Закрепить понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений и винительном и родительном падежах, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Глаголы переходные и непереходные"»
Глаголы переходные и непереходные
Цели: закрепить понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений и винительном и родительном падежах, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.
Планируемые результаты: умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока.
I. Организационныймомент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
- Словарный диктант: наслаждаемся красотой гор, увлекаемся теннисом, приближаешься к станции, объединяются в группы, напрасно тревожатся, расположишься вдоль дороги, качается на ветру, слышатся(шаги) в лесу.
Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, синить (в чём?) в тазу.
Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются непереходными, не могут иметь при себе прямого дополнения. (побелеть от испуга, чернеть не горизонте, синеть в небе.
Но переходность/непереходность не зависит от спряжения прогонять (кого?) муху — глагол I спряжения; прогнать (кого) муху — глагол II спряжения.
2. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 111).
- О возвратных глаголах мы говорили недавно в связи с темой «Местоимение». Вспомните, какое местоимение связано с явлением возвратности глаголов. (Возвратное местоимение себя.)
- Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В самом составе этих глаголов уже заключена направленность действия на себя: облиться водой (облить (кого?) себя) — винительный падеж без предлога. Поэтому возвратный глагол уже исчерпал действие, которое прямо переходит на предмет.
Итак, все возвратные глаголы непереходные.
V. Закрепление изученного материала
1. Цифровой диктант.
– Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную цифру (указать спряжение) напротив соответствующего номера.
1) пиш..т
2) жела..т
3) держ..тся
4) кол..т
5) слыш..т
6) спор..т
7) стел..т
8) хвал..т
9) смотр..т
10) ищ..т
2) Игра на внимательность.
Учитель читает словосочетания. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат переходный глагол.
4) Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясёт бородою.
В. Жуковский
- Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните глаголы, укажите их спряжение, переходность или непереходность. Объясните значение глагола помадит, укажите способ словообразования и морфемный состав.
VI. Подведение итогов урока
- Какие глаголы являются возвратными? Почему они так называются?
- Как связаны возвратность и переходность глаголов?