kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данного урока использовались для аттестации. Это урок обобщения материала с интересным содержанием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"»

Обобщение по теме «Односоставные предложения»


Цели: Обобщить изученное об односоставных предложениях; закреплять орфографические навыки и пунктуационные навыки в сложных предложениях, содержащих односоставные.

Оборудование: кармашки и карточки с названиями односоставных предложений, карточки с предложениями, опорные схемы, напечатанный текст.


Ход урока

I. Слово учителя. Сообщение темы.

Мы изучили группу предложений, которые называются односоставными. Сегодня мы обобщим и закрепим эти знания.


II. Повторение, обобщение, закрепление

Начну я со сказки. Но сказка эта будет метафорична. Ваша задача будет угадать: что имеется в виду под определённым сюжетом или сказочным образом. Но условие: изложенное в сказке имеет отношение к нашей теме.

1. Повторение признаков односоставных предложений

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были 2 брата: богатый и бедный.

(Первую подсказку я вам дам. 2 брата – это предложения, отличающиеся количеством главных членов.)

У богатого и сыновья были богатые, поэтому каждый себе пару нашёл, никто одиноким не остался (двусоставные предложения).

Уточним: какие предложения называются двусоставными?

А у бедного 4 сыновей, все бедные, и все одиночки (односоставные предложения).

Уточним: какие предложения называются односоставными? На какие 2 группы они делятся?

Старший сын о себе только и думал, к другим высокомерно обращался, ни «ты», ни «вы» не скажет, и приказывать любил. «Лежу, говорит, на печи и братьям лишь приказы отдаю: поди, подай, дров наруби, каши навари» (определённо-личное предложение).

Уточним: какие предложения называются определённо-личными? (используются опорные схемы)

Определённо-личное

Глагол

1, 2 лицо

Второй о себе как-то неопределённо говорил и свою личность в тени держал. Крикнет ему старший с печи про дрова и кашу, а он в ответ: «Уж и дров нарубили, и каши наварили» (неопределённо-личное предложение).



Уточним: какие предложения называются неопределённо-личными?

Неопределённо-личное

Глагол

3 лицо, мн.ч

Третий поменьше был, всего боялся, лицо от всех закрывал, всё хныкал да капризничал: «Не спится мне, не хочется, ой, страшно, ой, холодно» (безличное предложение)

Уточним: какие предложения называются безличными?

Безличное

Действие происходит само собой

Безличный глагол

Личный глагол в безличном значении

Н.ф. глагола

Краткое страдательное причастие ср.р.

Категория состояния

Слово «нет»

А младший вообще маленький, только говорить научился. На всё показывает и называет: весна, река, льдины. (назывное предложение)

Уточним: какие предложения называются назывными?

Назывное

Существительное или словосочетание

Им.п.


2. Работа у доски. Узнавание типа предложения

(Ребята вызываются по очереди. В то время, как один думает у доски, остальные показывают учителю карточку с названием типа предложения)

  • Пусть сосны и ели всю зиму торчат,

В снега и метели закутавшись, спят. (двусоставное)

  • Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить. (безличное)

  • Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада. (определённо-личное)

  • Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут. (неопределённо-личное)

  • Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. (назывное)

  • Под дыханьем непогоды, вздувшись, потемнели воды. (двусоставное)

  • С вечера всё спится, на дворе темно. (безличное)

  • С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.(опр.-личное)

  • Кому-то принесли от мастера ларец. (неопределённо-личное)

  • Чёрный вечер. Белый снег.

Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек. (назывное)


3. Синтаксический разбор односоставного предложения.

Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми)



4. Повторение особенностей назывного предложения. Работа по составлению предложений.

А теперь вспомним, что я вам говорила о назывном предложении. Каким второстепенным членом не может быть распространено назывное предложение? (относящимся к сказуемому, в частности, обстоятельством) Как же будет тогда называться такое предложение, имеющее подлежащее и обстоятельство? (неполное двусоставное)

Задание: распространить назывные предложения так, чтобы в первом случае они остались назывными, а во втором превратились в неполные двусоставные.

Травы. (Высокие луговые травы. Всюду высокие луговые травы.)

Снег. (Глубокий снег. На елях искрящийся снег.)

Река. (Горная холодная река. За перевалом горная река.)


5. Работа с текстом. (отрывок из повести А.Гайдара «Дальние страны»)

Задание: определить тип предложений по структуре.

Зимою очень скучно (безличное). Разъезд маленький (двусоставное). Кругом лес (неполное двусоставное). Заметёт зимой, завалит снегом – и высунуться некуда (безличные). Одно развлечение – с горы кататься (двусоставное). Ну прокатился ты раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом всё-таки надоест, да и устанешь (двусоставное, безличное, определённо-личное).


6. Работа у доски. Письмо под диктовку.

Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения.

  • Заблестели многочисленные звёздочки костров, и потянуло дымом.

[двусоставное], и [безличное].

  • В дверь несмело постучали, и в комнату просунулась чья-то голова.

[неопределённо-личное], и [двусоставное].

  • С рассветом уеду, но сниться мне станут те сосны в глубоком снегу.

[определённо-личное], но [двусоставное].

  • Дорогу уже нельзя было различить, но соломинки на ней ещё виднелись.

[безличное], но [двусоставное].

7. Самостоятельная работа (тест)

III. Подведение итогов.

IV. Домашняя работа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

Автор: Афонькина Ирина Витальевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства