kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок, посвященный Году экологии, - "Сказуемое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен повторению материала о сказуемом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок, посвященный Году экологии, - "Сказуемое"»

Республиканский конкурс методических разработок,

посвященный Году экологии










Урок русского языка на тему


«Сказуемое»













Разработчик урока:

Крылова Алевтина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кугесьская средняя общеобразовательная школа №1»

Чебоксарского района

Чувашской Республики.







п. Кугеси, 2017 г.

Цель урока:

развить понятие о сказуемом, о способах его выражения.


Задачи:

Образовательные:

  • закрепить понятие о сказуемом как главном члене предложения;

  • научить опознавать сказуемое в предложении;

  • повторить правописание личных окончаний глаголов;

воспитательные:

  • воспитывать в ученике чувство красоты, чувство ответственности за окружающую природу;

  • воспитывать терпимое отношение к чужому мнению, внимательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.

развивающие:

  • развивать умение мыслить, находить способы решения учебных задач;

  • развивать умение работать самостоятельно и в группах;

  • развивать стремление достигать поставленной цели.


Регулятивные УУД:

  1. формулировать тему урока;

  2. самостоятельно ставить цель деятельности;

  3. высказывать мнение на основе знаний, наблюдений.

Познавательные УУД:

  1. анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения;

  2. извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец, устное высказывание);

  3. самостоятельно понимать основную и дополнительную информацию текста.

Коммуникативные УУД:

  1. договариваться о совместной деятельности, работать в группах;

  2. осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике;

  3. выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.


Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» В 2 ч. Ч.1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015.; компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями.



  1. Оргмомент.

  2. Инициация.

  1. Слово учителя.

Я недавно услышала удивительную историю. Хочу познакомить и вас с ней. (Текст выводится на экран. В предложениях пропущены сказуемые.)

Котёнок

Дети нашли во дворе маленького котёнка. Он залез на дерево и не мог спуститься на землю. Дети принесли лестницу и сняли котёнка. Потом они взяли его в дом, напоили молочком, накормили котлетой. Теперь Кеша будет жить в доме. А осенью он поедет в город.


- Ребята, вы с легкостью вставили пропущенные слова. Что вам помогло это сделать?

О ком идет речь? Значит, если речь идет о котенке, то тема текста – это «Котенок».

Правильно ли поступили дети? Что хочет нам сказать автор текста?

А у вас есть домашние питомцы?

У меня же дома живет кошка. Ее зовут Ромашка. Она частенько умывается. Когда у нее есть настроение, она забавно играет. А как моя кошка ласково мурлычет!

  1. Рассказы детей.

Расскажите о своих питомцах.


- Итак, вы рассказали о том, что делают ваши четвероногие друзья.

играет

(Схематичное изображение) КОШКА мурлычет

умывается


Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

(Да, о сказуемом.) Что нам нужно будет сделать, как вам кажется?

Запишем сегодняшнее число, тему урока «СКАЗУЕМОЕ».


  1. Погружение в тему.

  1. Повторение изученного. Отвечаем «да» или «нет».

- Сказуемое – это главный член предложения? ДА

- Сказуемое обозначает предмет речи, то, о чем говорится в предложении? НЕТ

- Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? ДА

- Сказуемое в основном выражается глаголом? ДА

- Сказуемое подчеркивается одной чертой? НЕТ

А как оно подчеркивается? (двумя чертами)

Один ученик объединяет ответы на вопросы и дает устное высказывание на тему «Сказуемое».

- Молодцы, ребята. Что мы с вами сейчас сделали? (обобщили изученное о сказуемом)


  1. Выразительное чтение стихотворения учеником. Текст выводится на экран.

Обними берёзку


Обними берёзку,
Руки протяни,
И тогда наступят,
Золотые дни!

Есть в берёзке сила,
Таинство природы,
И она развеет,
Все твои невзгоды.

Обними берёзку,
Рядом с ней постой,
Обретёшь здоровье,
Радость и покой! (Марк Львовский)


- Ребята, какова тема стихотворения?

- А что хочет нам сказать автор этого стихотворения?

(Нужно уметь видеть красоту в мельчайших деталях природы. Природа даст «здоровье, радость и покой».)

- Назовите сказуемые в предложениях стихотворения.

- Молодцы, ребята. А теперь поработаем с другими предложениями в парах.


  1. Работа в парах. Раздаются карточки. А один ученик записывает на доске и делает обобщение.

Например, Весь день с ветки на ветку прыгает белка.

- Ой, ребята, я заметила ошибку слове «прыгает». Написано «прыгаит». Как определить гласную в окончании глагола?

Хором читают стихотворение о спряжении «Ко 2-ому же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить…»


- Правильно, молодцы, ребята. Надо писать «прыгаЕт», т.к. глагол «прыгать» - 1 спряжения.

Выборочно заслушиваем ответы детей: читают предложения, называют сказуемое.

- Что мы с вами сейчас повторили? (материал о сказуемом и правописание окончаний глаголов)


  1. Физкультминутка.

Нам известны интересные животные и растения. Давайте попробуем изобразить повадки животных и яркие признаки растений. (Дети потягиваются, как кошки; покачиваются, как медведи; «колышутся», как березки, «кланяются», как былиночки…)


  1. Погружение в тему (продолжение).

  1. Викторина «Кто как разговаривает». (На партах лежат листы с заданием).

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь…(гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

- конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями)…


  1. Мини-исследование.

  1. Работа в группах.

Цель исследования: обобщить сведения о сказуемом, поработав с текстом. Потом заполнить схему и сделать обобщение. Выделить в тесте сказуемое, определить, чем оно выражено.

Осенние грибы

Эта осень особенно щедра. Мы идем в лес. Что же мы видим?

Под темными елками боровики стоят. У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые. Грибы – загляденье!

Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши!


СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО


Имя существительное Глагол Имя прилагательное


  1. Обобщение детей.


Главный член предложения


Обозначает то, что сообщается о подлежащем.

СКАЗУЕМОЕ

Выражается глаголом, существительным, прилагательным.


Отвечает на вопросы: что делает предмет? Каков он?

Что он такое? Кто он такой?


Подчеркивается двумя чертами.


  1. Подведение итогов.

-Как же мы обозначили тему урока?

-А что мы делали, чтобы закрепить материал?

-Давайте сверимся с учебником. Чтение материала по учебнику (стр. 77)

-Скажите, ребята, мы справились, достигли нашей цели?


Молодцы, ребята. Действительно, сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем. Этот термин, как и термин подлежащее, вел М.В. Ломоносов. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».


  1. Домашнее задание.

Задание на «3»: упр. 166

Задание на «4»: составить синквейн со словом «природа», подчеркнуть сказуемые.

Задание на «5»: написать обращение к людям от лица ежа «Почему я такой колючий?» и подчеркнуть сказуемые.


  1. Выставление оценок.

Ребята, завершается урок. Кому бы вы поставили «5»? (Учитель комментирует предложения детей.)


  1. Рефлексия. Звучит музыка Поля Моруа «В мире животных».

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть нужные фразы.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял


- Спасибо, ребята, за вашу активность. Мне очень понравилось, как вы работали. Я вам желаю всего самого хорошего. Желаю, чтобы и осенний день приносил вам удовольствие. Желаю, чтобы вы нашли себе четвероногих друзей. Желаю, чтобы каждая травиночка дарила вам радость.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок, посвященный Году экологии, - "Сказуемое"

Автор: Крылова Алевтина Юрьевна

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444671


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства