Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"»
Обобщение по теме «Односоставные предложения»
Цели: Обобщить изученное об односоставных предложениях; закреплять орфографические навыки и пунктуационные навыки в сложных предложениях, содержащих односоставные.
Оборудование: кармашки и карточки с названиями односоставных предложений, карточки с предложениями, опорные схемы, напечатанный текст.
Ход урока
I. Слово учителя. Сообщение темы.
Мы изучили группу предложений, которые называются односоставными. Сегодня мы обобщим и закрепим эти знания.
II. Повторение, обобщение, закрепление
Начну я со сказки. Но сказка эта будет метафорична. Ваша задача будет угадать: что имеется в виду под определённым сюжетом или сказочным образом. Но условие: изложенное в сказке имеет отношение к нашей теме.
1. Повторение признаков односоставных предложений
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были 2 брата: богатый и бедный.
(Первую подсказку я вам дам. 2 брата – это предложения, отличающиеся количеством главных членов.)
У богатого и сыновья были богатые, поэтому каждый себе пару нашёл, никто одиноким не остался (двусоставные предложения).
Уточним: какие предложения называются двусоставными?
А у бедного 4 сыновей, все бедные, и все одиночки (односоставные предложения).
Уточним: какие предложения называются односоставными? На какие 2 группы они делятся?
Старший сын о себе только и думал, к другим высокомерно обращался, ни «ты», ни «вы» не скажет, и приказывать любил. «Лежу, говорит, на печи и братьям лишь приказы отдаю: поди, подай, дров наруби, каши навари» (определённо-личное предложение).
Уточним: какие предложения называются определённо-личными? (используются опорные схемы)
Определённо-личное
Глагол
1, 2 лицо
Второй о себе как-то неопределённо говорил и свою личность в тени держал. Крикнет ему старший с печи про дрова и кашу, а он в ответ: «Уж и дров нарубили, и каши наварили» (неопределённо-личное предложение).
Уточним: какие предложения называются неопределённо-личными?
Неопределённо-личное
Глагол
3 лицо, мн.ч
Третий поменьше был, всего боялся, лицо от всех закрывал, всё хныкал да капризничал: «Не спится мне, не хочется, ой, страшно, ой, холодно» (безличное предложение)
Уточним: какие предложения называются безличными?
Безличное
Действие происходит само собой
Безличный глагол
Личный глагол в безличном значении
Н.ф. глагола
Краткое страдательное причастие ср.р.
Категория состояния
Слово «нет»
А младший вообще маленький, только говорить научился. На всё показывает и называет: весна, река, льдины. (назывное предложение)
Уточним: какие предложения называются назывными?
Назывное
Существительное или словосочетание
Им.п.
2. Работа у доски. Узнавание типа предложения
(Ребята вызываются по очереди. В то время, как один думает у доски, остальные показывают учителю карточку с названием типа предложения)
Пусть сосны и ели всю зиму торчат,
В снега и метели закутавшись, спят. (двусоставное)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить. (безличное)
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада. (определённо-личное)
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут. (неопределённо-личное)
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. (назывное)
Под дыханьем непогоды, вздувшись, потемнели воды. (двусоставное)
С вечера всё спится, на дворе темно. (безличное)
С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.(опр.-личное)
Кому-то принесли от мастера ларец. (неопределённо-личное)
Чёрный вечер. Белый снег.
Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек.(назывное)
4. Повторение особенностей назывного предложения. Работа по составлению предложений.
А теперь вспомним, что я вам говорила о назывном предложении. Каким второстепенным членом не может быть распространено назывное предложение? (относящимся к сказуемому, в частности, обстоятельством) Как же будет тогда называться такое предложение, имеющее подлежащее и обстоятельство? (неполное двусоставное)
Задание: распространить назывные предложения так, чтобы в первом случае они остались назывными, а во втором превратились в неполные двусоставные.
Травы. (Высокие луговые травы. Всюду высокие луговые травы.)
Снег. (Глубокий снег. На елях искрящийся снег.)
Река. (Горная холодная река. За перевалом горная река.)
5. Работа с текстом. (отрывок из повести А.Гайдара «Дальние страны»)
Задание: определить тип предложений по структуре.
Зимою очень скучно (безличное). Разъезд маленький (двусоставное). Кругом лес (неполное двусоставное). Заметёт зимой, завалит снегом – и высунуться некуда (безличные). Одно развлечение – с горы кататься (двусоставное). Ну прокатился ты раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом всё-таки надоест, да и устанешь (двусоставное, безличное, определённо-личное).
6. Работа у доски. Письмо под диктовку.
Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения.
Заблестели многочисленные звёздочки костров, и потянуло дымом.
[двусоставное], и [безличное].
В дверь несмело постучали, и в комнату просунулась чья-то голова.
[неопределённо-личное], и [двусоставное].
С рассветом уеду, но сниться мне станут те сосны в глубоком снегу.
[определённо-личное], но [двусоставное].
Дорогу уже нельзя было различить, но соломинки на ней ещё виднелись.