kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме:"Глаголы переходные и непереходные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить  понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений и винительном и родительном падежах, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Глаголы переходные и непереходные"»

Глаголы переходные и непереходные


Цели: закрепить понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений и винительном и родительном падежах, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.

Планируемые результаты: умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правиль­но использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

- Словарный диктант: наслаждаемся красотой гор, увлекаемся теннисом, приближаешься к станции, объединяются в группы, напрасно тревожатся, расположишься вдоль дороги, качается на ветру, слышатся(шаги) в лесу.

IV. Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

1.Упр. 530Глаголы II спряжения (белить, чернить, синить) проявили пе­реходность: белить (что?) потолок, чернить (что?) сталь, синить (что?) бельё.

Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, синить (в чём?) в тазу.

Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются не­переходными, не могут иметь при себе прямого дополнения. (побелеть от испуга, чернеть не горизонте, синеть в небе.

Но переходность/непереходность не зависит от спряжения прогонять (кого?) муху — глагол I спряжения; прогнать (кого) муху — глагол II спряжения.

2. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 111).

- О возвратных глаголах мы говорили недавно в связи с темой «Местоимение». Вспомните, какое местоимение связано с явлением возвратности глаголов. (Возвратное местоиме­ние себя.)

- Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В са­мом составе этих глаголов уже заключена направленность дейст­вия на себя: облиться водой (облить (кого?) себя) — винительный падеж без предлога. Поэтому возвратный глагол уже исчерпал действие, которое прямо переходит на предмет.

Итак, все возвратные глаголы непереходные.

V. Закрепление изученного материала

1. Цифровой диктант.

– Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную цифру (указать спряжение) напротив соответствующего номера.


1) пиш..т

2) жела..т

3) держ..тся

4) кол..т

5) слыш..т

6) спор..т

7) стел..т

8) хвал..т

9) смотр..т

10) ищ..т


2) Игра на внимательность.

Учитель читает словосочетания. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат переходный глагол.

Изложить рассказ, списать предложение, излагать мысли, подчеркнуть суффикс, сделать сложение цифр, прикасаться к печке, запереть квартиру, расстилать скатерть, коснуться вопроса, приложить старания, загораем на пляже, загорелась зарница, соберем друзей, располагать временем.

3)Работа по учебнику

1. Упр. 531 (попадают, ложатся,кружится,валится. )

2. Упр. 532 – устно.

4) Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясёт бородою.

В. Жуковский

- Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните глаголы, укажите их спряжение, переходность или непере­ходность. Объясните значение глагола помадит, укажите способ словообразования и морфемный состав.

VI. Подведение итогов урока

- Какие глаголы являются возвратными? Почему они так на­зываются?

- Как связаны возвратность и переходность глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 90, стр.109-112;упр. 536 письменно, стр.113


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме:"Глаголы переходные и непереходные"

Автор: Позднякова Екатерина Алексеевна

Дата: 05.07.2019

Номер свидетельства: 516470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства