встречаются слова-фразеологизмы, которые обозначают краткие выразительные изречения (словарь Ушакова) - Попытайтесь определить смысловую закономерность фразеологизмов. Групповая работа совать нос - ? надуть губы – ? бежать со всех ног – ? распускать руки – ? повесить голову – ? мозолить язык - ? - Фразеологизмы украшают речь Вывод: краткость – сестра таланта (краткое изречение может выразить большое значение) Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов. Учитель открывает 5 закон СЛАЙД 19 И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово. А. А. Ахматова -Почему нельзя засорять нашу русскую речь? Смогли мы доказать гипотезу? СЛАЙД 20 С глаголами в русском языке можно творить удивительное. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать при помощи глагола. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного глагола. Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы. СЛАЙД 21 Выразите свое отношение к уроку, используя глаголы. узнал о роли глагола в речи, повторил всё о глаголе как о части речи, пронаблюдал над выразительными возможностями глагола, обогатил свой словарный запас, создал кластер о роли глаголов в речи. – Ребята оцените свою деятельность на уроке и объясните, почему вы так себя оцениваете. На полях тетради цветным карандашом дети рисуют круг нужного цвета: зелёный – самостоятельно справился со всеми заданиями на уроке, жёлтый – частично обращался за помощью товарища или учителя, красный – нужна была постоянная помощь учителя или товарища. СЛАЙД 22 Домашнее задание Закончите сочинение-миниатюру, основным средством в котором является повтор. Природа всегда покоряет наши сердца. Покоряет красотой. Покоряет совершенством. Покоряет вседоступностью и открытостью. Покоряет незащищенностью и гармонией. Каждый из нас рано или поздно задумывается о смысле своей жизни. Мне кажется, что ответов на этот вопрос может быть множество. Живем, чтобы творить добро.. Живем, чтобы… Живем, чтобы… Живем, чтобы… Или написать грамматическую сказку о глаголе. |