1. 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
1.2.Актуализация знаний (5 минуты) | Ребята, запишите в рабочих тетрадях число, классная работа, оставьте строчку для темы урока. I. Буквенный диктант. Р…СТЕНИЕ СЛ…ЖЕНИЕ ПР…МЕР ПР…КЛЮЧЕНИЕ З…РНИЦА ВОЗР…СТ ПР…МЬЕРА ПР…РОДА Р…ОСТОК З…РЬКА Вопрос классу: Со словами какой части речи вы работали? - Как вы это определили? Это морфологические признаки имени существительного. Учитель. Отгадайте загадку, и вы точно поймете, о чем пойдет речь на уроке. Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. Учитель. Да, вы правы, это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. В 5 классе вы уже обращались к этому материалу. | Работа в маршрутных листах Проверка в парах, оценивание. Ответы учащихся: Имена существительные. Отвечают на вопросы что? в ед. ч., им. падежа. Имя существительное |
2.1. Закрепление опорных знаний (10минут) | Спишите предложение, расставьте знаки препинания. «Имя существительное – хлеб языка». (Л. Успенский). Объясните знаки препинания в этом предложении. Как вы понимаете высказывание Л. Успенского? Что нам расскажут знатоки об этой части речи? Учитель: Сделаем вывод. Какова роль существительных в речи? Выпишите из стихотворения неодуш. имена существительные? Дополните своими примерами – одуш. Учитель. Значит, у существительных можно определить одушевленность и неодушевленность – это один из морфологических признаков сущ. | Предполагаемые ответы учащихся: Без имен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба. Выступление знатока русского языка. Ученые подсчитали, что в нашем языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Прослушайте стихотворение А.А. Фета. Оно интересно тем, что состоит из одних существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени. Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. Из 22 слов – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа. А вот другое стихотворение: Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. В. Маяковский. При помощи имен существительных можно «нарисовать» яркую картину, портрет и т.д. Вечер, поле, огоньки, дорога –неодуш.. Примеры учащихся. | |
Закрепление полученных знаний. (15 мин) | Задание №1 «Четвертое лишнее» Учитель: Найдите «четвертое лишнее» в следующих рядах слов: 1.Лошадь, бабочка, толпа, сверстница. 2. Рейд, рябина, пейзаж, резерв. 3. Полночь, спортсмен, рожь, тишь. - Расскажите, как распределяются существительные по склонениям? Что такое склонение? Следовательно, падеж и число также являются морфологическими признаками существительных. Задание №2 «Измени слово». От данных существительных образовать форму множественного числа: 1ряд. Параш…т, учительство, пл…нета, ножницы. 2 ряд. Сп…ртсмен, студенчество, мастер, каникулы. 3 ряд. Скр…пач, товарищество, п…мидор, ворота. Учитель: Чем необычны некоторые существительные? Задание №3 Синтаксическая разминка. 1) Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом. 2)Под ногами хрустит снег. 3)Холодный месяц на сосне корабликом стоит. Подчернуть имена сущ. как члены предложения. Сделайте вывод. Тест 1 Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть______________________________ или ___________________ рода. З. Существительное может________ ___________ или_______ склонения. 4. Существительное может изменяться по _____________ и __________ 5. В предложении имя существительное может быть ______, ____, ________, ________. | Учащиеся работают в парах, записывая в тетрадь лишние слова. Ученики объясняют написанное ( по склонению). Предполагаемые ответы учащихся: 1- женского и мужского родов с окончаниями –а, -я; 2 – среднего рода и мужского с нулевым окончанием; 3- женского рода с нулевым окончанием. это изменение по числам и падежам. Работа по рядам. Проверка. Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного. Ученики подчеркивают имена сущ. и делают вывод: в предложениях имена сущ. являются подлежащими, дополнениями, обстоятельствами. Тест выполняется на маршрутных листах. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные :волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. Личностные: осознание ответственности за общее дело Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка. |