Урок по русскому языку сочинение-миниатюра "Весна"
Урок по русскому языку сочинение-миниатюра "Весна"
В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Сочинение-миниатюра «Весна». Урок развития речи по созданию сочинения в виде синквейна. Урок разработан в соответствии с личностно-ориентированным подходом, используются элементы технологии мастерских. На уроках используется как индивидуальная форма работы, так и парная. Сочинения включаются в классную книгу «Мои первые шаги…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку сочинение-миниатюра "Весна"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект урока
по русскому языку
Сочинение-миниатюра
«Весна»
учитель начальных классов
Степанова Екатерина Михайловна
Новочебоксарск 2021
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Сочинение-миниатюра «Весна»
Продолжительность: 1 урок (40 минут)
Класс: 4 Д класс
Технология: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии мастерских . Аннотация:
В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Сочинение-миниатюра «Весна». Урок развития речи по созданию сочинения в виде синквейна. Урок разработан в соответствии с личностно-ориентированным подходом, используются элементы технологии мастерских. На уроках используется как индивидуальная форма работы, так и парная. Сочинения включаются в классную книгу «Мои первые шаги…»
Цели:
1) учить учащихся писать сочинение – миниатюру;
2) познакомить с особенностями построения новой формы написания текста – синквейн.
Планируемые результаты: составить текст на заданную тему;
Обсуждать предложенные варианты литературных произведений;
Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения.
Оборудование: УМК «Школа России», индивидуальные карточки, варианты литературных произведений, картинка с изображением подснежника, портрет А. Линдгрен, музыкальное произведение П.И. Чайковского «Март», толковый словарь С. Ожегова, классная книга «Мои первые шаги»,
Ход урока:
1.Мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
- Кто из вас знает имя литературного героя, который жил на крыше и очень любил сладкое?
- Тогда послушайте историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее А. Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения – самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками А. Линдгрен.
- Мы с вами сегодня тоже станем писателями и напишем сочинения. Их соберем в нашу классную книгу «Мои первые шаги…».
2. Создание проблемной ситуации и введение учащихся в речевую ситуацию.
-Закройте глаза. Я сейчас назову слова, а вы попытайтесь их услышать, увидеть, почувствовать. Тает, ручьи, капель, журчат, первый цветок, проталины, почки.
- Что вы сейчас представили? (весну). (На экране появляется картина с изображением весны)
- Давайте, подумаем о каком времени года на уроке сегодня пойдет речь? ( о весне).
- Верно, мы сегодня будем говорить об этом прекрасном времени года.
- На доске записаны слова.
На доске запись:
осв_тило в_сёлые
л_ства руч_йки
мол_дая ож_вает
ч_десное зацв_тёт
-Сегодня они нам помогут написать интересные работы. Давайте назовем пропущенные орфограммы в этих словах.
-Выпишем эти слова в три столбика по частям речи. На какие вопросы отвечают имена существительные? Прилагательные? Глаголы? Открываем тетради, выполняем работу.
Проверка. Сигналы.
3.Работа с литературными источниками.
- У вас на столе лежат карточки с маленькими текстами. Прочитайте текст на карточке жёлтого цвета. (Приложение 1).
(Дети в парах читают произведения о весне, различные по объему)
- Произведения каких авторов вы сейчас прочитали? (М. М. Пришвин, Л.И. Иванова, Н. И. Сладков)
- О каком времени года эти произведения? (Весна)
Вывод:
А у весны характер непростой.
Все дарит нам и радость и печали.
- А как относятся к ней писатели? Прочитайте еще раз эти тексты и докажите примерами. Зачитывать можно как отдельные слова, так и целые предложения. Работаем в парах.
(Дети работают в парах, читают произведения еще раз, осуждают, какие примеры из текста характеризуют весну).
Проверка. Сигналы.
Ответы:
(Первый цветок, рыжие пятна-проталины, голые деревья превращаются в цветущий сад, вылетела первая бабочка и т.д.)
- И именно красота природы заставляла писателей передавать свои размышления, чувства и настроение в текстах.
4. Знакомство с понятием миниатюра.
-Тексты, которые мы с вами только что прочитали - это не отрывки из большого, а самостоятельные, целостные, законченные тексты, только. Встаньте, посмотрите вокруг. Найдите определение, как называются такие тексты. Прочитайте определение.
Миниатюра-это небольшое (мини – маленькое) по объему произведение.
- Какое главное слово в определении? (небольшое)
-У писателей могут быть целые книги, состоящие из миниатюр. У М.Пришвина, например, такая книга носит название «Глаза земли» (показ книги). Послушайте одну миниатюру из этой книги.
Первый цветок.
Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.
- Писатели нередко составляют целые циклы миниатюр, где передают свои чувства, размышления, взгляды. А вы хотели бы попробовать свои силы в написании сочинения-миниатюры?
-Чему мы будем учиться на уроке? (писать сочинение-миниатюру)
5. Определение темы сочинения.
-Мы сегодня очень много с вами говорили о весне. Определите, какая же тема нашего сочинения?
-Правильно. Тема нашего сочинения: « Весна».
6.Знакомство понятием синквейн.
-Прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним какие формы написания сочинения-миниатюры мы знаем.(загадка, считалочка, скороговорка, поговорка). Сегодня мы познакомимся с алгоритмом построения еще одной формы сочинения-миниатюры. Посмотрите вокруг и найдите определение новой формы.
-Найдите у себя карточку с определением синквейна. (Приложение 2). Прочитайте её. Что же такое синквейн?
Синквейн - это пятистрочия.
1-я строка - одно слово (тема)
2-я строка – два прилагательных
3-я строка – три глагола
4-я строка – четыре слова, продолжающие мысль
5-я строка – одно слово (вывод, оценка)
-Мы с вами сейчас попробуем составить синквейн, а тему вы узнаете, отгадав загадку.
Появился из под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый,
Самый нежный.
Чистый маленький …(подснежник).
(На магнитной доске напротив каждой строчки появляются слова).Дети выходят к доске по одному.
Пример синквейна.
Подснежник.
Первый, чистый.
Проснулся, озяб, пробился.
Сквозь теплое одеяло листьев.
Вверх!
(Дети работают в парах.. Одна пара работает у доски).
ПРОВЕРКА. Светофоры!!!
-Все справились с заданием? Просигнализируйте. Давайте посмотрим, что у нас получилось?
- Обратите внимание, как записывается каждая строчка? ( С заглавной буквы, в конце – точка).
- Почему слово «вверх» является выводом, оценкой? (Потому, что весной оживает вся природа и каждый листочек, каждая травинка тянется вверх, к солнышку).
Физкультминутка.
- Мы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.
- А теперь прочитайте текст №3 (Приложение 3) и, поработав в парах, составьте синквейн на тему «Март». (Дети работают в парах).
Пример синквейна на тему «Март»
Март.
Влажный. Черный.
Съедает. Ждут. Вернутся.
Скоро проснется весь лес.
Прелесть!
( Проверка. Дети зачитывают получившийся синквейн).
- Молодцы. В какой форме мы учились составлять сочинение-миниатюру?
(В форме синквейна).
-Сейчас выполним творческую работу. Каждый напишет свой синквейн. Тема: Весна.
- Давайте сейчас подберём слова, которые вам помогут написать сочинение-миниатюру о весне в виде синквейна.
(Дети подбирают слова различных частей речи. Пример: весна, прекрасная, ясная, долгожданная, молодая, пришла, разбудила, умылась, поёт, прелесть, чудо).
- Итак, сначала вы знакомите будущего читателя с временем года, которое наступило. Далее описываете признаки весны, используя слова разных частей речи. В заключении вы выражаете свое отношение к этому времени года.
7. Творческая работа учащихся.
- А сейчас приступаем к самостоятельному написанию сочинения.
- Тема: «Весна».
- Обратите ещё раз внимание на алгоритм написания синквейна.
(В помощь детям выдаются карточки)
Карточка. (Приложение 4)
Имя существительное: Глагол:
Красавица Пришла
Художница Разбудила
Радость Умылась
Улыбка Поет
Имя прилагательное:
Прекрасная
Ясная
Долгожданная
Молодая
8. Презентация сочинений, анализ ошибок и их устранение.
(Сверка ученических сочинений с правилами).
Пример синквейна.
Весна.
Прекрасная, ясная.
Пришла, рассмеялась, разбудила.
Все живое на свете.
Чудо!
9. Подведение итогов урока.
-Сочинение-миниатюра позволяет каждому понять радость творчества, почувствовать себя автором, ощутить ситуацию успеха.
10. Самооценка.
(Каждый ряд «рисует» солнышко с помощью цветных полосок – лучиков, сигнализирующих уровень работы каждого ученика на уроке)
- Мы сегодня с вами не только были писателями, но и художниками. Посмотрите, какая картина у нас получилась. И от наших тоже с вами лучиков и улыбок оживает и просыпается природа.
Приложение 1
Текст №1.
Апрель.
На всех снежных полях рыжие пятна-проталины.
День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Н. Сладков.
Текст №1.
Весна.
Солнце улыбается и приветствует Весну. От одного его дыхания старые голые деревья превращаются в цветущий сад, а от взгляда-засыхающий ручей становится родником с хрустально-чистой водой.
Л. Иванова.
Текст №1.
Ручей.
Ручей шумит, булькает, гремит и плещет. Сонную речку будит. Брызжет, щекочет тёплыми струями. Просыпайся, речка, весна пришла! Сбрасывай зимние одеяла - снеговое и ледяное. И дальше беги - буди озеро.
М. Пришвин.
Текст №2.
Первый цветок.
Думал: случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал: в глазах зарябило. Это подснежник протянул нежные листочки вверх. Проснулся первый нежный цветок. Пробился сквозь теплое одеяло листьев.
М. Пришвин.
Приложение 2
Синквейн – пятистрочия.
1-я строка – одно слово (тема)
2-я строка – два прилагательных
3-я строка – три глагола
4-я строка – четыре слова, продолжающие мысль
5-я строка – одно слово (вывод, оценка, отношение)
Приложение 3
Март.
Влажный мартовский ветер быстро съедает снег. Мокрые, черные деревья ждут тепла. Проснулась ольха и выбросила бурые серёжки. Из тёплых стран вернуться пернатые в родные края.
Скоро проснётся весь лес!
П. Васильев.
Март.
Наступил март. С каждым днём весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. По лесу бежит весёлый ветерок. Гибкие веточки берёз покрылись смолистыми почками. Скоро всё зацветёт, зазеленеет!