Урок-открытие новых знаний по теме: "Трудности порядковых числительных"
Урок-открытие новых знаний по теме: "Трудности порядковых числительных"
Урок позволяет углубить знания об имени числительном, открыть новые знания об имени числительном, сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, сформировать правильное отношение к слову, убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знания правил правописания, а также ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-открытие новых знаний по теме: "Трудности порядковых числительных"»
УРОК - ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙПО ТЕМЕ:
«ТРУДНОСТИ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ».
Выполнила: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 59 г. Брянска Марченко Олеся Олеговна.
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 6 №1
3. Автор УМК: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, под общ. Ред. Г.Г. Граник. Русский язык: учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 3 ч. – М: Мнемозина, 2012год
6. Цель урока: открыть новые знания и умения обучающихся по теме " Трудности порядковых числительных"
7. Задачи урока:
образовательные: углубить знания об имени числительном, знакомство с новым материалом и применение этих знаний для решения новых учебных задач; познакомить с склонением порядковых числительных.
развивающие: развивать интерес к предмету, учить открывать новые знания, сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, умение доказать принадлежность слова к разряду числительных в форме рассуждения, умение согласовывать порядковые числительные в тексте и определять их синтаксическую роль; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), развитие навыков совместной работы в парах; развитие аналитико-синтетических способностей обучающихся; повышение их познавательного интереса; формирование навыков учебного сотрудничества.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия грамматики, склонять порядковые числительные,
уметь: пользоваться алгоритмом;
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?);
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: признаки порядковых и количественных числительных, склонение числительных.
11.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации, конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке; использование интерактивных форм обучения.
12. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
ХОД УРОКА
ПРИВЕТСТВИЕ
Заходя в учебную аудиторию, учащиеся класса выбирают листок А4 (с учётом своего настроения), красного, желтого или зеленого цвета. Учащиеся размещаются в аудитории, делясь на 3 группы, используя цветовую гамму.
Проверка домашнего задания (стр. 113, III Задания 1-5). Тестовое задание.
В ходе проверки домашнего задания учитель использует поисковые задании, а не просто формальное выполнение заданий. Так, например, из задания №3 измените по падежам числительное, которое является правильным вариантом ответа (количественное числительное – 845 метров). Учащиеся для выполнения данного задания имеют прочные знания (склонение количественных числительных).
В задании №5 подчеркните лишнее в ряду словосочетание.Просклоняйте лишнее словосочетание из задания № 5 в таблице рабочего листа. Если возникают затруднения, оставьте место пустым и поставьте знак вопроса.
(Чаще всего затруднения связаны с тем, что учащиеся склоняют порядковые числительные по принципу количественных).
И.п. восемьсот сорок пять метров
И.п. сто семнадцатый километр
Р.п. восьмисот сорока пяти метров
Р.п. сто семнадцатого километра
Д.п. к восьмистам сорока пяти метрам
Д.п. сто семнадцатому километру
В.п. восемьсот сорок пять метров
В.п. сто семнадцатый километр
Т.п. восемьюстами (восьмьюстами)
Т.п. сто семнадцатым километром
сорока пятью метрами
П.п. о восьмистах сорока пяти метрах
П.п. на сто семнадцатом километре
II. Постановка учебной задачи (проблемы).
Какие затруднения у вас возникли?
Исходя из затруднения и имеющихся знаний, сформулируйте самостоятельно тему урока-открытия новых знаний.
Учитель. СПРОГНОЗИРУЙТЕ, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. С этой целью используйте задание - ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ: «СЕГОДНЯ МЫ…»
1.научимся отличать порядковые числительные от количественных;
2.научимся склонять порядковые числительные;,
3. применять первичные знания на практике.
Учитель. Где могут пригодиться знания?
Слушаем предположения учащихся. У большинства учащихся появится затруднение для однозначного ответа на данный вопрос. ПРОБЛЕМА! Учитель акцентирует внимание, что к этому вопросу мы вернемся во время развития речи.
Когда мы сталкиваемся с чем-то, чего не знаем, или знаем, но недостаточно, к чему обращаемся? (справочная литература, учебник, интернет).
III. РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ УЧЕБНИКА ПО ГРУППАМ:
Учащиеся открывают учебник (П.72, С. 101) и обращают внимание на оригинальность названия параграфа: «Трудности порядковых числительных (прилагательных)».
Учитель предлагает учащимся самостоятельно выстроить ПЛАН УРОКА.
Задание: понаблюдайте над материалом параграфа, составьте МАРШРУТ (ПЛАН УРОКА).
Работа в парах: НА ДОСКУ ВЫВЕСИТЬ КАРТИНКИ (условные обозначения, используемые в учебнике). В ходе работы появляется следующий план:
Поисковые задания. Работа с текстом.
Работа в парах или группах в ходе урока.
Обращение к сети Интернет во время поиска теоретического материала.
Использование ключа для самопроверки. Содействует формированию и развитию навыков самоконтроля и оценки.
Самооценка и взаимооценка используются как на каждом этапе урока, так и на этапе первичной оценки знаний в конце урока-открытия новых знаний.
Переменка. Релаксация.
Развитие речи и творческих способностей.
Межпредметные связи.
III.1. РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ УЧЕБНИКА ПО ГРУППАМ:
Поисковые задания.
Работа в группах.
ГРУППА 1.72. стр.101. Задание: прочитайте материал на желтом поле № 1, карандашом подчеркните ключевые слова, сформулируйте трудности порядковых прилагательных.
ГРУППА 2 П.72. стр.101. Задание: прочитайте материал на желтом поле № 2, карандашом подчеркните ключевые слова, сформулируйте трудности порядковых прилагательных.
ГРУППА 3 стр. 102. Задание: прочитайте материал под значком NB, сформулируйте, на что авторы учебника обращают особое внимание при изучении данной темы. Как вы думаете почему?
ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ УЧЕБНИКА ПО ГРУППАМ, ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ (УМЕНИЕ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ТЕКСТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ В ДРУГИЕ ВИДЫ):
В ходе работы каждой группы происходит ПОЭТАПНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ схемы. В ходе выступления групп материал собирается пошагово. Выступление первой группы в качестве кураторов, устно подбор примеров всеми учащимися, закрепление полученных знаний на практике, оценивание первичных знаний и умений применять их на практике. Выступление второй и третьей групп осуществляется по такому же принципу.
Схема
ПОРЯДКОВЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ) - ЭТО
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, которые обозначают порядок предметов при счете.
(изменяются по родам, числам и падежам)
В названиях праздников и знаменательных дат
(название месяца в
родительном падеже)
-тысячный
-миллионный
-миллиардный
Сложные прилагательные
(ПИШИ СЛИТНО)
Склонение составных порядковых прилагательных (изменяется только последнее слово)
С Восьмым марта!
С праздником 8 Марта!
С праздником Восьмое марта
В тысяча восемьсот четырнадцатом году
Стотысячный город
Девятимиллионный
Стосорокамиллионное
Сорокаградусный
ГРУППА № 1 (ПРОСТЫЕ/ СОСТАВНЫЕ) Пользуясь получившейся схемой, сформулируйте правило написания. Составьте алгоритм для дальнейшей работы. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм.
АЛГОРИТМ
Задаю вопрос К ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ.
Определяю разряд.
При склонении количественных составных числительных, обозначающих целое – изменяются все слова.
При склонении количественных простых числительных - применяй правила.
При склонении порядковых простых - изменяются как прилагательные.
При склонении порядковых составных - изменяется последнее слово
ВЕРНЕМСЯ к СКЛОНЕНИЮ словосочетаний в начале урока (во время проверки домашнего задания). Исправляем все ошибки, устраняем затруднения, учитывая полученные знания. Самопроверка. Смотри карточку успеха в конце конспекта урока.
III.2 Выполнение упражнения 380.
1825 марок
1825 год
И.п.
И.п.
Р.п.
Р.п.
Д.п.
Д.п.
В.п.
В.п.
Т.п.
Т.п.
П.п.
П.п.
Оцени себя. Взаимопроверка по ключу (в качестве ключа используем Часть 3 учебного комплекта) . Оценивание в карточке успеха.
ГРУППА № 2 Выступление второй группы в качестве кураторов, устно подбор примеров всеми учащимися, закрепление полученных знаний на практике, оценивание первичных знаний и умений применять их на практике.
Упр. 381 (Работа в паре) Как вы думаете, почему на полях стоит условное обозначение NB, которое означает, что данное задание ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ. ЧТО ТРУДНОГО?
ВЫБЕРИ УРОВЕНЬ ЗАДАНИЯ,
Раздели слова на две группы. Объясни условия выбора.
Самопроверка (карточка успеха)
IV.
Переменка. Релаксация.
Слово учителя. Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме цветка, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.
Вопросы к учащимся:
1. О каком цветке идёт речь?
2. Хотели бы отправиться в лес за подснежниками?
Включена запись: ЗВУКИ ЛЕСА ВЕСНОЙ. УЧИТЕЛЬ ПОДНИМАЕТ ЭКРАН, ПОД КОТОРЫМ ВАТМАН, на котором изображена БЕРЕЗОВАЯ РОЩА С ПРОТАЛИНАМИ, В ПРОРЕЗИ КОТОРЫХ ВСТАВЛЕНЫ ПОДСНЕЖНИКИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ КАРТОНА .
УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ КАЖДОМУ УЧЕНИКУ ВЗЯТЬ ПОНРАВИВШИЙСЯ ПОДСНЕЖНИК, ВСЛУШАТЬСЯ В ЗВУКИ ВЕСЕННЕГО ЛЕСА И ЗАНЯТЬ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО.
V.
Работа с текстом.
Задание. Познакомьтесь с текстом и озаглавьте его. В группе сформулируйте самостоятельно задание. Действуйте по алгоритму. ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
___________________________
Как только пригреет весеннее солнышко, на лесных полянах расцветают подснежники. Они известны и в декоративном цветоводстве с (1458 год)_________________________________________________________________. В (1987 год) ________________________________________________________насчитывали более________ (100 видов) подснежников.
Эти нежные растения с головой-колокольчиком из ______________ (6 лепестков) и зелеными (15 миллиметров) ____________________________ листиками. Подснежники бывают (3 цвета)____________________: белого, фиолетового и бледно-желтого цвета.
Слабость и хрупкость этого цветка обманчивы. Подснежник – это первый цветок, который может выдержать даже (10 градусов)___________________________ мороз (4). Расцветает цветок, как правило, к (8 марта, Марта)_________________.
Подснежник – это символ весны, нежности, чистоты и искренности. Каждому хочется подержать его в ладонях, подарить такую красоту близким и родным к (8 марта, Марта)_________________.
Учитель. «Прочитайте предложения, в которых для решения задачи письма знаний, полученных на уроке, не хватает?»
Учащиеся обращают внимание на предложение: Расцветает цветок, как правило, к (8 марта, Марта)_________________. Каждому хочется подержать его в ладонях, подарить такую красоту близким и родным к (8 марта, Марта)_________________. Обращаемся за помощью к ГРУППЕ № 3. (Использование оборотов в открытках и поздравлениях).
Как только пригревает весеннее солнышко, на лесных полянах расцветают подснежники. Они известны и в декоративном цветоводстве с тысяча четыреста пятьдесят восьмого года. В тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году насчитывали более ста видов подснежников.
Эти нежные растения с головой-колокольчиком из шести лепестков и зелеными пятнадцатимиллиметровыми листиками. Подснежники бывают трёх цветов: белого, фиолетового и бледно-желтого цвета.
Слабость и хрупкость этого цветка обманчивы. Подснежник – это первый цветок, который может выдержать даже десятиградусный мороз (4). Расцветает цветок, как правило, к восьмомумарта.
Подснежник – это символ весны, нежности, чистоты и искренности. Каждому хочется подержать его в ладонях, подарить такую красоту близким и родным к 8 Марта.
Взаимопроверка (карточка успеха)
VI. ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ МАТЕРИАЛ УРОКА,
Учитель. ДОПИШИТЕ СВОИ ПРИМЕРЫ В СХЕМУ. Заполнить нижние окошечки схемы собственными примерами.
Самооценка на этапе первичной оценки знаний в конце урока-открытия новых знаний.
VII. Контрольная точка:
Укажите словосочетание, в котором форма имени числительного образована с нарушением норм литературного языка:
В тысяча девятьсот сорок пятом году
В двух тысячи двенадцатом году
В тысяча девятьсот шестьдесят первом году
В две тысячи восьмом году
В каком случае существительное, которое сочетается с именем числительным, употреблено верно?
Поздравить с Девятым маем
Задуматься о восьмом апреля
Выучить к первому октябрю
Готовиться к Двадцать третьему февралю
В каждом ряду находится один пример, в котором нарушены нормы сочетаемости с именем числительного и существительного. Найдите его и исправьте?
Приехать к седьмому июня, трое суток
Сошел со ста первого километра, две с половиной тонны
В двухтысячном году, сорока папок
Обеих девушек, подарок к Девятому мая.
Оценивание работы по ответам, на слайде.Карточка успеха.
VIII . СОЗДАНИЕ ОТКРЫТКИ.
Развитие речи и творческих способностей.
Межпредметные связи.
Учитель предлагает учащимся взять в руки цветной лист, выбранный в начале урока. (Это заготовка для создания открытки. Учащиеся сворачивают лист А4, сверху напечатана красивая цифра 8. Учитель предлагает вклеить подснежник, выбранный во время релаксации) и написать поздравление). Урок проходит перед Международным женским днём.
Обучение написанию поздравительной открытки.
Учащиеся заполняют в рабочем листе таблицу-помощник.
Письменное поздравление имеет четыре составные части. Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку. (Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)
- Эта часть открытки имеет свое название - обращение.
Следующая часть открытки - информация о том, с чем поздравляют.
-Большую трудность вызывает третья часть - само пожелание.
-И заканчивается четвертой частью - подпись и дата.
– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
(Уважаемая. Дорогая.)
- А у нас есть верные друзья. Когда обращаетесь по имени «Ира», «Саша», то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы «Ирочка», «Сашенька». При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например, если Люба не любит, когда ее называют «Любашей», то назовите ее Любочка или Любонька.
Причина поздравления
- Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, Вам слово!
( Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем!)
- А теперь приступим к самой трудной части- это пожелание.
-Что обычно желают?
(Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)
- Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата.
(Желаю тебе…. От всей души желаю…. Искренне желаю…. От всего сердца желаю… Хочу пожелать… Хочу, чтобы… Пусть…)
-Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
(Счастья. Здоровья. Успехов. Удачи.)
В результате рассуждения получается примерно такая таблица.
Проверка домашнего задания (стр. 113, III, задания 1-5). Из задания №3 выпишите числительное, которое является правильным вариантом ответа, измените его по падежам. В задании №5 подчеркните лишнее в ряду словосочетание.
Постановка учебной задачи (проблемы).
Просклоняйте лишнее словосочетание из задания № 5 . Какие затруднения у вас возникли?
И.п.
И.п.
Р.п.
Р.п.
Д.п.
Д.п.
В.п.
В.п.
Т.п.
Т.п.
П.п.
П.п.
ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ УЧЕБНИКА ПО ГРУППАМ:
Упражнение 381(Работа в паре). Выберите уровень задания.
Взаимопроверка по учебнику или слайду. Карточка успеха.
ПЕРЕМЕНКА
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Прочитайте и озаглавьте текст. В группе сформулируйте самостоятельно задание. Действуйте по алгоритму.
___________________________
Как только пригреет весеннее солнышко, на лесных полянах расцветают подснежники. Они известны и в декоративном цветоводстве с (1458 год)_________________________________________________________________. В (1987 год) ________________________________________________________насчитывали более________ (100 видов) подснежников.
Эти нежные растения с головой-колокольчиком из ______________ (6 лепестков) и зелеными (15 миллиметров) ____________________________ листиками. Подснежники бывают (3 цвета)____________________: белого, фиолетового и бледно-желтого цвета.
Слабость и хрупкость этого цветка обманчивы. Подснежник – это первый цветок, который может выдержать даже (10 градусов)___________________________ мороз (4). Расцветает цветок, как правило, к (8 марта, Марта)_________________.
Подснежник – это символ весны, нежности, чистоты и искренности. Каждому хочется подержать его в ладонях, подарить такую красоту близким и родным к (8 марта, Марта)_________________.
Взаимопроверка (карточка успеха)
СОЗДАНИЕ ОТКРЫТКИ.
Письменное поздравление имеет ___________________составные части:
От всей души желаю….
Искренне желаю тебе…
От всего сердца хочу пожелать…
Международный женский день
Хочу, чтобы…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Рефлексия
Я все понял, легко выполняю задания по схеме, поэтому готов оказать помощь.
3
Я понял, но мне необходимо еще поработать по данной теме, готов принять помощь.
2
Я не понял тему, мне необходимо больше времени для изучения данной темы.