Просмотр содержимого документа
«Урок-обощение по теме "Деепричастие"»
Урок-обобщение по теме «Деепричастие»
ЦЕЛЬ урока:
1.закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в
предложениях и текстах; закрепить сведения о деепричастии, способах
его образования, морфемных признаках, стилистической функции,
роли; совершенствовать орфографические пунктуационные умения и навыки; углубить связи с ранее изученным материалом, предупредить ошибки в употреблении деепричастий.
2.повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях
и деепричастных оборотах.
3.определить выразительные языковые возможности деепричастия.
Оборудование урока:
1.Учебник русского языка для 7 класса под. ред. Е.А. Быстровой
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме «Деепричастие». Мы вспомним грамматические признаки деепричастий, правописание не с деепричастиями, расстановку знаков препинания при деепричастном обороте, употребление деепричастий в речи.
Как вы думаете, вы все знаете по теме «Деепричастие»? Предлагаю проверить и поиграть в игру «Веришь- не веришь». У вас на столах лежат карточки с утверждениями. Поработайте в парах. Сначала один задает вопрос, второй отвечает. Если верно ответил, то отдаете ему карточку. Затем другой задает вопрос. На это задание у вас есть минуты.
1) Дидактическая игра «Веришь – не веришь» .
1. Деепричастие – служебная часть речи.
2. Деепричастие обозначает добавочное действие.
3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. В предложении деепричастие является обстоятельством.
5. В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
6. Деепричастия изменяются.
7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
9. Не с деепричастиями пишется всегда слитно.
10. Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения.
Задание 1
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
В тексте найдите деепричастие и сделайте его морфологический разбор.
Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбила крышку люка, отнесла её в сторону. Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик и опирался на палку.
Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у воды. Он сторожил люк, чтобы в него никто не провалился. Через десять минут прибежали люди и закрыли его. Мальчик зашагал по лестнице, как человек, который много проработал.
Физкультминутка. Игра с мячом. – Образуйте деепричастия от глаголов. Дышать – дыша, узнать - узнав, сказать - сказав, накормить - накормив, грохотать - грохоча, а дальше сложнее!- крутить -крутя, достичь - достигнув, брать - беря, взять - взяв, волноваться волнуясь, улыбнуться - улыбнувшись. Как называются деепричастия с суффиксом – СЯ?
Задание 4
Выпишите из предложений деепричастия, определите их вид, выделите формообразующие суффиксы.
а) Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашёптывая (М.Горький)
б) Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они мягко укреплялись в памяти моей… (М.Горький)
в) Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни (М.Горький)
г) Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом (М.Горький)
Задание 5
Редактирование предложений. 1.Засидевшись очень поздно в гостях, последний трамвай уже ушел.
2. Вскоре, перевалив через последнюю гору, перед нами открылся заповедник “Столбы”.
3. Затормозив у станции, я вышел из вагона.
4.Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
5. Играя на рояле, мне пришла в голову мысль.
6.Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
Задание 6
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Итоговый вопрос классу. Какую роль играют деепричастия в устной и письменной речи?
Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более живой,
точной, яркой, эмоциональной.
Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более