Урок-обобщение русского языка в 6 классе на тему: "Имя числительное".
Урок-обобщение русского языка в 6 классе на тему: "Имя числительное".
После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода.»
(свою фамилию, имя каждый ученик записывает в родительном падеже).
Учитель рассказывает о работе с путевым листом после небольшого вступительного слова и фронтального опроса - повторения, в которое включает устное описание «экскурсионного
автобуса».
Вопрос:
- Что такое экскурсия?
Дети дают определение. Ответ на поставленный вопрос завершает заранее подготовленное сообщение ученика, использовавшего материал толкового словаря:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение русского языка в 6 классе на тему: "Имя числительное".»
Ход урока
1. Приглашение в путешествие.
После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода...»
(свою фамилию , имя каждый ученик записывает в родительном падеже).
Учитель рассказывает о работе с путевым листом после небольшого вступительного слова и фронтального опроса - повторения, в которое включает устное описание «экскурсионного
автобуса».
Вопрос:
- Что такое экскурсия?
Дети дают определение. Ответ на поставленный вопрос завершает заранее подготовленное сообщение ученика, использовавшего материал толкового словаря:
Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
Итак, экскурсия - поездка (от латинского exewsio), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Учитель. Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по городу Волгограду, экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема и виды города. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания. (Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «автобус» и предложить план его описания; мальчики - уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта.)
Итог - коллективное устное описание автобуса.
2. Фронтальный опрос - повторение.
Слайд I (текст читает заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода).
Экскурсовод. Город Волгоград основан в 16 веке, в 1589 году на острове, против впадения реки Царицы в Волгу. Городу 412 лег, он вытянулся вдоль правого берега более чем на 80 километров. Волгоград - второй по длине город Европы.
До 10 апреля 1925 года город назывался Царицыным, затем был переименован в Сталинград. С 1961 года Сталинград переименован в Волгоград.
Учитель. Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.
Какие бывают числительные по значению и составу?
Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Учитель. Начнём оформление наших путевых листов. Образец записи, то есть схема листа, на доске.. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись.
Встречающиеся в тексте словосочетания «существительное + числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
Числительные
Количественные
Порядковые
целые
дробные
собирательные
Простые
Восемьдесят километров, в два раза
Второй по длине
Составные
Четыреста двенадцать лет
В тысяча пятьсот восемьдесят девятом году, до тысяча девятьсот двадцать пятого года, с тысяча девятьсот шестьдесят первого года
- Как склоняются порядковые числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)
3. Работа со слайдами и путевым листом.
Учитель. Где берёт своё начало Волга? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.
Слайд 2 (читает один из учеников - экскурсовод).
Экскурсовод. Волга берёт своё начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 м).
Устье лежит на 28 м ниже уровня океана. Волга принимает около 200 притоков. Речная система бассейнов Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи) общей протяженностью более 500 тыс. км.
Учитель. Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «существительное + числительное» из текста.
В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.
Учитель. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе - 60 километров в час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70 и даже 80 километров в час.
Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80.)
Третья запись в путевом листе: «Склонение числительного пятьдесят».
Учитель. Давайте посмотрим на карту-схему города. Большие площади, большие набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают ему великолепный вид. Город делится на восемь районов.
В нём насчитывается около 1,5 тыс. улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: улица 50 лет Октября, улица 7-я Гвардейская, улица 51-я Гвардейская, улица 8-й Воздушной Армии и др.
Письменно просклоняйте словосочетания: пятьсот улиц (I вариант), полторы тысячи (II вариант).
Учитель. На карте-схеме отчётливо видна река Волга и Волго-Донской судоходный канал. Когда же были соединены две крупные реки - Волга и Дон?
Слайд 3 (читает ученик).
Экскурсовод. Издавна люди мечтали соединить эти реки. Но только в 1948 году между Волгой и Доном закипела грандиозная стройка. За полтора года работы на канале только один экипаж экскаватора заменил более 15 тысяч человек. С открытием Волго-Донского судоходного канала Волгоград стал внутренним портом пяти морей. За время строительства канала было выполнено около 150 миллионов кубометров земляных работ, уложено 5,3 тысячи кубометров бетона.
Вопросы и задания:
Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
В чём особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
Как склоняются дробные числительные?
Продолжение экскурсии.
Учитель. Наша экскурсия продолжается (текст выразительно читает ученик - экскурсовод).
Экскурсовод. В дошедших до наших дней документах, относящихся к 1636 году, сказано, что «Царицын находится в 300 верстах от Саратова, лежит на правом берегу на холме, невелик и заселён одними стрельцами, которых живёт в нём 400 человек».
Население города росло крайне медленно и к 1800 году увеличилось только в 1,5 раза. В волжском судоходстве город играл роль рынка для набора рабочей силы на суда и пристани, занятых в перевозках грузов по всей Волге. Поэтому население Царицына начало быстро увеличиваться. Только за одно десятилетие с 1901 по 1911 год число жителей возросло с 70 тысяч до МО тысяч человек, а к 1915 году город насчитывал уже 200 тысяч жителей. За такие темпы роста город не случайно получил название «Русский Чикаго».
Вопросы и задания:
Определите стиль только что прослушанного текста.
Куда мы запишем «1,5 раза»? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?
Спишите с доски предложения, записывая числительное словами:
вариант.
Этот исторический документ относится к 1636 году.
вариант.
Только за одно десятилетие число жителей возросло до 110 тысяч человек.
вариант.
Город Царицын находится в 300 верстах от Саратова.
Произведите морфологический разбор имени числительного.
Запишите числительные 200, 300, но в именительном падеже (I вариант).
Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имён числительных (И вариант).
Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения (III вариант).
6. Собирательные числительные.
Учитель. Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода (текст читает вызванный ученик):
Основным видом транспорта в старом Царицыне был извозчик. 9 апреля 1913 года был пущен первый городской трамвай, а в июле 1913 года в городе имелось 20 вагонов. 1 июля 1915 года открылась трамвайная линия на металлургический завод.
Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из местных газет того времени. Ваша задача: найти в тексте числительное, о котором сегодня мы ещё не говорили.
Слайд 4 (читает ученик в роли экскурсовода).
Экскурсовод. В начале десятого часа утра стали съезжаться приглашённые лица. У трамвайной линии двумя шпалерами выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни разу вагон не отходил... не переполненным совершенно пассажирами.
Вопросы и задания:
Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.
С помощью чего образуются собирательные числительные?
Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.
Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)?
Запишите предложения: «Сейчас в Волгограде 26 трамвайно-троллейбусных маршрутов».
Охарактеризуйте числительное.
Как склоняются составные количественные числительные?
Наше путешествие подошло к концу и заканчивается оно в современном городе.
7. Последняя запись в путевом листе.
Учитель. Последняя запись в путевом листе - словарный диктант.
Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.
Закончилась наша познавательная экскурсия по городу, в ходе которой вы многое узнали не только о нем, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи - имени числительном.
Домашнее задание. Обратите внимание и понаблюдайте за речью дикторов радио и телевидения, за правильностью использования ими в речи числительных. Запишите свои наблюдения в тетради.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (дидактическая игра - заочная экскурсия по городу) Тип урока: урок-зачёт .
Учащиеся должны знать: числительное как часть речи; уметь находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи.
Оборудование: карта-схема города, герб города, компьютер(тексты), рисунки детей.
Приёмы работы:
а) устный опрос;
работа со схемами;
в) словарный диктант;
г) работа с текстами.
Ход урока
1. Приглашение в путешествие.
После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода...»
(свою фамилию , имя каждый ученик записывает в родительном падеже).
Учитель рассказывает о работе с путевым листом после небольшого вступительного слова и фронтального опроса - повторения, в которое включает устное описание «экскурсионного
автобуса».
Вопрос:
- Что такое экскурсия?
Дети дают определение. Ответ на поставленный вопрос завершает заранее подготовленное сообщение ученика, использовавшего материал толкового словаря:
Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
Итак, экскурсия - поездка (от латинского exewsio), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Учитель. Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по нашему городу, экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема и виды города. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания. (Девочки должны были придумать синонимы и эпи теты к слову «автобус» и предложить план его описания; мальчики - уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта.)
Итог - коллективное устное описание автобуса.
2. Фронтальный опрос - повторение.
Слайд I (текст читает заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода.