kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация с конспектом по ФГОС. Технологическая карта. Подготовка к написанию сочинения по картине Б.М.Кустодиева "Портрет Ф.И.Шаляпина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обученение написанию портретного очерка по картине Б.М Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портрет Шаляпина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя России Заура Джибилова г.Беслана».

















Открытый урок по теме «Сочинение – портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина».















Учитель русского языка и

литературы Дзуцева А.Дз.

Тема. Сочинение – портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева

«Портрет Ф.И.Шаляпина».



Цели урока:

1.Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка на основе картины;

2.повторить сведения о структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

3.закрепить умение писать сочинение в публицистическом стиле речи;

4.расширить фоновые знания учащихся о Б.М.Кустодиеве, Ф.И.Шаляпине, эпохе 20-х годов 20 века.



Ход урока.

1 слайд

2 слайд

Словарный экран:

Антураж – (франц.) окружение; окружающая среда, обстановка.

Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера.

Пьедестал – подножие статуи.

Смокинг – черный пиджак с открытой грудью и длинными , обшитыми шелком лацканами.

Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания , требующее пышной постановки и сценических эффектов;

2) волшебное , сказочное зрелище.

3 слайд

  1. Рассказ о художнике. (4 слайд)

1) Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева воспитывала четверых детей на пенсию в 30 рублей. В 5 лет маленький Боря начал рисовать, тогда же, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. До его города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась 15 выставка товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Разве он мог представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу». А московское училище живописи и ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию.

5 слайд.

В 1910 году Б.М.Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известным и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. В эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Девушка на Волге», «Красавица».(6, 7, 8 слайды).

Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: « Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности, и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – и за это спасибо».

2. Слово о портрете Ф.И.Шаляпина (9 слайд).

Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф.И.Шаляпиным: «Много я знал в жизни интересных талантливых людей, - вспоминает Шаляпин, - но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «Вражьей силы»…решили просить об этом Кустодиева». «С удовольствием, - отвечал Кустодиев. А пока что, ну-ка , попозируйте мне в этой шубе».

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Шаляпин высоко оценил портрет. Незадолго до смерти Б.М.Кустодиев просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Он ушел, но с нами, но с нами остались его картины – праздник Росси, праздник русской живописи».

II. Беседа по картине – портрету.

-Что вы знаете о Ф.И.Шаляпине?

-Каким голосом обладал Шаляпин?

(У него был редкий по силе и выразительности бас, красивый, бархатистый тембр голоса).

-Какие оперные партии Шаляпина вы знаете?

(Иван Грозный в опере Римского-Корсакова «Псковитянка». В опере Мусоргского «Борис Годунов» Шаляпин исполнял три партии: роль старого летописца Пимена, веселого монаха Варлаама и страдающего от уроков совести царя Бориса).

- Знаете ли вы народные песни в исполнении Шаляпина?

(« Дубинушка», «Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Эй, ухнем», «Блоха»).

-Почему Шаляпин любил именно этот портрет?

(Он себя увидел как в зеркале. Кустодиев передал не только внешнее сходство с его моделью, но и подчеркнул глубоко национальный характер певца, его неразрывную связь с народом. Фон - народный праздник. Этот портрет был сделан накануне отъезда за границу, откуда он уже не вернется).

-Какие приемы использует художник , чтобы подчеркнуть обобщенность и масштабность личности Шаляпина?

(Кустодиев изображает певца на заснеженном пригорке , как будто на пьедестале. Огромная фигура Шаляпина возвышается над праздничным гуляньем . Он стоит во весь рост в порывистом движении . Его фигура в темной одежде четко выделяется на фоне бело - голубого неба и разноцветья широкой масленицы. Образ Шаляпина обобщен . Он сразу привлекает наше внимание).

-Опишите внешний облик Ф.И.Шаляпина, его позу, лицо, одежду.

(Величественная поза , гордая осанка. Статный , высокий , широко расставив ноги и т.д.).

-Сумел ли художник передать характер великого певца?

(Кустодиев передал широту, размах шаляпинской натуры, его благородство, артистизм, сумел показать его национальный характер, талантливость , темперамент).

-Обратите внимание на выражение лица Шаляпина .

(Выражение лица выдает человека беспокойного, энергичного)

-Как вы думаете, о чем мог задуматься Шаляпин?

(Возможно о мимолетности славы, о детстве, родной Волге, а теперь приходится покидать родину).

-Как вы думаете, почему художник для фона выбирает зимний пейзаж?

-Мы с вами рассмотрели , а вернее, «прочитали» картину , созданную художником Б.М Кустодиевым . Можно ли употреблять слово «читать» по отношению к картине ?

Задача нашего сегодняшнего урока – подготовить портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина».

- Вспомним, что такое портретный очерк, составные части портретного очерка.

- Какова композиция очерка?

-Какой стиль и тип речи обычно преобладает в очерке?

( Публицистический стиль, повествование , описание).


III. Анализ текста В Липатова . (Приложение).


IV Беседа по тексту.

-Какова тема данного текста?

- Как построен этот фрагмент очерка ?

(4 абзаца, что описывается в каждом абзаце)

-В 1-ом абзаце встретилось ссч. «широкая масленица». Что вы знаете об этом празднике?

- Назовите пословицы и фразеологизмы, связанные с этим праздником.

- Найдите предложения, передающие авторские размышления.

-Какой тип речи употреблен в тексте?

(описание с элементами повествования и рассуждения).

-Определите стиль текста. Какие образные средства используются здесь?

-С какой целью они употреблены.












Приложение

Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу, шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь ли свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярморочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров...

Ярмарка цветастая , хохочущая – обычная кустодиевская «веселая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся… Что ни миг – у снега иное настроение. Чем не фон для чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?

Кустодиев хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее : это же Федька Шаляпин из Казанской слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается… Не в свои сани забрался, вдруг что – и пойдет кувырком… Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет «Дубинушку» - тогда-то и сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение… Дрогнет все от «песенной хмели», еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенно.. . Ай, да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!

Именно сейчас , в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий , каким подглядели его в одиночестве за кулисами.



(В.Липатов)

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Дзуцева А.Дз.»

Ход урока  Рассказ о художнике. Дружба Б.М. Кустодиева и Ф.И.Шаляпина. Беседа по картине – портрету. 4. Работа с текстом.

Ход урока

  • Рассказ о художнике.
  • Дружба Б.М. Кустодиева и Ф.И.Шаляпина.
  • Беседа по картине – портрету.

4. Работа с текстом.

Словарный экран Антураж  - ( франц.)  окружение; окружающая среда, обстановка . Балаган  - старинное народное театральное зрелище комического характера . Пьедестал   подножие статуи.  Смокинг   черный пиджак с открытой грудью и длинным, обшитым шелком лацканами. Феерия   1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2) волшебное сказочное зрелище.

Словарный экран

Антураж - ( франц.) окружение; окружающая среда, обстановка .

Балаган - старинное народное театральное зрелище комического характера .

Пьедестал подножие статуи. Смокинг черный пиджак с открытой грудью и длинным, обшитым шелком лацканами.

Феерия 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2) волшебное сказочное зрелище.

Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого , Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Кустодиев выбрал Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине « Утро » (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Б.М.Кустодиев. Автопортрет

Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого , Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Кустодиев выбрал Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине « Утро » (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

Б.М.Кустодиев. Автопортрет

Б.М.Кустодиев «Зима».

Б.М.Кустодиев «Зима».

Б.М.Кустодиев. «Сенокос». Б. Б.юю

Б.М.Кустодиев. «Сенокос».

Б.

Б.юю

Рассмотри и более подробно опиши внешний облик Ф.И.Шаляпина, его позу, лицо, одежду.
  • Рассмотри и более подробно опиши внешний облик Ф.И.Шаляпина, его позу, лицо, одежду.
Б.М.Кустодиев. «Портрет Ф.И.Шаляпина.

Б.М.Кустодиев. «Портрет Ф.И.Шаляпина.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзуцева Альбина Дзумарбековна

Дата: 08.08.2022

Номер свидетельства: 611563


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства