kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение русского языка в 6 классе на тему: "Имя числительное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода.»

(свою фамилию, имя каждый ученик записывает в родитель­ном падеже).

Учитель рассказывает о работе с путевым листом после не­большого вступительного слова и фронтального опроса - повто­рения, в которое включает устное описание «экскурсионного

автобуса».

Вопрос:

- Что такое экскурсия?

Дети дают определение. Ответ на поставленный вопрос за­вершает заранее подготовленное сообщение ученика, использо­вавшего материал толкового словаря:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение русского языка в 6 классе на тему: "Имя числительное".»

Ход урока

1. Приглашение в путешествие.

После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода...»

(свою фамилию , имя каждый ученик записывает в родитель­ном падеже).

Учитель рассказывает о работе с путевым листом после не­большого вступительного слова и фронтального опроса - повто­рения, в которое включает устное описание «экскурсионного

автобуса».

Вопрос:

- Что такое экскурсия?

Дети дают определение. Ответ на поставленный вопрос за­вершает заранее подготовленное сообщение ученика, использо­вавшего материал толкового словаря:

Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) достопри­мечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ че­го-либо, проводимый по определённому плану с образователь­ной или ознакомительной целью.

Итак, экскурсия - поездка (от латинского exewsio), посе­щение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

Учитель. Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскур­сию по городу Волгограду, экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема и виды города. Мы пого­ворим о географическом положении города, о его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашне­го задания. (Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «автобус» и предложить план его описания; маль­чики - уточнить технические характеристики этого вида город­ского транспорта.)

Итог - коллективное устное описание автобуса.

2. Фронтальный опрос - повторение.

Слайд I (текст читает заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода).

Экскурсовод. Город Волгоград основан в 16 веке, в 1589 году на острове, против впадения реки Царицы в Волгу. Городу 412 лег, он вытянулся вдоль правого берега более чем на 80 километров. Волгоград - второй по длине город Европы.

До 10 апреля 1925 года город назывался Царицыным, затем был переименован в Сталинград. С 1961 года Сталинград переименован в Волгоград.

Учитель. Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскур­совод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.

Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.

  • Какие бывают числительные по значению и составу?

  • Чем отличаются количественные числительные от поряд­ковых?

Учитель. Начнём оформление наших путевых листов. Об­разец записи, то есть схема листа, на доске.. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись.

Встречающиеся в тексте словосочетания «существитель­ное + числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Числитель­ные

Количественные

Порядковые

целые

дробные

собирательные


Простые

Восемьдесят километров, в два раза



Второй по длине

Составные

Четыреста двенадцать лет



В тысяча пятьсот восемьдесят девятом году, до тысяча девять­сот двадцать пятого года, с тысяча девять­сот шестьдесят первого года

- Как склоняются порядковые числительные? (Устно скло­няется указанный учителем пример из таблицы.)

3. Работа со слайдами и путевым листом.

Учитель. Где берёт своё начало Волга? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

Слайд 2 (читает один из учеников - экскурсовод).

Экскурсовод. Волга берёт своё начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 м).

Устье лежит на 28 м ниже уровня океана. Волга принимает около 200 притоков. Речная система бассейнов Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи) общей протяженностью более 500 тыс. км.

Учитель. Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «существительное + числительное» из текста.

  • В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.

Учитель. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе - 60 километров в час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70 и даже 80 километров в час.

  • Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80.)

Третья запись в путевом листе: «Склонение числительного пятьдесят».

Учитель. Давайте посмотрим на карту-схему города. Большие площади, большие набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают ему великолепный вид. Город де­лится на восемь районов.

В нём насчитывается около 1,5 тыс. улиц, проспектов и пе­реулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: улица 50 лет Октября, улица 7-я Гвардейская, улица 51-я Гвардейская, улица 8-й Воз­душной Армии и др.

  • Письменно просклоняйте словосочетания: пятьсот улиц (I вариант), полторы тысячи (II вариант).

Учитель. На карте-схеме отчётливо видна река Волга и Волго-Донской судоходный канал. Когда же были соединены две крупные реки - Волга и Дон?

Слайд 3 (читает ученик).

Экскурсовод. Издавна люди мечтали соединить эти ре­ки. Но только в 1948 году между Волгой и Доном закипела грандиозная стройка. За полтора года работы на канале только один экипаж экскаватора заменил более 15 тысяч человек. С от­крытием Волго-Донского судоходного канала Волгоград стал внутренним портом пяти морей. За время строительства канала было выполнено около 150 миллионов кубометров земляных работ, уложено 5,3 тысячи кубометров бетона.

  1. Вопросы и задания:



  • Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

  • В чём особенности склонения количественных числитель­ных, называющих круглые десятки и сотни?

  • Как склоняются дробные числительные?

  1. Продолжение экскурсии.

Учитель. Наша экскурсия продолжается (текст вырази­тельно читает ученик - экскурсовод).

Экскурсовод. В дошедших до наших дней докумен­тах, относящихся к 1636 году, сказано, что «Царицын находит­ся в 300 верстах от Саратова, лежит на правом берегу на холме, невелик и заселён одними стрельцами, которых живёт в нём 400 человек».

Население города росло крайне медленно и к 1800 году уве­личилось только в 1,5 раза. В волжском судоходстве город играл роль рынка для набора рабочей силы на суда и пристани, заня­тых в перевозках грузов по всей Волге. Поэтому население Ца­рицына начало быстро увеличиваться. Только за одно десятиле­тие с 1901 по 1911 год число жителей возросло с 70 тысяч до МО тысяч человек, а к 1915 году город насчитывал уже 200 тысяч жителей. За такие темпы роста город не случайно полу­чил название «Русский Чикаго».

Вопросы и задания:

  • Определите стиль только что прослушанного текста.

  • Куда мы запишем «1,5 раза»? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?

  • Спишите с доски предложения, записывая числительное словами:



  1. вариант.

Этот исторический документ относится к 1636 году.

  1. вариант.

Только за одно десятилетие число жителей возросло до 110 тысяч человек.

  1. вариант.

Город Царицын находится в 300 верстах от Саратова.

  • Произведите морфологический разбор имени числи­тельного.

  • Запишите числительные 200, 300, но в именительном па­деже (I вариант).

  • Сформулируйте правило написания мягкого знака в сере­дине и на конце имён числительных (И вариант).

  • Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения (III вариант).

6. Собирательные числительные.

Учитель. Интересна и история транспорта города. По­слушаем экскурсовода (текст читает вызванный ученик):

Основным видом транспорта в старом Царицыне был извоз­чик. 9 апреля 1913 года был пущен первый городской трамвай, а в июле 1913 года в городе имелось 20 вагонов. 1 июля 1915 года открылась трамвайная линия на металлургиче­ский завод.

  • Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в од­ной из местных газет того времени. Ваша задача: найти в тексте числительное, о котором сегодня мы ещё не говорили.

Слайд 4 (читает ученик в роли экскурсовода).

Экскурсовод. В начале десятого часа утра стали съез­жаться приглашённые лица. У трамвайной линии двумя шпале­рами выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пяте­ро с одной стороны, пятеро с другой. В течение целого дня дви­жение вагонов служило для публики праздничным развлечени­ем, и ни разу вагон не отходил... не переполненным совершенно пассажирами.

Вопросы и задания:

  • Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.

  • С помощью чего образуются собирательные числительные?

  • Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

  • Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)?

  • Запишите предложения: «Сейчас в Волгограде 26 трамвайно-троллейбусных маршрутов».

  • Охарактеризуйте числительное.

  • Как склоняются составные количественные числительные?

  • Наше путешествие подошло к концу и заканчивается оно в современном городе.

7. Последняя запись в путевом листе.

Учитель. Последняя запись в путевом листе - словарный диктант.

Пассажиры, трамвай, секунда, километр, океан, одинна­дцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард, металлургический.

  • Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

Закончилась наша познавательная экскурсия по городу, в ходе которой вы многое узнали не только о нем, но и систематизиро­вали свои знания о сложной и интересной части речи - имени числительном.

Домашнее задание. Обратите внимание и понаблюдайте за речью дикторов радио и телевидения, за правильностью исполь­зования ими в речи числительных. Запишите свои наблюдения в тетради.


















ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (дидактическая игра - заочная экскурсия по городу) Тип урока: урок-зачёт .

Учащиеся должны знать: числительное как часть речи; уметь находить изученную часть речи, обосновывать правиль­ность выбора орфограмм при написании числительного, исполь­зовать числительное в речи.

Оборудование: карта-схема города, герб города, компьютер(тексты), рисунки детей.

Приёмы работы:

а) устный опрос;

  1. работа со схемами;

в) словарный диктант;

г) работа с текстами.

Ход урока

1. Приглашение в путешествие.

После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода...»

(свою фамилию , имя каждый ученик записывает в родитель­ном падеже).

Учитель рассказывает о работе с путевым листом после не­большого вступительного слова и фронтального опроса - повто­рения, в которое включает устное описание «экскурсионного

автобуса».

Вопрос:

- Что такое экскурсия?

Дети дают определение. Ответ на поставленный вопрос за­вершает заранее подготовленное сообщение ученика, использо­вавшего материал толкового словаря:

Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) достопри­мечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ че­го-либо, проводимый по определённому плану с образователь­ной или ознакомительной целью.

Итак, экскурсия - поездка (от латинского exewsio), посе­щение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

Учитель. Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскур­сию по нашему городу, экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема и виды города. Мы пого­ворим о географическом положении города, о его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашне­го задания. (Девочки должны были придумать синонимы и эпи теты к слову «автобус» и предложить план его описания; маль­чики - уточнить технические характеристики этого вида город­ского транспорта.)

Итог - коллективное устное описание автобуса.

2. Фронтальный опрос - повторение.

Слайд I (текст читает заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-обобщение русского языка в 6 классе на тему: "Имя числительное".

Автор: Семивражская Светлана Валентиновна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства