Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Наречие.Значение наречии»»
План учебного занятия№
Дата:
Преподаватель: АбилевМ.К
Предмет: русский язык
Специальность группа: 0111000 « Основное среднее образование»__________________
Тема урока: Наречие.Значение наречии
Тип занятия,форма проведения урока – интегрированный урок
Цель урока –
: дать понятие о наречии как о части речи ипоказать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи:
образовательная:
повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая:
развивать творческие способности обучаемых;
расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;
воспитательная:
воспитывать интерес к изучению предмета.
Методы урока – наблюдение над языковыми фактами, блиц-опрос, лингвистическая разминка, выполнение практических упражнений, самостоятельная исследовательская работа в группах, лингвистическая задача, работа с текстом, тестирование.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник.
Ценности: Истина. Помочь студентам развивать умения самоанализа.
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент.
Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности).
2 мин
2
Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у студентов
а) лингвистическая разминка;
б) блиц-опрос;
в) практическое упражнение (выявление места и причины затруднения);
г) исследовательская работа (в группах) (построение проекта выхода из затруднения).
15мин
3
Метод изложения нового материала
Частично-поисковой
23 мин
4
Самостоятельная работа студентов
Выполнение студентами заранее подготовленных заданий
15 мин
5
Закрепление знаний, развитие умений и навыков.
а) практические упражнения (реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи);
б) работа с текстом (в парах);
в) практическая работа (по рядам) (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону);
г) мини-тест.
20 мин
6
Подведение итога урока. Рефлексия.
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
П-245-250-164,УПР-304,стр.-250.
2 мин
Ход урока
I.Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте! Садитесь. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три облачка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.
Студенты показывают выбранное облачко.
Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.
II. Повторение.
1студент работает с компьютерной программой.
3студента получают карточки с индивидуальным заданием.
Работа с аудиторией 1 студент у доски.
- Запишите предложение.
Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Что такое деепричастный оборот?
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
III.Объяснение нового материала.
- А мы продолжаем урок.
1. Определение темы.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.
(Внутри)
(Рядом)
На доске записан ряд понятий.
Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…
- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?
- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.
- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.
- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы).
Презентация
Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).
2. Выступление мальчика в роли наречия. (Слайд 3).
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.
- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?
- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?
- Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте).
3. Слайд 4.
Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?
1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.
Карточка № 1.Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?
- К каким частям речи может относиться наречие?
Вывод. (Слайд 5)Правильно. Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).
Следующее задание от господина Наречие.
Карточка № 2.Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. (Слайд 5)
Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 5).
Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? (Слайд 5).
В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.
- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.
Медленновстаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).
IV. Закрепление материала.
- А зачем нам нужны наречия?
- Давайте попробуем оживить данный текст.
Творческое задание.
- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.
Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.
- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду 7.
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
Замените фразеологизмы наречиями.
- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.
Положа руку на сердце
честно
У черта на куличках
далеко
Рукой подать
близко
Как в аптеке
точно
Черным по белому
ясно
Битый час
долго
Бок о бок
рядом
На вес золота
дорого
Душа в душу
дружно
Наречие или предлог?
- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.
1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.
2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.
V.Итоги урока.
- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко).
Оценка аудиторий в общем и отдельных студентов , запись домашнего задания.