- обучающие: формирование навыка написания гласных Е и И в суффиксах -ЕК-/-ИК-;
- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, воспитывать интерес к богатству русского языка.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация, учебник.
Ход урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном. Отложите ручки и приготовьтесь работать.
1. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
Опрос по теме «Имя существительное».
Отметить верные утверждения:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам.
Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
2. Изучение нового материала.
Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Лингвистическая сказка.
Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК.
Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.
Слабая, пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.
Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.
Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК–.
(по материалам газеты» Русский язык»)
Задания.
Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?
Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?
К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?
А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в группах. У вас есть 1 минута. (Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)
- А теперь попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – . (Учащиеся озвучивают варианты правила)
- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.
Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.
2. Работа в парах. Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Сыноч..к, подароч..к, мяч..к, самолёт..к, звоноч..к, дружоч..к, ключ..к, карандаш..к, ореш..к, пузырёч..к, кирпич..к, василёч..к, огонёч..к, кусоч..к, огурч..к.
3. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска. Карандаш..к – нет ……, дожд..к – нет …, хвост..к – нет …, шалаш..к – нет …, мяч..к – нет ..., кирпич..к – нет …, торт..к – нет …, лист..к – нет … .
4. Найдите слова с ошибками в написании суффиксов – ЕК – и – ИК. Денёчик, хвостик, сыночик, холмик, подарочек, дубочек, перчек, человечик, платочик, зубик, голосочик, грибочик, лучек, ключек.
5. Подчеркните «лишнее» слово в каждой группе. Аргументируйте свой выбор. 1. Платоч..к, дружоч..к, кусоч..к, ключ..к, сыноч..к. 2. Кирпич..к, шалаш..к, ореш..к, ключ..к, мяч..к. 3. Ключ..к, кирпич..к, мяч..к, подароч..к. 4. Итоги урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?
-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются смайлики, выражающие различное настроение).
5.Рефлексия. На столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, разобрались в нем, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек.
6. Домашнее задание: выучить правило,упражнение 150, подготовиться к проверочной работе.