Просмотр содержимого документа
«Урок по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" 6 класс»
Муниципальное образовательное учреждение «Школа № 17»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
в 5 классе
на тему:
«Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению – описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Учитель русского языка и литературы
Николаева Т.И.
2018 г.
г. Балашиха
2
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа. Показать учащимся художественные достоинства картины и средства, с помощью которых художник выражает свое отношение к изображенному. Научить школьников высказывать свое отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления. Подготовить учащихся к написанию сочинения.
Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи, навыки монологической речи. Развивать пространственное мышление и представления о холодных и теплых тонах картины. Развивать творческое воображение, кругозор учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к прекрасному, национальную гордость.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание.
Конструировать текст сочинения – описания, редактировать написанное.
Словесно передавать свои впечатления.
Тип урока:
Закрепление знаний и способов действий, развитие связной речи, интегрированный.
Методы и формы работы на уроке:
Словесный – рассказ, беседа, объяснение.
Наглядный – иллюстрация, демонстрация.
Практический – выполнение упражнения из учебника № 348 (уточнить).
Учебник: Русский язык в 5 классе. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский – 2 –изд. –М. Просвещение, 2016 г.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация; музыка Э. Грига; иллюстрация картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; этимологическая страничка – словарик и высказывания И. Грабаря.
3
Ход урока
П. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока. (Слайд №3)
Ребята, посмотрите в окно. С каким цветом у вас ассоциируется зима?
Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой.
Ш. Работа по теме урока.
1. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о березе под музыкальное сопровождение Э. Грига – фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» «Утро») (Слайд №4).
1. Без березы не мыслю России,
Так светла по –славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена. (О. Шестинский)
2. И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин).
3. Белая береза –
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя (П. Кудрявцев).
4. Новый, новый у берез наряд,
Искры, искры серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М. Пляцковский).
5. В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В березке – вся моя Россия
И песня русская моя. (Г. Шилов).
Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению.
Справка: Что такое эпиграф? Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.
Все ли цитаты, приведенные вами, подойдут для эпиграфа к сочинению по этой картине? ( только те, в которых говорится о зимнем пейзаже).
4
2. Работа с терминами: Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями. Давайте определим, что перед нами.(Слайд №5)
Картина ( от русского «карта») – произведение живописи в красках. Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях картины природы? (Пейзажист). А само произведение? (Пейзаж).Пейзаж в переводе с французского – общий вид местности, картина природы.
Ребята, лексические значения этих слов вам помогут при написании сочинения?
3. Первичное восприятие картины (слайд № 5)
Рассмотрите репродукцию картины.
Что на ней изображено?
Какой цвет преобладает?
Чем понравилась картина?
Центральный художественный образ картины – береза, а название картины «Февральская лазурь». Объясните название.
-А какие еще сведения вам помогут написать сочинение? (О художнике).
4. Рассказ о художнике. (Слайды № 7,8,9)
Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште, в семье юриста. Из – за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был художник И. Репин.
С 1913-1925 год Грабарь руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.
Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Ясный осенний вечер», «Разъяснивается», «Зимний пейзаж», «Березы летом» и др.
Все они проникнуты радостным, светлым чувством.
5. Работа по картине.
1. История создания картины. «Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И. Э. Грабаря.
5
Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.
В одно солнечное утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «казалось, то она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», -вспоминал художник. Грабарь любовался березами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит березы, особенно «плакучие». В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив своей красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. (Слайд № 12). Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эти красоту.
2. Этимологическая страничка
Что же такое лазурь? (Толковый словарь)
Лазурь ( др. русск. – из греческого): светло- синий цвет, голубизна, краска светло-синего цвета.
Синонимы:
Лазурный – лазоревый –голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зеленый, цвета сапфира.
3. Беседа по содержанию картины.
-Какой день изобразил художник? Теплый или холодный? А что вам помогает понять, что изображен солнечный день? (Теплый. Это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце. Сверкают стволы берез. На них видны отблески солнца).
- Какими тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими).
Такие тона называют холодными. А на картине преобладают теплые тона – солнечные.
- Посмотрите внимательно на небо на картине Э. Грабаря. Есть ли на нем облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо?
6
(Ослепляет лазорево – синее небо, уходящее в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. В феврале или марте в ясный. Морозный. Солнечный день).
- Что еще изобразил художник? (Березы).
Рассмотрите березы, как они расположены? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев. Кружево ветвей отражается в большом голубом безоблачном небе).
- А как выглядит береза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта береза? (Плотными мазками написаны огромные белоствольные березы на переднем плане картины. Старая береза вдали, здесь же ее подружки, молодые березки. Могучая, огромная, пережившая ни одну зиму. Она уже старая, искривленная. Но она огромная, у березы толстый ствол, много веток).
- Что можно сказать о других березках? А на заднем плане какие березки? (На заднем плане одна старая и много молодых).
- А почему именно эту березу выбрал художник?( Это самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза – символ нашей Родины, символ русской зимы. О березе сложено много песен и стихов).
- закроем нижнюю часть картины (Слайд № 13). Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетенные ветви молодых и старых берез, усыпанных снегом? (Красивый морозный узор на окне, кружево, которое плетет кружевница).
-Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег рыхлый, кое –где осел, подтаял). Ощущаете ли вы присутствие человека? (нет, снег не тронут, нет никаких следов. Тени на снегу только от берез. Это березовая роща зимой).
- Что виднеется на горизонте? (кустарник).
-Когда-то И. Грабарь мечтал передать «хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? (Да, его мечта осуществилась. Картина «Февральская лазурь» завораживает, на нее хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен).
- Как расположена картина? (Вертикально. Чтобы увидеть кружево из ветвей берез, живописец рассматривает ее снизу вверх. Все другие деревья, как бы
7
отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать эту березу на фону голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое).
- Нравится ли вам построение (композиция) картины? (Да, это необычное, интересное построение картины. Мы видим большую березу, которая выделяется на переднем плане и занимает почти все полотно. Она хорошо видна).
-Какова основная мысль этого пейзажа?(Красота, величие, монументальность русской зимы).
- Какая лексика помогает представить февральский день? Изображено ли все это на картине? О чем эта картина?( На картине зимний пейзаж в бело – голубых тонах: лазоревом, лазурном, светло – синем, жемчужном, белом или желто – белом, сапфировом(зеленовато-синем).
-Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чем думаете, глядя на нее? Какое впечатление производит на вас эта картина?(Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная).
- пейзаж… природа…Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой мы живем. Искусство пейзажа напоминает нам об отношении к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней?!
6. Работа над композицией сочинения.
-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ.
-Прежде, чем начать работу, определим тип текста. (Описание).
-Какие будут части в вашем рассказе?(Вступление, основная часть, заключение).
7. План сочинения. Я предлагаю такой план (Слайд № 15):
1. Художник и его картина.
2. Солнечное февральское утро.
3. Гимн березам.
4. Тени на снегу.
5. Мое отношение к картине.
8. Обсуждение каждой части картины.
-О чем надо написать во вступлении? Можно ли воспользоваться воспоминаниями художника? (2-3 ученика).
- Утро. Восходящее яркое солнце освещает березовую рощу, погода стоит чудесная. Будто бы зима празднует какой – то небывалый праздник. Подберите слова, чтобы это стало «гимном» березам. (Отвечают 2 – 3 человека).
- Жемчужные березы на картине устремляются ввысь, к небу, к солнцу. Их коралловые ветви переплелись на фоне лазоревого неба в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветви берез!
- А каков снег на картине? (Отвечают 2-3 ученика)
- Художник сам описывал снег, как ткань, сотканную из драгоценных сапфиров. Поэтому на снегу сапфировые тени.
- Какие могут быть варианты заключительной части? (Надо поделиться впечатлением, нравится вам картина или нет. (Объяснить почему).
- ребята, скажите, а баловал ли нас декабрь такими ясными и солнечными днями? (таких дней почти не было).
- Хотелось бы вам наяву, а не на картине, увидеть такое чудо – февральскую лазурь?
-Это сгодится для заключительной части сочинения?
IV. Рефлексия.
-Ребята, в начале урока вы ответили на вопрос: какой цвет больше присутствует в красках зимы? Вы сказали – белый. А глядя на картину можем сказать, что еще есть и лазурный…
V. Итог урока.(слайд № 16)
-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
-Помогли ли нам поэты и композитор Э. Григ увидеть красоту «Февральской лазури»?
_ В качестве помощника даю вам рабочие материалы к сочинению (Слайд № 16).
Индивидуальное. Увидеть зимний куст или дерево, сфотографировать и дать своей фотографии название.
VII. Рефлексия.
-Ребята, в начале урока вы сказали, что больше всего на картине присутствует белого цвета. А сейчас, что бы вы еще добавили?
9
В качестве приложения.
Моя ученица написала такое сочинение.
Передо мной репродукция прекрасной картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Все в ней просто и прекрасно. Художник изобразил изумительный февральский день. Погода морозная и солнечная. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Над горизонтом небо светло- голубое, а в вышине чуть синее. Эта синева уходит в бесконечную даль. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.
На переднем плане изображена ветвистая красавица – береза. Ее ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно – коричневого цвета. Другие березки обыкновенные, они менее величественны. По линии горизонта, на заднем плане картины, виднеется тянущийся стеной кустарник. Он тоже красно – коричневого цвета.
Художник передал своим полотном красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от нее голубое сияние. Основной цвет картины, голубой, помогает фантастическую красоту. На картине все утопает в лазоревом цвете, поэтому она названа «Февральская лазурь».
Этот пейзаж вызывает радостное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть своими глазами.