Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по русскому языку на тему: "Правописание приставок пре- и при-".»
6 класс
Урок-практикум по русскому языку
Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-".
Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-при
Задачи:
Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны:
Знать: о зависимости написания гласных в
приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе. ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
ХОД УРОКА
I этап. Актуализация знаний
1. Разминка. Мини-тест
Задание: назвать приставки.
Эта приставка имеет значение «очень».
Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
Эта приставка имеет значение неполноты действия.
Эта приставка имеет значение «пере-».
Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
II этап. Целеполагание
Презентация. Слайд 1
Запись темы урока.
III этап. Повторение теоретического материала
1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ.
Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.
Приставка ПРИ-.
1) Значение «приближения» Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля. 2) Значение «присоединения» Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой. 3) Значение «территориальной близости» Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе. 4) Значение неполноты действия Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.
Приставка ПРЕ-.
Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного текста: Остров Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным. Повеет весенним ветром, и летят сюда пр_ лётные птицы. Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо. Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки. Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет. Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей. В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. На пр__горках столбиками застыли суслики. В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки. Наблюдать за животными – пр__милое занятие!
Презентация. Слайд 2
.
. Трудные случаи написания.
– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? – В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-? – Назовите такие слова.
IV этап. Закрепление материала
1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией Баранова МТ, Ладыженской ТА Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)
Презентация. Слайд 4
2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)
Презентация. Слайд 5
3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает,
приезжает)
Презентация. Слайд 6
4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)
Презентация. Слайд 7
5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)
Взаимопроверка.
– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?
Презентация. Слайд 8
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить». Познакомимся с этимологией ещё одного слова. Презентация. Слайд 9 Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей. – Кого называют пресмыкающимися? – Составьте предложения с данными словами. Запишите.
5. Работа с текстом.
Творческий диктант
.Записать слова в 2 столбика, вставляя букву: с приставкой пре- и приставкой при -, а затем самопроверка.
Прочитать текст, подобрать к нему заголовок, заменить в тексте, где целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре-, при - словами или синонимами с данными приставками.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 текста.
V этап. Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.