Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя России Заура Джибилова г.Беслана».
Открытый урок по теме «Сочинение – портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина».
Учитель русского языка и
литературы Дзуцева А.Дз.
Тема. Сочинение – портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева
«Портрет Ф.И.Шаляпина».
Цели урока:
1.Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка на основе картины;
2.повторить сведения о структуре портретного очерка, его языковых особенностях;
3.закрепить умение писать сочинение в публицистическом стиле речи;
4.расширить фоновые знания учащихся о Б.М.Кустодиеве, Ф.И.Шаляпине, эпохе 20-х годов 20 века.
Ход урока.
1 слайд
2 слайд
Словарный экран:
Антураж – (франц.) окружение; окружающая среда, обстановка.
Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера.
Пьедестал – подножие статуи.
Смокинг – черный пиджак с открытой грудью и длинными , обшитыми шелком лацканами.
Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания , требующее пышной постановки и сценических эффектов;
2) волшебное , сказочное зрелище.
3 слайд
Рассказ о художнике. (4 слайд)
1) Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева воспитывала четверых детей на пенсию в 30 рублей. В 5 лет маленький Боря начал рисовать, тогда же, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. До его города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась 15 выставка товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Разве он мог представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу». А московское училище живописи и ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию.
5 слайд.
В 1910 году Б.М.Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известным и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. В эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Девушка на Волге», «Красавица».(6, 7, 8 слайды).
Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: « Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности, и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – и за это спасибо».
2. Слово о портрете Ф.И.Шаляпина (9 слайд).
Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф.И.Шаляпиным: «Много я знал в жизни интересных талантливых людей, - вспоминает Шаляпин, - но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «Вражьей силы»…решили просить об этом Кустодиева». «С удовольствием, - отвечал Кустодиев. А пока что, ну-ка , попозируйте мне в этой шубе».
Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Шаляпин высоко оценил портрет. Незадолго до смерти Б.М.Кустодиев просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Он ушел, но с нами, но с нами остались его картины – праздник Росси, праздник русской живописи».
II. Беседа по картине – портрету.
-Что вы знаете о Ф.И.Шаляпине?
-Каким голосом обладал Шаляпин?
(У него был редкий по силе и выразительности бас, красивый, бархатистый тембр голоса).
-Какие оперные партии Шаляпина вы знаете?
(Иван Грозный в опере Римского-Корсакова «Псковитянка». В опере Мусоргского «Борис Годунов» Шаляпин исполнял три партии: роль старого летописца Пимена, веселого монаха Варлаама и страдающего от уроков совести царя Бориса).
- Знаете ли вы народные песни в исполнении Шаляпина?
(« Дубинушка», «Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Эй, ухнем», «Блоха»).
-Почему Шаляпин любил именно этот портрет?
(Он себя увидел как в зеркале. Кустодиев передал не только внешнее сходство с его моделью, но и подчеркнул глубоко национальный характер певца, его неразрывную связь с народом. Фон - народный праздник. Этот портрет был сделан накануне отъезда за границу, откуда он уже не вернется).
-Какие приемы использует художник , чтобы подчеркнуть обобщенность и масштабность личности Шаляпина?
(Кустодиев изображает певца на заснеженном пригорке , как будто на пьедестале. Огромная фигура Шаляпина возвышается над праздничным гуляньем . Он стоит во весь рост в порывистом движении . Его фигура в темной одежде четко выделяется на фоне бело - голубого неба и разноцветья широкой масленицы. Образ Шаляпина обобщен . Он сразу привлекает наше внимание).
-Опишите внешний облик Ф.И.Шаляпина, его позу, лицо, одежду.
(Величественная поза , гордая осанка. Статный , высокий , широко расставив ноги и т.д.).
-Сумел ли художник передать характер великого певца?
(Кустодиев передал широту, размах шаляпинской натуры, его благородство, артистизм, сумел показать его национальный характер, талантливость , темперамент).
-Обратите внимание на выражение лица Шаляпина .
(Выражение лица выдает человека беспокойного, энергичного)
-Как вы думаете, о чем мог задуматься Шаляпин?
(Возможно о мимолетности славы, о детстве, родной Волге, а теперь приходится покидать родину).
-Как вы думаете, почему художник для фона выбирает зимний пейзаж?
-Мы с вами рассмотрели , а вернее, «прочитали» картину , созданную художником Б.М Кустодиевым . Можно ли употреблять слово «читать» по отношению к картине ?
Задача нашего сегодняшнего урока – подготовить портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина».
- Вспомним, что такое портретный очерк, составные части портретного очерка.
- Какова композиция очерка?
-Какой стиль и тип речи обычно преобладает в очерке?
( Публицистический стиль, повествование , описание).
III. Анализ текста В Липатова . (Приложение).
IV Беседа по тексту.
-Какова тема данного текста?
- Как построен этот фрагмент очерка ?
(4 абзаца, что описывается в каждом абзаце)
-В 1-ом абзаце встретилось ссч. «широкая масленица». Что вы знаете об этом празднике?
- Назовите пословицы и фразеологизмы, связанные с этим праздником.
- Найдите предложения, передающие авторские размышления.
-Какой тип речи употреблен в тексте?
(описание с элементами повествования и рассуждения).
-Определите стиль текста. Какие образные средства используются здесь?
-С какой целью они употреблены.
Приложение
Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу, шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь ли свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярморочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров...
Ярмарка цветастая , хохочущая – обычная кустодиевская «веселая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся… Что ни миг – у снега иное настроение. Чем не фон для чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?
Кустодиев хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее : это же Федька Шаляпин из Казанской слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается… Не в свои сани забрался, вдруг что – и пойдет кувырком… Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет «Дубинушку» - тогда-то и сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение… Дрогнет все от «песенной хмели», еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенно.. . Ай, да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!
Именно сейчас , в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий , каким подглядели его в одиночестве за кулисами.
(В.Липатов)