kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - практикум "Сочинение - рассуждение в новом формате " (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся учатся писать сочинение по русскому языку в новом формате. Для анализа взят текст Д.С. Лихачёва о нравственности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум "Сочинение - рассуждение в новом формате " (11 класс)»

Русский язык 11 класс

Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту

Д.С. Лихачёва в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

 

Оборудование:

1) текст для работы на уроке, рабочие листы с заданиями;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер;

Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в новом формате. В новой демоверсии это задание 27. Давайте вспомним, как сформулировано это задание. (слайд). Таким образом изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом (слайд). Что конкретно изменилось? Обратим внимание на критерии оценивания этого задания (слайд).

- В соответствии с планом работы над сочинением сформулируем цели нашей работы на уроке? (должны понять авторский текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, сформулировать позицию автора и собственную позицию, учиться обосновывать свою позицию)

2.Актуализация знаний.

Следующее задание подготовит вас к восприятию текста, с которым мы будем сегодня работать. Я называю слово, а вы называете ассоциации (не синонимы), связанные с этим словом. Итак, это слово «нравственность», «природа», «человек» («нравственность» – мораль, нрав, порядочность, совесть, доброта, правила; «природа» – деревья, лес, воздух, растения, трава, свежий воздух, окружающая среда; «человек» – разум, душа, жизнь, чувства, мужчина, женщина, ребёнок, любовь, сердце)

Составьте синквейн со словом: (по рядам)

Природа

Чистая, всеобъемлющая.

Изучается, загрязняется, защищается.

Естественная среда обитания.

Жизнь.

Человек.

Сильный. Умный.

Пытается, ошибается. Стремится.

Желания властвуют над ним.



Живой.

Нравственность.

Информационная, социальная.
Учит, ведет, останавливает.
Развиваться всем нам помогает.
Поведение.

Нравственность.

Благородный. Порядочный.

Защищать, сострадать, любить.

Быть счастливым, помогая людям.

Долг.

3. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом известного литературоведа, историка, крупнейшего учёного и защитника русской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (слайд).

Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…

Биографическая справка (индивид. сообщение)

В 2006 году все цивилизованное человечество отмечало 100-летие со дня рождения выдающегося ученого современности Д.С.Лихачева, поэтому 2006 год был объявлен годом Лихачева. Это крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается. Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни.

«Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

- Итак, мы начинаем работать с текстом Д.С. Лихачёва из его цикла лекций «Русская культура». У вас на столах рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу нашей работы.

Задание 1 – «Дорожка к пониманию текста…»

  • внимательно прочитайте текст

(1) Нравственность особенно нужна в современном мире. (2) Почему? (3) А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире. (4) Мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали! (б)Изменились не мы, изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и чрезвычайно зависимой от нас.
(б)Наиболыпей сложностью, ответственностью и драматизмом отличаются отношения человека к природе в силу «немоты» последней. (7)Мало того, разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой» природе даже не начиналась.
(8)Мы говорим «человек и природа», «отношение человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. (9) Это глубоко ошибочно. (Ю)Человек не противостоит природе: он сам — неотделимая часть природы. (11)Но если «часть», то какая?
(12)Отношение    к Земле, к Почве, к деревьям, к рекам, озерам, к источникам, к памятникам культуры, к собственному дому должно строиться на нравственной основе, на основе научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого.
(13)Древнерусская    культура вся пронизана нравственным началом. (14) Человек ощущал себя частью мира. (15) В красном — восточном углу избы крестьянин вешал иконы — навстречу солнцу. (16) Изба была и храмом. (17) Церковная служба напоминала человеку об истории в ее тогдашнем понимании. (18) Его жизнь обладала высшим смыслом. (19) Отношение к земле-кормилице было религиозным: крестьянин исповедовался земле. (20) «Мать сыра земля!» (21) Она была для человека святыней. (22) Он почитал колодцы и родники. (23) На берегах рек происходили сговоры жениха и невесты. (24) Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению. (25) Существовали чтимые рощи и деревья. (26)Служба на Троицу была службой всему живому: церковь украшали березками, пол устилали травой.
(2 7)Литература была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения. (28) Любимой книгой был Шестод-нев, в котором воспевалась разумность всего происходящего в природе. (29)Природа в Шестодневе описывалась как органическое целое. (ЗО)Это гимн разумности мироустройства.
(31)Конечная цель человеческой деятельности — преображение мира. (32)Преображение следует понимать не в смысле изменения его лица — внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению.
(ЗЗ)Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.
(По Д.С. Лихачеву)


  • определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?);

  • запишите свой ответ в виде законченного предложения). (Д.С. Лихачёв считает, что нравственность нужна в современном мире. /Д.С. Лихачёв считает, что отношение к земле, к Почве, к деревьям, рекам, к памятникам культуры, к дому должны строиться на нравственной основе. /Лихачёв считает, что конечная цель человеческой деятельности- преображение мира.)

  • определите, на какой вопрос отвечает это предложение (первая проблема: Что такое нравственность, и почему она нужна в современном мире? вторая проблема: Каким должно быть отношение человека к живой и мёртвой природе? Можно ли сегодня считать человека частью природы?

третья проблема: Какова конечная цель человеческой жизни, человеческой деятельности? Может ли человек жить без ясной цели впереди?)

  • запишите эти вопросы, которые и будут проблемами текста.

  • Мы выяснили, что в данном тексте три проблемы. На уроке мы будем работать над второй проблемой.

  • Давайте напишим вступление. (Д.С.Лихачёв – выдающийся русский писатель, учёный. В своих работах он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к Отечеству. В предложенном для анализа тексте он обращается к проблеме нравственного отношения человека к живой и мёртвой природе.)


Задание 2 – «На подступах к комментарию» (работа с текстом)

  • Так, с проблемой и позицией автора мы определились. Значит, пора погрузиться в текст, чтобы найти два примера-иллюстрации, которые помогают писателю раскрыть проблему. Для этого определим, в каком стиле и жанре написан этот текст? (Перед нами фрагмент статьи Лихачёва «Экология культуры». Статья – это жанр публицистики. Какой тип речи является определяющим в публицистике? Конечно же, рассуждение.)

- Почему Академик Лихачёв называет людей инопланетянами? (Изменилась планета, изменилось наше отношение к миру, люди потребительски относятся к природе, хотя человек – неотделимая часть природы.)

- Что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь на нашей планете? (Надо относиться к живой и неживой природе нравственно.)

- Что значит относиться «нравственно», по мнению Лихачёва? Какие примеры он приводит? (Автор обращается к древнерусской культуре, говорит о ней с высочайшим уважением, говорит, что она пронизана нравственным началом. В красном- восточном углу избы крестьянин вешал иконы – навстречу солнцу, изба была храмом; отношение к земле кормилице было религиозным, она была для человека святыней; он почитал колодцы и родники; литература древняя была посвящена вопросам морали, а любимой книгой был Шестоднев (богослужебная книга о гармонии и красоте мира)

Таким образом, говоря о современном мире и о мире древней Руси, автор приходит к выводу, что нравственность необходима в наше время, когда происходит утрата истинных ценностей в жизни.


Задание 3 – «Самая дорогая…часть!»

  • Теперь надо написать комментарий, самую дорогую часть сочинения, и постараться получить заветные 5 баллов. Вспомните, из скольких элементов состоит комментарий?

  • Чтобы не ошибиться и не потерять эти элементы, давайте вновь заполним таблицу





5 элементов

Комментарий ученика

скрепа

Данная проблема актуальна, поскольку сегодня человек всё чаще не чувствует, не осознаёт себя частью одного общего мира.

пример-иллюстрация 1

Д.С. Лихачёв говорит о том, что мы разделяем человека и природу. Это ошибочно, так как «человек не противостоит природе», а является неотъемлемой её частью.

пояснение

За этими словами скрывается истина. Человек – часть природы. Он обладает речью и разумом, и поэтому должен отвечать за всё живое в мире, за все существа, за растительный мир, а не относиться ко всему потребительски.

пример-иллюстрация 2

Д.С. Лихачёв обращается к древнерусской культуре, и с уважением говорит о ней, что она пронизана нравственным началом. Он приводит многочисленные факты того, как в Древней Руси относились к Земле как к высочайшей святыне, к избе как к храму. Учёный вспоминает древние обряды славян, православный праздник Троицы.

пояснение

Да, действительно, в Древней Руси человек ощущал себя частью мира, а не венцом природы. Он уважал обычаи, традиции своих предков, поклонялся Земле, почитал природу.

смысловая связь

Рассуждая, автор приходит к выводу, что нравственное отношение человека к природе - единственный способ сохранить жизнь на нашей планете.


Задание 4 – «Я согласен!!!»


  • К какому выводу подводит Д.С. Лихачёв своих читателей?

  • Сформулируйте позицию автора по данной проблеме. Д.С. Лихачёв считает, что отношение к земле, к Почве, к деревьям, рекам, к памятникам культуры, к дому должно строиться на нравственной основе.

  • Согласны ли вы с точкой зрения писателя?

  • Ваша задача – письменно высказать собственное мнение, обосновав его.

Примеры собственного мнения

(можно предложить ребятам поработать самостоятельно)

Вид обоснования

тезис

обоснование

цитата из авторитетных источников

Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество.


"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."- писал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире.


обоснование с опорой на литературу

Связь человека и природы неразрывна.

Мысль о неразрывной связи человека и природы, об их единстве на основе нравственности в русской литературе не нова. Практически все известные русские писатели рассуждали на эту тему. Так, Федор Иванович Тютчев, поэт, мыслитель, наделявший природу высшим разумом, сравнивал человека с тростником, качающимся на ветру. «Человек — тростник, но тростник мыслящий», — писал поэт, перефразируя мысль величайшего физика Паскаля о том, что человек далеко не царь природы. Сравнением человека с тростником Ф.И. Тютчев хотел подчеркнуть, что человеку не следует гордиться своим разумом, поскольку и он создание природы и может быть уничтожен в одно мгновение, как трава, как срезанный тростник...

иллюстрации (наглядно-описательная форма)

Современные люди забыли, что человек и природа взаимосвязаны, а влияние человека на природу пагубно сказывается на окружающем мире.

Обратимся к самому глубокому пресноводному озеру в мире Байкалу. В 2014 году (это видно со снимков из космоса) у береговой линии Байкала появилась ажурная пена. Что это такое? Оказывается, из-за выбросов в воду бумажно-целлюлозного завода стали быстро развиваться водоросли, провоцирующие гниение воды. Вот и получается, что болеет озеро – нельзя пить его воду.

А ведь человек – дитя природы. Именно природа растит и воспитывает нас, дает силы, помогает разобраться в самих себе.


опыт (личный, эксперимент, исследования и т.д.)

Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.

Каждый год весной мы облагораживаем свой пришкольный участок. Первый опыт на пришкольном участке, первые цветы, выращенные своими руками, первый урожай. Это всегда волнует и радует, заставляет невольно гордиться самим собой, чувствовать себя настоящим хозяином земли.


обращение к традициям, авторитетным мнениям

Наши мудрые предки очень трепетно относились к природе, оберегали е и любили. Они знали, что являлись частью мира, который окружал их и стремились жить с ним в гармонии.

Поэтому сохранилось довольно много пословиц, призывающих беречь нашу матушку-природу: Береги землю родимую, как мать любимую. Земля сравнивается здесь с самим дорогим человеком на земле – с матерью.


Задание 5 – «Резюмируем сказанное…»

  • Итак, мы высказали свое мнение по поднятой проблеме. Нам осталось только завершить нашу работу.

Напишите заключение, использовав слова А. С. Арсеньева «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».

Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачевым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что все существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой должно быть осознание себя частью вселенной, понимание необходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира. Как сказал кандидат философских наук А. С. Арсеньев «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».


Задание 6 – домашнее

Напишите сочинение в формате 27 задания ЕГЭ по третьей проблеме «Какова конечная цель человеческой жизни, человеческой деятельности. Может ли человек жить без ясной цели впереди?»


Рефлексия: Видеоролик об экзаменах, об ЕГЭ.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок - практикум "Сочинение - рассуждение в новом формате " (11 класс)

Автор: Майкова Татьяна Петровна

Дата: 11.02.2019

Номер свидетельства: 499335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства