Просмотр содержимого документа
«Урок по читательской грамотности в 9 классе. Комплексный анализ текта»
Открытый урок в 9 классе .
Тема: Работа с текстом. (Подготовка к ОГЭ)
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы ВОВ; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова «Бескорыстие»
2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.
3. Показать учащимся, как лингвистический анализ текста может помочь понять авторский замысел.
4. Формировать языковую компетентность ):
* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).
5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ .
? Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?
Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.
Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Тип речи
- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
Учитель
(Свою работу на уроке вы должны отразить в листах самооценки)
Ребята, давайте попробуем сформулировать цели урока опираясь на тему(варианты …)
Учитель -Записываем тему урока.
- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова :М.И.Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.»
Учитель- Слово учителя о В.М.Пескове.
- Работать сегодня мы будем с текстом В .Пескова.
- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.
3. Представление текста «Бескорыстие».
- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
– Докажите, что данный отрывок является текстом.
(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
- Определите тему текста
(Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится). (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)
– Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?
- Где можно найти лексическое значение слова?
- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).
- Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17-томный литературный словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре В.Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.
- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:( Баринова Валерия)
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».
- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
БЕСКОРЫ́СТНЫЙ [сн], бескорыстная, бескорыстное; бескорыстен, бескорыстна, бескорыстно. Чуждый, корысти, расчетов на личную выгоду. Бескорыстный человек. Бескорыстный поступок.(словарь Ушакова)
3). Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения?
(…хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).
- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).
- В чём красота бескорыстия?Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)
4)- К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический)
Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.
В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).
- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
5).- Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения.
6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.
1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности бескорыстным служением Родине
УЧИТЕЛЬ-
Ребята, скажите, какие вы испытывали сложности при выполнении заданий по тексту Василия Михайловича Пескова? Что помогло верно выполнить задания. Конечно, внимательное вычитывание текста.
(этому подтверждением является эпиграф нашего урока- высказывание М.Цветаевой)
А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.»
2).РАБОТА У ДОСКИ
- Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).
- Запишите это предложение, составьте схему
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
- Как называется такое подчинение? (параллельное).
- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).(САМООЦЕНКА)
3).- Средипредложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)
- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).(Фадеев Николай)-Самооценка
4).Выпишите из предложений 51 – 53 слова с пропущенными буквами; объясните правописание.
- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
- Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52) (обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).
(52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить.
- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).
- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).
- Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).
5). – Поработаем по вариантам:
1-в. –Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного
( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
2-в. –Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово,
пишется –НН»
(подтверждённая).
1-в.- Укажите способ связи в словосочетании память о людях(предложение 48)(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).
2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека)
5.Итог урока.
- Удалось ли нам добиться цели урока?
- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
6.Домашнее задание: Тесты ОГЭ
БЕСКОРЫСТИЕ. Какое это счастье поделиться Сокровищами собственной души, Кто жизнью обделен,— воздать сторИцей, ( Во много раз больше) Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки, Слать песни, словно вести в города, И, не теряя ни одной минутки, Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете, Чем золото, и сталь, и серебро... Не жди добра, чтоб на добро ответить, А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье, Жить, ничего от мира не тая, Не думая о том, что соучастье В чужой судьбе - обязанность твоя.
Бескорыстие.
Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.
(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.
(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…
(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…
(26) Лётчик обнял меня за плечи.
(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…
(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.
(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…
(33) – Достал?
(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.
(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…
(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»
(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!
(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, прос..дел на чердаке и почти пот..рял человеческий облик. (52) На этот шаг его, (не)опытного и трусливого, толкнула корысть: пусть ум..рают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.
(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.
(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…
(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.