1.Самоопределение к деятельности Орг. момент | Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка вы продолжите раскрывать секреты правописания. Я предлагаю улыбнуться друг другу. Пусть хорошее настроение сохраняется на весь урок. На столах лежат пенал, учебник и тетрадь. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать. Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Хочу начать урок с притчи Возьмите бабочки в руки и передайте другу по парте. Произнося слова « Всё в твоих руках» На протяжение урока вы себя будите оценивать. На столе у вас ёжики и цветные карандаши. На каждом этапе вы будите выполнять задания. Если справитесь. Раскрашиваете красный гриб, если нет то жёлтый гриб На предыдущем уроке мы с вами изучали части речи. Существительное, прилагательное , глагол. Давайте повторим. Делимся на 3 группы. Мы проведём игру « Забей мяч в ворота» У каждой группы ворота и слова. Вы должны отправьте мяч в нужные ворота. Дайте определение частям речи. Давайте вспомним , как нужно работать в группе? У кого какая часть речи? Всё у вас на столох. Начинаем работать. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. -А начнём мы с чистописания. Откроем свои тетради и красиво запишем число. (Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь). Минутка чистописания Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Мы видим сочетание ек,ик - Из скольких букв состоит это соединение? - Какие это буквы: строчные или заглавные? - На что похоже это соединение? Прописали. Подчеркнули самый красивый элемент, который вы написали. | Выполнили самооценку готовности по критериям: • правильность выбора учебных принадлежностей, • правильность и аккуратность расположения предметов на парте, • самостоятельность подготовки, настрой на урок. Дети располагают правильно мячи. По частям речи. Групповая работа Проверка Молодцы. Раскрасим нужным цветом грибок Оценивает себя Обмен тетрадей Дети пишут раскрасили грибок кросенс | Личностные, регулятивные Мотивация к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний, мотивация Работа над облаком слов 3. Постановка учебной задачи 4. Решение учебной задачи | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение правописания словарных слов, корзина идей, повторение ранее изученных суффиксов -онок, -ёнок. Создание ситуации успеха. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов–ик и -ек, познавательную цель: открытие способа гласной в суффиксах–ик или –ек на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем). Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми. | Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Разгадайте кроссворд и запишите слова в тетрадь. 1.Верный друг человека. собака 2.Вечерняя трапеза. 3.Синоним слова водитель. 4.назвать своё имя и …….. 5.Главный город государства. 6.Орган вкуса. 7.Синоним к слову астронавт. Какое слово было зашифровано? СУФФИКС - Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке? (О суффиксе.) - Что мы знаем о суффиксе? Дети делятся на группы. И на облаке пишут слова из правил связанных с суффиксом. Игра с суффиксами. - Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и увидела на картинках, что то не кот, а… - Не слон, а… -Не дом, а… -Каким способом образованы новые слова? - Какой суффикс помог образовать новые слова? - На что он указывает? Увеличение предмета - Пропишите слова, обратите внимание на соединение и выделите суффикс. -Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию.(просмотр) Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова) – Он незнает правило ,Какое правило он не знает, когда надо писать - ик, а когда -ек. - Попробуйте сформулировать тему урока? - «Правописание суффиксов -ик, -ек» . - Чему мы будем учиться? - Мы будем учиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек. Поставим цели, используя слова-помощники: -Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик) -Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами) -Закрепим…(свои знания и умения) -Можем ли мы ему помочь? -Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать) Ключик нет ключика Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: Замочек нет замочка В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. Витя Переступкин. - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Как решил эту проблему Петя Переступкин Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 123. - Прочитаем правило. . Совпадают ли они? Значит, мы совершили верное открытие. Прослушайте сказку. Жили – были в сказочной школе суффиксы ик и ек. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым Работа по учебникам стр 126 упр 243 . | Ребята разгадывают кроссворд . Записывают в тетрадь слова. Расшифровывают слово СУФФИКС Обмен тетрадями. Работа цепочкой Проверка Раскрашивание грибка это часть слова служит для образования новых слов. стоит после корня. Составляют облако слов по правилу Что мы знаем об суффиксе. У вас на столе облако. Запишите. служит для образования - новых слов стоит за корнем имеет значение… обозначается /\ Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс. - Котище - Слонище. - Домище. - Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом - Суффикс –ищ-. - Суффикс –ищ- указывает на то, что предмет очень большой.(Преувеличительная окраска). -Суффиксы Работа в группах Проверка Закрасьте нужный грибок Записывают слова Ключик нет ключика Замочек нет замочка | Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности У доски Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы.) Просмотр отрывка У доски Проверка Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные Умение сотрудничать со сверстниками. Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Умение составлять алгоритмы |
5.Первичное закрепление | Цель этапа Формирование умения выполнять задание по алгоритму: написание гласной в суффиксе ек или ик. Взаимодействие в образовательном процессе | -Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм. Слайд 13. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-. -Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Дифференцированная работа. Работа парами - Слова надо записать в два столбика. В первый столбик будете записывать слова с суффиксом -ик, а во второй с суффиксом -ек. ) - Какой следующий шаг на уроке? Картинный диктант Работа в группе Соедините . Исправьте ошибки Молодцы, отлично справились. А нас ждет следующее задание… Будьте внимательны. Витя решил вас запутать. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Вам нужно найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант. После окончания этой работы, подводим итог: Когда в слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –? | Составляют алгоритм. Работа в группе Проверка Закрасить грибок Платоч..к Стол..к Песоч..к Листоч..к Билет..к Зуб..к Работают над закреплением правила. Учатся работать по алгоритму. Записывают в тетрадь Слова Закрасьте грибок Работа по карточкам Работа парами Закрасьте грибок Работа в группе Оценка Раскрасьте грибок | Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи. |
6. Закрепление нового материала. Оперативный контроль. 7.Итог занятий. Рефлексия деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Молодцы, ребята! Благодаря вам Витя сумел выполнить все задания. Можно с уверенностью сказать, что он больше не окажется в стране невыученных уроков. А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой? -Какую учебную задачу мы поставили - Смогли мы её достичь? - Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик? Пожалуйста, внесите результаты в листы оценивания - У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Чтобы открыть замок. Ответьте на вопрос, который есть у вас на замочке Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек. *Дополните предложения: Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … . На следующем уроке я хотел(а) бы … Выставка оценок по Спасибо за урок. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные |