kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок письма "У меня дома живет амурский тигр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи для 5 класса, правила написания письма. Расширяет представления учащихся о роли и значении письма в нашей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок письма "У меня дома живет амурский тигр"»

Урок развития речи в 5 классе.

Тема урока: Письмо другу о том, как у меня дома живет амурский тигр.

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, научить составлять текст письма;

  • Развивать речевые навыки; расширять представления учащихся о роли и значении письма в нашей жизни;

  • Воспитать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: словарь И.Ожегова, карточки с текстом письма.

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Прошу тебя

Пиши мне письма.

В наш громкий век

Им нет цены.

Н.Кузовлева


I . Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. А что будет предметом нашего разговора, вы узнаете из эпиграфа к уроку.

(Читается эпиграф, заранее написан на доске)

-Так что же такое письмо и почему оно бесценно сегодня, по словам Кузовлевой? Нам предстоит в этом разобраться.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, кто из вас получал письма? Писали  ли сами  когда-нибудь письмо?

 - Для чего нужны письма? (Чтобы общаться. Мы пишем письма, чтобы передать какое-нибудь сообщение, информацию, рассказать о своих чувствах, выразить отношение к кому- или чему-либо).

III. Слово учителя.

В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты резко падает интерес к эпистолярному жанру. Эпистолярный- имеющий форму письма, переписки. Общеизвестные письма А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, Г. Флобера, Г. Мопассана и других замечательных людей вошли в культурное наследие нации.

Сегодня в большинстве своём люди разучились писать письма. Неужели жанр «письма» потихонечку отживает свой век?(ответы детей)

Однако, письма, хоть мы их немного и разучились писать, живут.

Мы пишем смс сообщения, переписываемся в социальных сетях, обмениваемся информацией через интернет-все это виды письма. И очень важно уметь правильно оформлять письма.

IV. Словарная работа.

- Сейчас поработаем со словарями. На доске записаны ключевые слова сегодняшней темы:эпистола, эпистолярный, адресат, адресант, почта, адрес, конверт, постскриптум.

- Выпишите значения этих слов и запомните их.

- Не забудем и о словах вежливости (Здравствуйте, привет, до свидания, пока, извини, спасибо и др.) .

V. Слово учителя:

-А как вы думаете, каким образом работала почта раньше?

VI. Доклад подготовленного ученика:

Я расскажу о тех временах, когда почты вообще не существовало. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын? Гонцы везли и приглашения. Вот, например, в 1147г. князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: « Приди ко мне, брате, в Москву». ( С тех пор, со времени первого упоминания, Москву и считают городом). С этим княжеским письмом и отправился гонец в дорогу. Так в старину поступали все князья и бояре.

Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, всё дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест, попьёт, отдохнёт и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма.

К тому времени гонцы стали постоянными, и звали их теперь ямщиками.

VII. Слово учителя:

-Ребята, а кто- нибудь из Вас слышал про почтовых голубей?

Во многих странах мира ещё раньше существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, телефон, Интернет, голубиная почта потеряла своё значение. Однако ещё недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

В наше время существует почтовая связь между странами и городами, сёлами и деревнями, даже между материками. Центральным почтовым узлом в городе является почтамт ( от немецкого слова Postamt – почтовое место). На почтамт стекаются письма из всех почтовых ящиков. Сюда привозят посылки и бандероли со всех концов города. Именно отсюда, рассортировав почту по адресам, отправляют её на поезда, самолёты или пароходы, развозят по почтовым отделениям и домам.

VIII. Работа с текстом (на карточках).

- Прочитайте отрывок из рассказа Н.Носова «Дружок».

Один раз мы с Мишкой сидели дома. Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказалось, почтальон. Мишка радостный вбежал в комнату с письмом в руках.

- Может быть, это про нашего Дружка! - сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями.

Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями.

- Это не нам письмо, - сказал наконец Мишка. - Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо “Песчаная” улица написал “Печная”. Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло... Мама! - закричал Мишка. - Тебе письмо от какого-то грамотея!

- Что это за грамотей?

- А вот почитай письмо.

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:

 “Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю...” Что это? - говорит мама. - Это ведь ты писал!

Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел как варёный рак и убежал.

- О чем говорится в тексте? Догадались, почему Мишка покраснел?  Что заставило вас смеяться? Как надо писать письма и оформлять адрес? Какое новое слово вы встретили в тексте? (Штемпель).

- Посмотрите значение этого слова в словаре.

- Письмо обычно состоит из трех частей: зачина, средней части и концовки.

IX. Предлагаю вам алгоритм написания письма:

  1. Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо.

  2. Сообщение о состоянии переписки.

  3. Изложение того, что прямо относится к лицу, которому пишут (вопросы).

  4. Сообщение того, что касается самого пишущего. Изложение информации, интересующей адресата.

  5. Заключение. Прощание, просьба писать чаще, извинения за почерк, передача приветов.

  6. Подпись, дата.

7.Постскриптум (приписка в письме после подписи).

(Дети записывают алгоритм в тетради)

Х.Учитель:

- Ну а теперь проведем аукцион  терминов.

1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому адресовано письмо.( Адрес).

2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант).

3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт).

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс).

5. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).

6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправления на расстояние. (Письма).

7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон).

ХII. Обобщение.

- Молодцы, вы хорошо поработали сегодня. Мне кажется. Каждый из вас усвоил принципы написания письма.   Мне хочется процитировать слова русского писателя А.П.Чехова: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее». А вот еще одна тема, о которой нам нужно поговорить: доброе и бережное отношение к природе. Ребята, кто из вас знает, кто такой амурский тигр? (Ответы детей)



ХIII. Выступает подготовленный ученик с докладом об амурских тиграх.

(Амурский тигр (также известный как уссурийский тигр)- самый крупный тигр (tiger) на планете, относится к исчезающим видам животных. Вес крупного млекопитающего  может превышать 300 килограммов. В некоторых источников сообщается о самцах весом до 390 кг, хотя сейчас столь крупные особи не встречаются. Длина тела 160-290 см, хвоста - 110 см. Уссурийский тигр является украшением дальневосточной тайги и объектом поклонения многих народов Дальнего Востока. Эта красивая, экзотически окрашенная кошка, по силе и мощи не имеет себе равных во всей мировой фауне.

Судьба амурского тигра драматична. В середине XIX века он был многочислен. В конце XIX в. ежегодно добывали до 100 зверей. В тридцатых годах прошлого века дикая кошка изредка встречалась лишь в самых глухих уголках Уссурийской тайги, трудно доступных для человека. Уссурийский тигр оказался на грани исчезновения вследствие нерегулируемого отстрела взрослых особей, интенсивного отлова тигрят, сведения лесных массивов в окрестностях некоторых рек и уменьшения поголовья диких парнокопытных животных, вызванного усилившимся прессом охоты и другими причинами; неблагоприятно сказались и малоснежные зимы. Уссурийский тигр охраняется государством - он занесен в Красную книгу Российской Федерации, добывание и отлов млекопитающего запрещены. С 1998 г. осуществляется утвержденная Правительством Российcкой Федерации федеральная целевая программа “Сохранение амурского тигра”.

Учитель:

-Дома вы будете писать необычное письмо. Ваша задача рассказать в письме другу о том, что у вас дома живет амурский тигр. Это и есть ваше домашнее задание. Спасибо за урок.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок письма "У меня дома живет амурский тигр"

Автор: Суменкова Мария Владимировна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства