Тема урока: Фотография В. Гиппенрейтора «Ландыши».
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания по анализу фотографии для последующего написания сочинения на тему «Ландыши – светлого мая привет», ввести новые понятия, термины, связанные с темой «Музыка», «Фотография», «Биология» , «Экология», «Русский язык и литература».
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
1.Мотивационный этап.
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
3.Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
4.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
6.Первичное закрепление нового знания.
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
8.Включение в систему знаний и умений.
9.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
2) Прослушивание песни « Ландыши» на слова О. Фадеевой (музыка: О. Фельцмана.».
в исполнении Г.Великановой.
Ты сегодня мне принес
Не букет из пышных роз,
Не тюльпаны и не лилии,
Протянул мне робко ты
Очень скромные цветы,
Но они такие милые.
Припев:
Ландыши, ландыши,
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши,
Белый букет.
Пусть неярок их наряд,
Но так нежен аромат,
В них весны очарование.
Словно песенка без слов,
Словно первая любовь,
Словно первое признание.
Припев.
Я не верю, что года
Гасят чувства иногда,—
У меня другое мнение.
Верю, будешь каждый год,
Пусть хоть много лет пройдет,
Ты дарить мне в дни весенние
Припев:
Ландыши, ландыши,
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши,
Белый букет.
II.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. - Беседа на тему "Дай информацию".
Вопросы:
- Кто знает, как называется эта песня? («Ландыши?)
- А кто написал слова песни, кто сочинил музыку? (слова О. Фадеева, музыка О. Фельцмана)
-Что мы знаем об Оскаре Фельцмане? (Оскар Борисович Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Иосифовича Фельцмана и Цили Абрамовны Фельцман (1899—1984). Композитор, написавший музыку к 1500 песням. 3 февраля 2013 года в 02:45 Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности в ЦКБ имени Семашко[5]. Прощание состоялось в Доме Союза композиторов России. Похоронен 6 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
- Что вы знаете об Ольге Яковлевне Фадеевой ? (1906—1986) (Советская поэтесса (настоящая фамилия: Кляйнер), автор стихов ко многим популярным песням, театральным постановкам и кинофильмам).
-Что вы знаете о Гелене Великановой? (Солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения и Москонцерта. Среди первых песен, исполненных ею, — жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Удавалось ей и исполнение детских песенок. Успех певицы возрос, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи Сергея Есенина и Новеллы Матвеевой. Самой стала песня «Ландыши». )
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Задание: добежать по очереди до доски, сделать 3 приседания, написать название растения по букве, которую я вам скажу:
Р - роза
А - астра
Б -барбарис
О - ольха
Т - тюльпан
А - астрагал
П - пион
О - одуванчик
Ф - фиалка
О - осока
Т - толстянка
О - очиток
Л - ландыш
А - алоэ
Н - нарцисс
Д - душица
Ы - ыхра
Ш - шалфей
И - ирис
-Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (Работа по фотографии
В. Гиппенрейтора «Ландыши»)
Если нет возможности догадаться, надо объяснить, что такое акростих. Акрости́х— осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения.
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
III.Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
-Возникали ли у вас сложности, когда вы отвечали на мои вопросы? Что именно создавало проблему? (Да, потому что мы не знали композитора, поэта и исполнительницу, которые жили намного раньше нас. Еще в наш век мы мало читаем книги и интересуемся другими темами и проблемами) – Расспросит желательно у всех.
IV.Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
А) Определение цели урока.
- Для чего мы анализируем фотографию В. Гиппенрейтора «Ландыши»?
Цели:
1) научиться писать сочинение,
2)формировать навыки анализа фотографии,
3) понять, что надо бережно относиться к окружающей природе.
Б) Работа по составлению плана сочинения.
- Что надо сначала сделать, чтобы правильно написать сочинение?
- Составить план сочинения.
1. Слово о фотографе В. Гиппенрейторе.
2. Описание фотографии «Ландыши»:
а) что изображено на фотографии;
б) какие цвета мы видим на фотографии.
3. Мои размышления и эмоции от увиденного (по фотографии «Ландыши».)
VI.- V. Первичное закрепление нового знания.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
А)Лучший ответ. Ученик получает сердце за хорошие ответы.
- А что вы знаете В Гиппенрейторе? (В. Гиппенрейтор - автор 38 фотоальбомов. Призер многочисленных международных и всесоюзных выставок. 22 апреля Вадиму Евгеньевичу Гиппенрейтеру исполняется 97 лет. Это человек известен тем, что первый спустился с Эльбруса на лыжах и трижды стал чемпионом СССР по горным лыжам. Увлекался альпинизмом, известен в академической гребле, прыжках с трамплина, регби.)
-Что мы знаем о ландыше? (Ландыш относится к семейству лилейных, произрастает в Европейской части России, в Сибири, на Кавказе и на Дальнем Востоке, а также в Северной Америке и Западной Европе. Самое широкое его распространение в умеренном климате Северного полушария. «Convallariamajalis» - поэтическое название, данное ландышу по классификации Карла Линнея, в переводе звучит, как «лилия долин, цветущая в мае». Название, данное растению в народе, имеет несколько версий. По одной их них, слово ландыш является трансформацией слова «гладыш», которое растение получило за гладкие и шелковистые листья. По другой – сходство листьев ландыша с ланьими ушками. Еще его называют ланушкой, ландышком, сорочкой, молодилом и молодильником.)
-Какой предмет в нашей школе помогает больше узнать о ландышах? (Биология – это система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.)
-Что такое экология? (Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, это наука о защите и сохранении окружающей среды.)
-Почему мы вспоминаем про экологию, когда говорим о ландыше? (Ландыш относится к группе охраняемых растений. Он даже занесен в красные книги некоторых регионов России. Главная причина в том, что растение обильно уничтожается во время сбора цветов весной или во время сбора лекарственного сырья. Но те цветки, которые продаются в переходах или на улицах, чаще всего собраны не где-то загородом, а выращиваются в специальных хозяйствах.)
- Какие эмоции вызывает эта фотография? (Чувство радости, мы с нетерпением ожидаем весну, которая принесет тепло.)
Б) Лексическая работа.
В группе:
1)Из данных слов (различных частей речи) выбрать прилагательные, характеризующие ландыш: синева, расти, весенний, второй, хорошо, ароматный, голубой, чистота, чудесный, нежный, струящийся, шелест, шелковый, море, гладкий, ушко, молочно-белый, нежно-зеленый, трава, благоухающий.
3) выписать из текста песни слова, характеризующий ландыш: очень скромные цветы, такие милые, светлого мая привет, белый букет, неярок их наряд, нежен аромат, весны очарование, словно песенка без слов, словно первая любовь, словно первое признание.
В группе:
4)определить средство художественной выразительности в следующих словосочетаниях: словно песенка без слов, словно первая любовь, словно первое признание (СРАВНЕНИЕ).
VI .Самостоятельная работа и проверка по эталону."Творческий текст"
Запись черновика сочинения с самостоятельным продолжением предложения.
Вадим Гиппенрейтер – это удивительный фотограф, побывавший во многих местах нашей планеты. Он фотографировал
Передо мной фотография ландышей. Это один из самых любимых мной цветов. Объектив В. Гиппенрейтера выхватил несколько веточек белоснежных цветов в окружении широких зеленых листьев. Они ярко освещены ласковым летним солнышком. Каждый колокольчик цветка ландыша впитывает солнечный свет и как будто начинает светиться изнутри.
Несколько цветочков на самом верху веточки еще не распустились. На фотографии они выглядят ожидающими. Вот-вот солнечный лучприкоснется к ним своей ласковой ладошкой, и они раскроются и разольют свой неповторимый аромат на все окружающее.
А на одной веточке маленький цветочек развернулся к солнышку и распахнул ему навстречу свое личико. Он напоминает человека, умирающего от жажды и жадно, полным ртом, глотающего прохладную воду из маленького лесного ручейка. Или любопытного ребенка, который увидел что-то необычайно интересное и смотрит, широко распахнув глаза.
Три маленькие веточки ландышей, как три товарища, пригрелись среди зеленой листвы и радуют нас своей красотой и свежестью. Глядя на фотографию, я начинаю ощущать этот великолепный аромат, которым благоухают ландыши. Прекрасные цветы!
VII.Включение в систему знаний и умений. - "Своя опора": пишут хокку на тему «Весенний ландыш».
Прилагательное +существительное+ Нежный ландыш
Наречие+глагол+существительное. Скромно прячется в траве.
Неожиданная мысль, связанная с ландышем, весной. Весь мир в моей душе ожил.
VIII.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций."Письмо маме".
1.Привет, дорогая мамочка! Пишу письмо в конце урока русского языка. Мне очень хорошо. Урок был замечательный. Я много узнал о ландыше, о фотографе Гиппенрейтое, научился писать сочинение-описание. До встречи. С любовью Артем.
2.Поставить друг другу оценки в журнальчиках.
Фамилия и
имя
Оценки
Алексеева
Катя
Андреев Олег
Васильева Юлия
Иванова Снежана
Осипова Ираида
Алексеева
Катя
Андреев
Олег
Васильева
Юлия
Иванова
Снежана
Осипова
Ираида
Фамилия
и имя
Оценки
Павлова Саша
Петрова Даша
Самуилова Катя
Семенов Артем
Терентьев Даниил
Павлова Саша
Петрова Даша
Самуилова Катя
Семенов Артем
Терентьев Даниил
Д/З. Написать сочинение на тему «Фотография В. Гиппенрейтора «Ландыши».