Творческая биография Максима Зверева - это неустанное хождение в мир природы, отраженное (каждый раз по-новому) в его восприятии, это мысли об единстве науки и литературы.
В разные периоды тотальной соцреалистической литературы, в основном “приподнимавшей” и “романтизировавшей” действительность, у Максима Зверева одного из первых в публицистике Казахстана был собственный индивидуальный взгляд на значение художественного слова. В 20-е годы - время столкновения классовых сил и творческих направлений в обществе - М.Зверев предстает как ученый-исследователь экологии млекопитающих и птиц: “Определитель хищных птиц Западной Сибири” (1922), “Гибель зайцев в Сибири” (1926), а также как писатель-натуралист - рассказы “Охота на волков” (1922) и “Белый марал” (1929), рожденные под влиянием русской и мировой литературы о природе (И.Тургенев, Л.Толстой, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Лондон).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Публицистика Максима Зверева»»
Публицистика Максима Зверева
Творческая биография Максима Зверева - это неустанное хождение в мир природы, отраженное (каждый раз по-новому) в его восприятии, это мысли об единстве науки и литературы.
В разные периоды тотальной соцреалистической литературы, в основном “приподнимавшей” и “романтизировавшей” действительность, у Максима Зверева одного из первых в публицистике Казахстана был собственный индивидуальный взгляд на значение художественного слова. В 20-е годы - время столкновения классовых сил и творческих направлений в обществе - М.Зверев предстает как ученый-исследователь экологии млекопитающих и птиц: “Определитель хищных птиц Западной Сибири” (1922), “Гибель зайцев в Сибири” (1926), а также как писатель-натуралист - рассказы “Охота на волков” (1922) и “Белый марал” (1929), рожденные под влиянием русской и мировой литературы о природе (И.Тургенев, Л.Толстой, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Лондон).
В 30-е годы М. Зверев переезжает из Сибири в Казахстан и с 1937 года живет в Алма-Ате. Он активно занимается научной и общественной работой, много пишет, оставаясь верным своей гражданской позиции. Помимо маленьких рассказов - «Лесные встречи» (1937), “Приключения моих друзей” (1937) - это очерки, публицистические заметки с глубоким знанием жизни животных: “Сибирские суслики” (1930), “В норах и гнездах” (1937), “Колонок и его добывание” (1934). Они раскрывают новые грани дарования писателя, хорошо известного читателям рассказом “Белый марал” и сказкой “Птичье молоко”, имевшими успех.
Зверев выступает с насущными проблемами общества в периодической печати. Одной из главных в творчестве этого периода является тема природы и ее защиты. Статьи носят в основном информационный характер. Автор совмещает научную работу в заповедниках, зоопарке с педагогической работой в кружке юных натуралистов, с литературной деятельностью.
Большое количество публикаций 30-х годов связано с проблемой заповедников и зоопарков Казахстана, Интересны сведения М. Зверева об организации Алма-Атинского зоопарка, об экспедиции его сотрудников на Алаколь для проведения кольцевания и отлова пеликанов и других водоплавающих птиц. С увлечением автор повествует о подготовке зоопарка к зимнему сезону и о влиянии смены времен года на поведение животных в неволе. В публицистических заметках М. Зверева раскрывается главная цель зоопарков - наиболее полно представить животный мир Казахстана. Свободное общение с читателем, незаданность темы, стремление без дидактики приобщить детей к науке, воспитать в них любовь к природе - таковы особенности стиля работ М. Зверева. Заведуя юннатской станцией Алма-Атинского зоопарка-тогда главной ступени в научной работе будущих биологов, объединявшей любителей природы, - писатель-натуралист учит детей наблюдательности, сообразительности, терпению, умению вести дневниковые записи об интересных явлениях и повадках млекопитающих. В статьях М. Зверева о юных натуралистах раскрываются характеры школьников 30-х годов с их увлечениями, тягой к знаниями и приключениям, с обостренным чувством товарищества.
Публицистика М. Зверева в годы войны и в первое послевоенное десятилетие - это прежде всего проблемы экологии и нравственности в неразрывном единстве, тема Родины. Автор статей и заметок о строительстве заповедников и зоопарков в Караганде, Кзыл-Орде, Шымкенте, о подготовке охотоведов и звероводов, о пополнении Алма-Атинского зоопарка животными из Москвы и других городов стремится по-писательски решать темы природы в произведениях “Весна в горах”, “Весенние работы в заповеднике”, “Весенняя флора”, “Передвижной зверинец” (1940), “Пополнение зоопарка” (1941) и др. Занимательность, яркость воображения отмечаются в его “Заметках натуралиста”: “Г алка-обманщица” (1945), “Замечательный семьянин” (1945), “Как спасаются животные” (1945), “Сироты от рождения” (1945). В научно-популярной статье “Инстинкт дома у животных и птиц” (1946) повествуется о наследственной памяти. М. Зверев уже в 40-е годы отчетливо разрабатывает эту малоизученную научную проблему, представлявшую большой интерес и в последующие периоды его деятельности. В это время, кроме художественных рассказов, сочетающихся с научным анализом: “Рассказы о зверях и птицах” (1948), “Сказки зверей” (1947), публикуются книги очерков “По горам, степям и озерам” (1945), “Странствующие гнезда” (1949), “Кто как играет” (1947). В конце 40-х годов критика пишет о Максиме Звереве как о талантливом писателе, который обратился к литературе с большим опытом научно-педагогической работы... В его очерках и сказках зоркость и страстность охотника как бы соперничают с осторожностью и строгостью ученого. Художник, создатель многих сказок, он не допустит в своем вымысле нарушения научной правды”. Эти качества и создают его писательский облик. Из “Блокнота натуралиста”, опубликованного в “Казахстанской правде”, “Ленинской смене”, “Прииртышской правде”, “Пионере Казахстана” и других периодических изданиях, читатель узнает о жизни синей птицы, сов, ласточек, филинов. В статье “Почему закрыли Алма-Атинский заповедник” (1949) остро ставится вопрос том, что заповедники являются важной основой для проведения научных исследований по зоологии, ботанике, почвоведению и гидрогеологии.
Человек и природа - основные темы очерков и статей М. Зверева, написанных в 60-70 годы. В отличие от многих русских публицистов Казахстана (И.Шухова, Д.Снегина, Н.Анова, А.Брагина, О.Мацкевича), поднимающих проблемы и рассматривающих внутренние явления в обществе, М.Зверев предстает как знаток животного и растительного мира, открывающий эпоху в освещении проблем экологии. У Максима Зверева - нашего современника - остро звучит мысль об истощении земли, загрязнении и обмельчании озер и рек (Арала, Балхаша, Или), вырубках лесов, вызывающих катастрофические изменения в природе. Его высказывания о сегодняшних проблемах экологии неразрывны с выступлениями прошлых лет о недопустимости исключительно прагматического вмешательства в природу. В его очерках, а чаще всего это открытый диалог, раскрываются общественные процессы. Создатель Алма-Атинского зоопарка М.Зверев рассуждает о значении и месте этого научного центра, где осуществляется общение с животным миром. «Его можно назвать, - пишет М.Зверев в статье “Отдавая, станем богаче” (1987),- уникальной живой лабораторией по изучению животных. Только в зоопарке удается выяснить многое из того, что невозможно установить в природных условиях”. В Алма-Атинском зоопарке, замечает автор, должны проводиться наблюдения за жизнью зверей и птиц, устраиваться конкурсы на лучшую научную работу среди школьников-натуралистов. Рассматривая проблемы заповедников, их реорганизации, Максим Зверев затрагивает на природоведческом материале социально-экономические проблемы общества. Особенно остро он раскрывает тему браконьерства, охраны заповедников, имеющих научную и эстетическую ценность: “Заповедная история” (1983), “В дельте Или” (1988) и другие.
Максим Дмитриевич Зверев-яркий пример разностороннего творческого дарования. Его многожанровые, научно-художественные произведения известны ныне читателям всего мира. В СНГ, пожалуй, нет другого писателя-природоведа, который бы так кратко, научно глубоко и ново, художественно выразительно раскрыл в своем творчестве жизнь зверей и птиц. Детский писатель-натуралист, автор многих популярных произведений для взрослых, очеркист, сказочник Максим Зверев - народный писатель Казахстана, трижды лауреат Государственных премий в области литературы. Он совмещает в одном лице писателя и ученого, кандидат биологических наук, доцент Томского и Казахского государственных университетов. Такое редкое сочетание искусства и науки позволило ему, одному из первых в бывшем Советском Союзе и единственному в стране ученому-зоологу заглянуть в психическую жизнь животных, в их “души” как художнику слова. И поведать об этом детям и взрослым в книге “Кладовая чудес” (1977). Она вышла в Казахстане и в московском Детгизе, дважды - на казахском языке, на украинском, таджикском, болгарском и других языках в 12 странах Европы, дважды - в США.
Творчество Максима Дмитриевича Зверева - уникальное явление в литературе: 156 художественных книг об изучении и охране природы; большое количество научных работ по проблемам экологии; написанная по результатам 12-летних наблюдений в природе книга “Душа животных”, рукопись которой готовится к публикации в издательстве “Жазушы” к столетию со дня рождения писателя...
Нельзя не сказать о Звереве как о художнике-анималисте: он оформил рисунками 16 своих книг. Они изданы у нас в республике, в Москве, Сибири, странах ближнего (Средняя Азия) и дальнего зарубежья. Еще студентом Томского университета, Зверев в 1922 году окончил вечернюю школу по оформлению книг рисунками, несколько из них той поры сохранилось в его домашнем архиве, как и полевой альбом с рисунками сюжетов о природе, сделанными карандашом. Он всюду носил его с собой до сороковых годов, когда получил зеркальную фотокамеру (очень объемную, почти пудового веса), а к ней шесть кассет со стеклянными пластинами. Потом сменил ее на собственное фоторужье.
Произведения Зверева 80-90-х годов, в которых утверждаются общечеловеческие ценности через любовь к природе, - это не только энциклопедия природы, мира животных, но и история нашего общества. Суждения, наблюдения М. Зверева лишены риторичности и дидактики. Острым словом он живо откликается на все общественные явления, связанные с экологическими проблемами. Его публицистика становится поистине сплавом науки, практики и литературы. Решение глобальной проблемы - защиты экологии -М.Зверев видит в развитии научно-художественной литературы, призванной разрабатывать тему познания и охраны биосферы.