Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Грамматическая основа предложения"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октемская СОШ им.П.И.Шадрина»
Урок-практикум
«Грамматическая основа предложения»
Разработала
учитель русского языка и литературы
А.Ф.Архипова
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
С целью выработки умений быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции предлагаем ряд упражнений, где особое внимание уделяется определению грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.
От способов выражения главных членов предложения часто зависит характер сообщаемой мысли. В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи (употреблённой в роли существительного), что открывает широкие возможности для передачи тончайших смысловых оттенков высказывания. Неумение использовать это богатство порождает речевые недочёты.
Систематическая работа над определением грамматической основы, способов выражения главных членов предложения подготавливает учащихся к выполнению одного из самых сложных заданий части А, а также редактированию и составлению связных текстов, что очень актуально для учащихся вечерней школы.
Для урока-практикума отобраны небольшие по объёму предложения, так как с ними удобнее работать, они не громоздкие, и это позволяет привлечь большое количество разного материала. Такие предложения идеально подходят для того, чтобы учащиеся вечерней школы оттачивали своё умение находить грамматическую основу.
Урок-практикум «Грамматическая основа предложения»
Цель урока:с помощью большого количества практических заданий научиться находить грамматическую основу предложения; уметь определять типы сказуемых, способы выражения главных членов предложения.
Оборудование:карточки с заданиями, схемы, плакаты, слайд, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1.Объявление темы и цели урока.
2. Беседа:
- Какая фраза является предложением, какая нет? Почему?
-Какая из двух следующих фраз является предложением? Докажите.
-Изучая пословицы и поговорки, мы никогда не узнаем точного
времени их появления.
-Их афористическая сжатость и точность суждения о различных
сторонах жизни человека.
- Зачем нужна грамматическая основа?
- Что входит в грамматическую основу?
- Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает?
(на стене – плакаты с вопросами к подлежащему и сказуемому)
3. Выполнение упражнения (карточка с заданием у каждого учащегося).
Найдите подлежащее:
1) Над землёй летели лебеди.
2) Пленный что-то говорил.
3) Завтра они должны вернуться в город.
4) Десять делится на два.
5) Писать сочинение не так-то просто.
6) Сегодня все учащиеся сдали экзамен.
7) Уже наступило завтра.
8) В тишине резко прозвучало «ой».
9) Мать с сыном вошли в подъезд.
10) Кто-то из соседей вкрутил лампочку.
11) Каждый из нас готов выполнить это задание.
12) Завтра три товарища отправятся на охоту.
13) Большинство студентов работали в стройотряде.
4. Проверка работ.
- Сделайте вывод о способах выражения подлежащего.
5. Выполнение упражнения (карточка у каждого учащегося).
Выберите вопрос к сказуемому:
1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.
2) Старик вернулся в свою избушку.
3) Волга – могучая, полноводная река.
4) Ф.И.Тютчев – великий русский поэт.
5) Широка страна моя родная.
6) Сегодняшний день тёплый.
6. Проверка работ.
- Сделайте вывод о способах выражения сказуемого.
7. Повторение типов сказуемых.
( слайд проецируется на экран)
СКАЗУЕМОЕ
простое глагольное составное
глагол
глагольное именное
связка + именная часть
вспомогательная часть + инфинитив инфиинфинитив
вспомогате
8. Выполнение упражнения (предложения на доске).
Определите тип сказуемого:
1) Наш маршрут должен был пройти через ущелье.
2) Юрий Гагарин был космонавт не только по профессии, но и по призванию.
3) По дороге к нему мы не могли не заметить прекрасных озёр.
4) Ребята собирались на экскурсию к своим друзьям из Болгарии, поэтому начали разучивать болгарские песни.
(отмечаем, что одно из простых предложений – неполное, пропущен один из главных членов – подлежащее)
5) Большая и лёгкая парусная лодка называется яхтой.
6) Площадка для взлёта ракет называется ракетодромом.
7) Она оказалась интересным человеком.
8) Отец писал стихи и выступал с ними перед рабочими завода.
9) Всю ночь она не могла заснуть.
10) Я не намерен вас слушать, вы должны знать ваши обязанности.
9. Выполнение упражнения .
Найдите грамматическую основу в каждом предложении.
Умчались школьные года,
И не догонишь их,
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один – моряк, другой – танкист,
А третий – инженер,
Четвёртый – доктор-окулист,
А пятый – землемер,
Шестой – полярный капитан,
Седьмой – искусствовед,
Восьмой – наш диктор, Левитан,
Девятый – я, поэт.
(С. Михалков)
10. Выполнение упражнения.
Придумайте параллельные конструкции с данными словами и словосочетаниями в роли подлежащего.
Все – все участники, каждый – каждый спортсмен, никто – никто из друзей, некоторые – некоторые студенты.
11. Выполнение упражнения.
Найдите подлежащие в данных предложениях. Чем они выражены?
1) Космос покоряют сильные.
2) Человек – кузнец своего счастья.
3) Семеро одного не ждут.
4) Страну героев и творцов не победит никто на свете.
5) Читать хорошую книгу – большая радость.
6) Дорогу осилит идущий.
7) Оглушительное мяу…мяу…мяу… раздалось совсем рядом.
8) Бы, ли, же пишутся отдельно.
12. Выполнение упражнения.
Найдите ошибки в употреблении связки в составных сказуемых. Выпишите из данных примеров только правильные и целесообразные.
1) Основной задачей школы является готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – подготовка всесторонне развитых людей.
2) Главное – хорошо учиться. Главное является учение. Главным является хорошо учиться.
3) Одним из достижений нашего времени является выход человека в космос. Одним из достижений нашего времени есть выход человека в космос.
4) Наша задача есть борьба за мир. Нашей задачей является бороться за мир. Наша задача – бороться за мир.
13. Выполнение упражнения.
Составьте два-три предложения, используя данные прилагательные в полной и краткой формах. Какая форма прилагательного выражает качество человека категоричнее?
смешной - смешон
некрасивый - некрасив
Он хитрый - хитёр
смелый - смел
умный - умён
14. Выполнение упражнения.
Найдите предложения с 2-мя главными членами.
1) Пришла долгожданная тёплая осень, но после двухнедельного тепла полили затяжные холодные дожди.
2) Какая яркая, сочная красота вокруг!
3) Добро не слякоть и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
4) Оглянись, незнакомый прохожий.
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
5) И в разведку тебя будем брать.
6) Снег как сахар!
7) Вот парадный подъезд.
8) Учиться всегда пригодится.
15. Выполнение упражнения.
Найдите предложения с одним главным членом.
1) Мороз и солнце. День чудесный!
2) Я лиру посвятил народу своему.
3) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение.
4) Ты будешь учиться в гимназии, потом станешь студентом.
5) Утром обязательно обливайся холодной водой.
6) Напиши мне письмо, хоть две строчки всего.
7) Худо до добра не доводит.
8) Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
9) По улицам слона водили.
16. Выполнение упражнения.
Разграничьте простые предложения и сложные.
1) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.
3) А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
4) Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке.
5) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
6) Запасы Севаша практически неисчерпаемы, так как беспрерывно пополняются притоком вод Азовского моря.
7) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.
8) Ветер тянул с неприветливого севера, но был мягким и даже ласковым.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или одной из частей сложного предложения?
Стволы деревьев казались длинной колоннадой , уходившей в глубь леса.
Человек формируется, воспитывается, всё время меняясь, под влиянием окружающего, пока у него не появляется способность лепить самого себя.
1) уходившей колоннадой
2) стволы казались
3) человек воспитывается
4) способность появляется
18. Выполнение упражнения.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в предложении?
Казалось, последний луч осеннего солнца медлил уходить из избы.
1) казалось медлил
2) луч медлил
3) медлил уходить
4) луч медлил уходить
19. Выполнение упражнения.
Выписать из предложений текста грамматическую основу.
(тексты у каждого на столе)
В ночном
Как-то вечером отец подозвал меня и сказал:
– Сегодня поведёшь Машку в ночное.
Он вывел кобылу, и я кое-как влез на неё и поехал.
Приезжаем в луга – уже совсем стемнело. Лошадей отпускаем пастись, а сами подходим к куреню1. Там всю ночь горит костёр: кто греется, кто варит уху, а кто сказки рассказывает.
Я знаю, что мне предстоит испытание. Обычай таков: новенький в ночном получает «крещение».
Ребята, завидев меня, повскакали, проснулись и взрослые.
Меня обводят несколько раз вокруг костра. Это закон ночного. Потом подают котелок и посылают к реке по воду да велят дорогой коней посмотреть.
Идти в темноте по незнакомым местам страшно. Но не пойти – значит осрамиться, прослыть трусом.
Отхожу степенно, а потом несусь что есть духу. Добегаю до речки, глаза уже к темноте привыкли. Тишина. И совсем не страшно.
Набрал воды и иду к костру медленно, чтобы воды не расплескать, оглядываю лошадей.
Старший куреня берёт у меня котелок:
– Молодей, полный принёс! Ну, отдыхай!..
Я вошёл в жизнь куреня.
Усаживаюсь у костра и тоже пеку картошку. Иногда кто-нибудь встанет и пойдёт посмотреть лошадей; иные спят, закутавшись в кожухи, а несколько человек слушают сказки, были и небылицы. Я поел и под чей-то рассказ засыпаю.
(А. Кожедуб)
1 Курень – временное жилище.
20. Итог урока:
21. Д/з - опираясь на выписанные грамматические основы предложений текста, напишите изложение.