Составитель: Жакыпова Ж.Б.
учитель русского языка и литературы.
.
Класс: 5 «а».
Предмет: русская речь.
Тема урока: Фразеологизмы и их значения.
Цель урока:
Углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний; правильно употреблять фразеологизмы в речи. Определять и формулировать значение фразеологизмов. Овладение основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами, обогащение фразеологического запаса учеников, формирование учебно-языковых фразеологических умений; развитие умения работы с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений; воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, частично – поисковый, наглядный.
Ход урока.
1. Организационный момент.
а) приветствие учащихся.
б) проверка готовности и посещаемости учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
Проверь себя!
Задание 6, 7.(устно)
Фронтальный опрос:
- Что такое синонимы?
Ответы учеников: Синонимы – это слова одинаковые по лексическому значению, но разные по написанию. Например: дорога – путь, луна – месяц, красный – алый.
- Что такое антонимы?
Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению.
Зло - добро, радостный – грустный, умный – глупый.
Молодцы, ребята!
3. Подготовка к восприятию новой темы.
Ребята, просмотрите картинки и скажите, что вы видите на картинках.
Ответы учеников: девушка висит на телефоне, кот плачет, девушка кашу варит.
Хорошо, молодцы!
А теперь, кто мне скажет, может ли девушка или человек висеть на телефоне?
Ответы учеников:
- Нет.
Правильно, нет! А какое тогда лексическое значение имеет первая картинка?
девушка висит на телефоне – это значит долго разговаривать по телефону, кот наплакал – это означает очень мало, заварить кашу - это означает затеять хлопотливое и неприятное дело, за которое нужно будет ответить.
Молодцы, ребята!
Ребята для вас следующее задание: отгадайте загадки и объясните значения слов – отгадок.
Как вы понимаете устойчивое сочетания медвежья услуга?
Ответы учеников: Медвежья услуга — фразеологизм, обозначающий услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана. Медвежья услуга: помощь, от которой только стало хуже.
Кто в лес, кто по дрова - о несогласованных действиях, обычно о пении, игре на музыкальных инструментах.
Уши вянут - Противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое.
Молодцы, ребята!
3. Изучение нового материала.
Итак, сделаем вывод, что же такое фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Например: на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.
По происхождению фразеологизмы бывают исконно – русскими, старославянского происхождения и заимствованные из других языков.
- Ребята, но если вы не знаете значение фразеологизмов, то вы можете обратиться к фразеологическим словарям:
1. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова,
М., 1967 г.
2. А.В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»,
М.,1989 г.
4. Закрепление нового материала.
А теперь вам задание найдите фразеологизм и объясните его значение.
- Не разольешь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Молодцы, справились с заданием!
А справитесь ли вы со следующим заданием:
Клевать носом – дремать, идти в ногу – действовать согласованно, вставлять палки в колеса – мешать, бесструнная балалайка – робкий человек, заячья душа – трусливый человек, играть первую скрипку – быть самым главным, заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем – то.
Хорошо, молодцы!
А теперь, я предлагаю сыграть игру «Кто быстрее?»
Ответы учеников: Бить баклуши – бездельничать.
Молодцы!
Следующая игра «Собери фразеологизмы». Фразеологическое лото.
Клевать носом, повесить нос, водить за нос, оставить с носом, задирать нос, зарубить на носу.
Правильно, молодцы ребята!
Следующее задание таково:
Прикусить язык - внезапно, резко замолчать; морочить голову - сбивать с толку, забивать голову пустяками; клевать носом – дремать; хлопать ушами - слушая недоступное не понимать.
Молодцы!
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги урока:
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Фразеологизмы нужны нам для того чтобы образно донести наши мысли.
Клевать носом – дремать, идти в ногу – действовать согласованно, вставлять палки в колеса – мешать, бесструнная балалайка – робкий человек, заячья душа – трусливый человек, играть первую скрипку – быть самым главным, заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем – то.
5. Домашнее задание:
А теперь постарайтесь быстро ответить на вопросы.
- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
Молодцы! Быстро нашли ответы.