kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку сочинение-миниатюра "Весна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Сочинение-миниатюра «Весна». Урок развития речи по созданию сочинения в виде синквейна. Урок разработан в соответствии с личностно-ориентированным подходом, используются элементы технологии мастерских. На уроках используется как индивидуальная форма работы, так и парная. Сочинения включаются в классную книгу «Мои первые шаги…»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку сочинение-миниатюра "Весна"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

города Новочебоксарска Чувашской Республики










Конспект урока

по русскому языку

Сочинение-миниатюра

«Весна»







учитель начальных классов

Степанова Екатерина Михайловна








Новочебоксарск 2021


Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Сочинение-миниатюра «Весна»

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 4 Д класс

Технология: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии мастерских .
Аннотация:

В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Сочинение-миниатюра «Весна». Урок развития речи по созданию сочинения в виде синквейна. Урок разработан в соответствии с личностно-ориентированным подходом, используются элементы технологии мастерских. На уроках используется как индивидуальная форма работы, так и парная. Сочинения включаются в классную книгу «Мои первые шаги…»

Цели:

1) учить учащихся писать сочинение – миниатюру;

2) познакомить с особенностями построения новой формы написания текста – синквейн.

Планируемые результаты: составить текст на заданную тему;

Обсуждать предложенные варианты литературных произведений;

Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения.

Оборудование: УМК «Школа России», индивидуальные карточки, варианты литературных произведений, картинка с изображением подснежника, портрет А. Линдгрен, музыкальное произведение П.И. Чайковского «Март», толковый словарь С. Ожегова, классная книга «Мои первые шаги»,


Ход урока:

1.Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

- Кто из вас знает имя литературного героя, который жил на крыше и очень любил сладкое?

- Тогда послушайте историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее А. Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения – самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками А. Линдгрен.

- Мы с вами сегодня тоже станем писателями и напишем сочинения. Их соберем в нашу классную книгу «Мои первые шаги…».


2. Создание проблемной ситуации и введение учащихся в речевую ситуацию.


-Закройте глаза. Я сейчас назову слова, а вы попытайтесь их услышать, увидеть, почувствовать. Тает, ручьи, капель, журчат, первый цветок, проталины, почки.

- Что вы сейчас представили? (весну). (На экране появляется картина с изображением весны)

- Давайте, подумаем о каком времени года на уроке сегодня пойдет речь? ( о весне).

- Верно, мы сегодня будем говорить об этом прекрасном времени года.

- На доске записаны слова.


На доске запись:


осв_тило в_сёлые

л_ства руч_йки

мол_дая ож_вает

ч_десное зацв_тёт



-Сегодня они нам помогут написать интересные работы. Давайте назовем пропущенные орфограммы в этих словах.



-Выпишем эти слова в три столбика по частям речи. На какие вопросы отвечают имена существительные? Прилагательные? Глаголы? Открываем тетради, выполняем работу.



Проверка. Сигналы.


3.Работа с литературными источниками.


- У вас на столе лежат карточки с маленькими текстами. Прочитайте текст на карточке жёлтого цвета. (Приложение 1).


(Дети в парах читают произведения о весне, различные по объему)


- Произведения каких авторов вы сейчас прочитали? (М. М. Пришвин, Л.И. Иванова, Н. И. Сладков)

- О каком времени года эти произведения? (Весна)


Вывод:


А у весны характер непростой.

Все дарит нам и радость и печали.


- А как относятся к ней писатели? Прочитайте еще раз эти тексты и докажите примерами. Зачитывать можно как отдельные слова, так и целые предложения. Работаем в парах.


(Дети работают в парах, читают произведения еще раз, осуждают, какие примеры из текста характеризуют весну).


Проверка. Сигналы.


Ответы:

(Первый цветок, рыжие пятна-проталины, голые деревья превращаются в цветущий сад, вылетела первая бабочка и т.д.)



- И именно красота природы заставляла писателей передавать свои размышления, чувства и настроение в текстах.

4. Знакомство с понятием миниатюра.


-Тексты, которые мы с вами только что прочитали - это не отрывки из большого, а самостоятельные, целостные, законченные тексты, только. Встаньте, посмотрите вокруг. Найдите определение, как называются такие тексты. Прочитайте определение.


Миниатюра-это небольшое (мини – маленькое) по объему произведение.


- Какое главное слово в определении? (небольшое)


-У писателей могут быть целые книги, состоящие из миниатюр. У М.Пришвина, например, такая книга носит название «Глаза земли» (показ книги). Послушайте одну миниатюру из этой книги.


Первый цветок.

Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.


- Писатели нередко составляют целые циклы миниатюр, где передают свои чувства, размышления, взгляды. А вы хотели бы попробовать свои силы в написании сочинения-миниатюры?

-Чему мы будем учиться на уроке? (писать сочинение-миниатюру)


5. Определение темы сочинения.


-Мы сегодня очень много с вами говорили о весне. Определите, какая же тема нашего сочинения?

-Правильно. Тема нашего сочинения: « Весна».


6.Знакомство понятием синквейн.


-Прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним какие формы написания сочинения-миниатюры мы знаем.(загадка, считалочка, скороговорка, поговорка). Сегодня мы познакомимся с алгоритмом построения еще одной формы сочинения-миниатюры. Посмотрите вокруг и найдите определение новой формы.


-Найдите у себя карточку с определением синквейна. (Приложение 2). Прочитайте её. Что же такое синквейн?


Синквейн - это пятистрочия.

1-я строка - одно слово (тема)

2-я строка – два прилагательных

3-я строка – три глагола

4-я строка – четыре слова, продолжающие мысль

5-я строка – одно слово (вывод, оценка)


-Мы с вами сейчас попробуем составить синквейн, а тему вы узнаете, отгадав загадку.


Появился из под снега.

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный.

Чистый маленький …(подснежник).


(На магнитной доске напротив каждой строчки появляются слова).Дети выходят к доске по одному.


Пример синквейна.


Подснежник.

Первый, чистый.

Проснулся, озяб, пробился.

Сквозь теплое одеяло листьев.

Вверх!


(Дети работают в парах.. Одна пара работает у доски).

ПРОВЕРКА. Светофоры!!!


-Все справились с заданием? Просигнализируйте. Давайте посмотрим, что у нас получилось?


- Обратите внимание, как записывается каждая строчка? ( С заглавной буквы, в конце – точка).

- Почему слово «вверх» является выводом, оценкой? (Потому, что весной оживает вся природа и каждый листочек, каждая травинка тянется вверх, к солнышку).

Физкультминутка.

- Мы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.

- А теперь прочитайте текст №3 (Приложение 3) и, поработав в парах, составьте синквейн на тему «Март». (Дети работают в парах).


Пример синквейна на тему «Март»


Март.

Влажный. Черный.

Съедает. Ждут. Вернутся.

Скоро проснется весь лес.

Прелесть!


( Проверка. Дети зачитывают получившийся синквейн).


- Молодцы. В какой форме мы учились составлять сочинение-миниатюру?

(В форме синквейна).


-Сейчас выполним творческую работу. Каждый напишет свой синквейн. Тема: Весна.


- Давайте сейчас подберём слова, которые вам помогут написать сочинение-миниатюру о весне в виде синквейна.


(Дети подбирают слова различных частей речи. Пример: весна, прекрасная, ясная, долгожданная, молодая, пришла, разбудила, умылась, поёт, прелесть, чудо).


- Итак, сначала вы знакомите будущего читателя с временем года, которое наступило. Далее описываете признаки весны, используя слова разных частей речи. В заключении вы выражаете свое отношение к этому времени года.


7. Творческая работа учащихся.


- А сейчас приступаем к самостоятельному написанию сочинения.

- Тема: «Весна».

- Обратите ещё раз внимание на алгоритм написания синквейна.


(В помощь детям выдаются карточки)

Карточка. (Приложение 4)



Имя существительное: Глагол:


Красавица Пришла

Художница Разбудила

Радость Умылась

Улыбка Поет


Имя прилагательное:

Прекрасная

Ясная

Долгожданная

Молодая



8. Презентация сочинений, анализ ошибок и их устранение.

(Сверка ученических сочинений с правилами).



Пример синквейна.


Весна.

Прекрасная, ясная.

Пришла, рассмеялась, разбудила.

Все живое на свете.

Чудо!



9. Подведение итогов урока.

-Сочинение-миниатюра позволяет каждому понять радость творчества, почувствовать себя автором, ощутить ситуацию успеха.


10. Самооценка.

(Каждый ряд «рисует» солнышко с помощью цветных полосок – лучиков, сигнализирующих уровень работы каждого ученика на уроке)


- Мы сегодня с вами не только были писателями, но и художниками. Посмотрите, какая картина у нас получилась. И от наших тоже с вами лучиков и улыбок оживает и просыпается природа.


















Приложение 1

Текст №1.


Апрель.

На всех снежных полях рыжие пятна-проталины.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Н. Сладков.

Текст №1.


Весна.

Солнце улыбается и приветствует Весну. От одного его дыхания старые голые деревья превращаются в цветущий сад, а от взгляда-засыхающий ручей становится родником с хрустально-чистой водой.

Л. Иванова.


Текст №1.

Ручей.

Ручей шумит, булькает, гремит и плещет. Сонную речку будит. Брызжет, щекочет тёплыми струями. Просыпайся, речка, весна пришла! Сбрасывай зимние одеяла - снеговое и ледяное. И дальше беги - буди озеро.

М. Пришвин.


Текст №2.


Первый цветок.

Думал: случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал: в глазах зарябило. Это подснежник протянул нежные листочки вверх. Проснулся первый нежный цветок. Пробился сквозь теплое одеяло листьев.

М. Пришвин.






Приложение 2


Синквейн – пятистрочия.

1-я строка – одно слово (тема)

2-я строка – два прилагательных

3-я строка – три глагола

4-я строка – четыре слова, продолжающие мысль

5-я строка – одно слово (вывод, оценка, отношение)




























Приложение 3

Март.

Влажный мартовский ветер быстро съедает снег. Мокрые, черные деревья ждут тепла. Проснулась ольха и выбросила бурые серёжки. Из тёплых стран вернуться пернатые в родные края.

Скоро проснётся весь лес!

П. Васильев.




Март.

Наступил март. С каждым днём весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. По лесу бежит весёлый ветерок. Гибкие веточки берёз покрылись смолистыми почками. Скоро всё зацветёт, зазеленеет!

П. Васильев.





















. Приложение 4


Карточка

Имя существительное: Глагол:


Красавица Пришла

Художница Разбудила

Радость Умылась

Улыбка Поет


Имя прилагательное:

Прекрасная

Ясная

Долгожданная

Молодая



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по русскому языку сочинение-миниатюра "Весна"

Автор: Степанова Екатерина Михайловна

Дата: 10.06.2021

Номер свидетельства: 583057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства