kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок потеме Фразеологизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель: Жакыпова Ж.Б.

учитель русского языка и литературы.

.

Класс: 5 «а».

Предмет: русская речь.

Тема урока: Фразеологизмы и их значения.

Цель урока:

Углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы  от слов и свободных словосочетаний; правильно употреблять фразеологизмы в речи. Определять и формулировать значение фразеологизмов. Овладение основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами, обогащение фразеологического запаса учеников, формирование учебно-языковых фразеологических умений; развитие умения работы с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений; воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, частично – поисковый, наглядный.

Ход урока.

1. Организационный момент.

а) приветствие учащихся.

б) проверка готовности и посещаемости учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Проверь себя!

Задание 6, 7.(устно)

Фронтальный опрос:

- Что такое синонимы?

Ответы учеников: Синонимы – это слова одинаковые по лексическому значению, но разные по написанию. Например: дорога – путь, луна – месяц, красный – алый.

- Что такое антонимы?

Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению.

Зло - добро, радостный – грустный, умный – глупый.

Молодцы, ребята!

3. Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята, просмотрите картинки и скажите, что вы видите на картинках.

Ответы учеников: девушка висит на телефоне, кот плачет, девушка кашу варит.

Хорошо, молодцы!

А теперь, кто мне скажет, может ли девушка или человек висеть на телефоне?

Ответы учеников:

- Нет.

Правильно, нет! А какое тогда лексическое значение имеет первая картинка?

девушка висит на телефоне – это значит долго разговаривать по телефону, кот наплакал – это означает очень мало, заварить кашу  - это означает затеять хлопотливое и неприятное дело, за которое нужно будет ответить.

Молодцы, ребята!

Ребята для вас следующее задание: отгадайте загадки и объясните значения слов – отгадок.

Как вы понимаете устойчивое сочетания медвежья услуга?

Ответы учеников: Медвежья услуга — фразеологизм, обозначающий услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана. Медвежья услуга: помощь, от которой только стало хуже.

Кто в лес, кто по дрова - о несогласованных действиях, обычно о пении, игре на музыкальных инструментах.

Уши вянут - Противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое.

Молодцы, ребята!

3. Изучение нового материала.

Итак, сделаем выводчто же такое фразеологизм.  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Например:  на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.

По происхождению фразеологизмы бывают исконно – русскими, старославянского происхождения и заимствованные из других языков.

  • Ребята, но если вы не знаете значение фразеологизмов, то вы можете обратиться к фразеологическим словарям:

1.  «Фразеологический словарь русского языка»  под ред. А.И.Молоткова,

    М., 1967 г.

     2. А.В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»,

    М.,1989 г.

4. Закрепление нового материала.

А теперь вам задание найдите фразеологизм и объясните его значение.

- Не разольешь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Молодцы, справились с заданием!

А справитесь ли вы со следующим заданием:

Клевать носом – дремать, идти в ногу – действовать согласованно, вставлять палки в колеса – мешать, бесструнная балалайка – робкий человек, заячья душа – трусливый человек, играть первую скрипку – быть самым главным, заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем – то.

Хорошо, молодцы!

А теперь, я предлагаю сыграть игру «Кто быстрее?»
 

Ответы учеников: Бить баклуши – бездельничать.

Молодцы!

Следующая игра «Собери фразеологизмы». Фразеологическое лото.

Клевать носом, повесить нос, водить за нос, оставить с носом, задирать нос, зарубить на носу.

Правильно, молодцы ребята!

Следующее задание таково:

Прикусить язык -  внезапно, резко замолчать; морочить голову - сбивать с толку, забивать голову пустяками; клевать носом – дремать; хлопать ушами - слушая недоступное не понимать. 

Молодцы!

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги урока:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Фразеологизмы нужны нам для  того чтобы образно донести наши мысли.

Клевать носом – дремать, идти в ногу – действовать согласованно, вставлять палки в колеса – мешать, бесструнная балалайка – робкий человек, заячья душа – трусливый человек, играть первую скрипку – быть самым главным, заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем – то.

5. Домашнее задание:

А теперь постарайтесь быстро ответить на вопросы.

- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы! Быстро нашли ответы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок потеме Фразеологизмы»

Составитель: Жакыпова Ж.Б.

учитель русского языка и литературы.

.

Класс: 5 «а».

Предмет: русская речь.

Тема урока: Фразеологизмы и их значения.

Цель урока:

Углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний; правильно употреблять фразеологизмы в речи. Определять и формулировать значение фразеологизмов. Овладение основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами, обогащение фразеологического запаса учеников, формирование учебно-языковых фразеологических умений; развитие умения работы с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений; воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, частично – поисковый, наглядный.

Ход урока.

1. Организационный момент.

а) приветствие учащихся.

б) проверка готовности и посещаемости учащихся.


2. Проверка домашнего задания.

Проверь себя!

Задание 6, 7.(устно)

Фронтальный опрос:

- Что такое синонимы?

Ответы учеников: Синонимы – это слова одинаковые по лексическому значению, но разные по написанию. Например: дорога – путь, луна – месяц, красный – алый.

- Что такое антонимы?

Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению.

Зло - добро, радостный – грустный, умный – глупый.

Молодцы, ребята!


3. Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята, просмотрите картинки и скажите, что вы видите на картинках.


Ответы учеников: девушка висит на телефоне, кот плачет, девушка кашу варит.

Хорошо, молодцы!

А теперь, кто мне скажет, может ли девушка или человек висеть на телефоне?

Ответы учеников:

- Нет.

Правильно, нет! А какое тогда лексическое значение имеет первая картинка?

девушка висит на телефоне – это значит долго разговаривать по телефону, кот наплакал – это означает очень мало, заварить кашу - это означает затеять хлопотливое и неприятное дело, за которое нужно будет ответить.


Молодцы, ребята!

Ребята для вас следующее задание: отгадайте загадки и объясните значения слов – отгадок.


Как вы понимаете устойчивое сочетания медвежья услуга?

Ответы учеников: Медвежья услуга — фразеологизм, обозначающий услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана. Медвежья услуга: помощь, от которой только стало хуже.

Кто в лес, кто по дрова - о несогласованных действиях, обычно о пении, игре на музыкальных инструментах.

Уши вянут - Противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое.

Молодцы, ребята!


3. Изучение нового материала.

Итак, сделаем выводчто же такое фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Например: на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.


По происхождению фразеологизмы бывают исконно – русскими, старославянского происхождения и заимствованные из других языков.

  • Ребята, но если вы не знаете значение фразеологизмов, то вы можете обратиться к фразеологическим словарям:

1. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова,

М., 1967 г.

2. А.В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»,

М.,1989 г.


4. Закрепление нового материала.

А теперь вам задание найдите фразеологизм и объясните его значение.


- Не разольешь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Молодцы, справились с заданием!

А справитесь ли вы со следующим заданием:


Клевать носом – дремать, идти в ногу – действовать согласованно, вставлять палки в колеса – мешать, бесструнная балалайка – робкий человек, заячья душа – трусливый человек, играть первую скрипку – быть самым главным, заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем – то.

Хорошо, молодцы!

А теперь, я предлагаю сыграть игру «Кто быстрее?»

Ответы учеников: Бить баклуши – бездельничать.

Молодцы!

Следующая игра «Собери фразеологизмы». Фразеологическое лото.

Клевать носом, повесить нос, водить за нос, оставить с носом, задирать нос, зарубить на носу.

Правильно, молодцы ребята!

Следующее задание таково:

Прикусить язык -  внезапно, резко замолчать; морочить голову - сбивать с толку, забивать голову пустяками; клевать носом – дремать; хлопать ушами - слушая недоступное не понимать. 

Молодцы!

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги урока:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Фразеологизмы нужны нам для того чтобы образно донести наши мысли.

Клевать носом – дремать, идти в ногу – действовать согласованно, вставлять палки в колеса – мешать, бесструнная балалайка – робкий человек, заячья душа – трусливый человек, играть первую скрипку – быть самым главным, заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем – то.

5. Домашнее задание:


А теперь постарайтесь быстро ответить на вопросы.

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы! Быстро нашли ответы.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок потеме Фразеологизмы

Автор: Жакыпова Жазира Багдатовна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства