Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова; учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская Слово о словах»
Урок-мастерская "Слово о словах"
Эпиграф к уроку:
Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
И.А Бунин
Цель урока:
помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова; учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.
Определение внутренней готовности к работе.
На доске - картинки, обозначающие различные состояния души: приподнятое, подавленное, агрессивное, готовность к сотворчеству.
Задание детям: Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.
Рис. 1
А Б В Г Д Е Ж
Мотивация предстоящей деятельности:
Посмотрим в словаре С. И. Ожегова, какие значения есть у слова “слово”. Их девять! Но нас сегодня будет интересовать первое значение- единица языка, называющая отдельное понятие, и пятое- речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.
Слова бывают очень разными. Например, “добрые слова”, какие эмоции вызывают? А “понять друг друга с полуслова”? “Я вас лишаю слова”? А что значит “пустословие”?
Мы не будем говорить попусту, не будем лишать собеседников слова. Мы постараемся доставить радость словами себе и окружающим и, я уверена, сумеем понять друг друга с полуслова. Напишите на своих листах слово “Слово”. Это заголовок нашей будущей работы. О чем будет это Слово, мы сейчас узнаем. Но для начала эмоционально настроимся на эту работу. Ребята прочтут стихотворение, а вы выпишете одно ключевое слово, которое вам понравится больше других.
Чтение стихотворения Льва Болеславского “Слова”.
До речи родимой дотронусь- И музыку на сто ладов! Весеннее слово — влюбленность. И есть еще краше — любовь.
Мне дороги рукопожатья, Приветы и встречи вокруг. Веселое слово — приятель, И есть еще радостней — друг.
Бежит под зеленой косынкой И хочет из чащи свернуть Укромное слово — тропинка, Но слово просторное — путь.
В рабочем нетихнущем гуде, Я слышу, как Завтра встает. Есть слово высокое — люди, И есть еще выше — народ.
Исследование художественного слова (беседа с учащимися):
Какие слова вы выписали?
С помощью каких изобразительных средств автор смог передать свои чувства?
Выпишите те эпитеты, которые подходят к вашему слову. Подберите по два-три своих эпитета. Что вы записали?
Ребята, можно ли назвать нашу работу словесной живописью? А какие еще нам понадобятся изобразительно-выразительные средства для нашей словесной живописи? Сравнения, метафоры. Подберите образное сравнение к вашему слову.
Создание художественной миниатюры.
На столе - листочки с крылатыми выражениями о дружбе, любви, народе (приложение 1). Выберите понравившиеся вам и перепишите одно-два себе на листочки. Почему вы выбрали эти слова?
О чем будет ваше Слово? Какую идею вы будете развивать в нем? Постарайтесь использовать разные виды связи между предложениями: цепную, параллельную. Используйте описательные обороты. На выполнение работы дается 5-7 минут.
Чтение работ (приложение 2).
Вы написали великолепные слова. И убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь, и уметь находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, еще раз подтвердив высказывание И.А.Бунина, потому что слова ваши проникнуты добротой, мудростью, пониманием друг друга.
Приложение 1.
Раздаточный материал.
О любви.
Люблю отчизну я. М. Ю. Лермонтов.
Люблю грозу в начале мая. Ф. И. Тютчев.
Люблю весь мир.
Любимая мамочка.
О дружбе.
Друзья мои, прекрасен наш союз! А. С. Пушкин.
Друзья познаются в беде.
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
Одни поддельные цветы дождя боятся. И. А. Крылов.
О народе.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов.
Народ – это люди, это я.
Человек - это звучит гордо. М. Горький.
Талантлив русский народ!
Приложение 2.
Работы учащихся.
Слово о народе.
Народ – высокое слово. Народ – это люди, это я. Русский народ могуч и непобедим. Русская земля вырастила многих удивительных, талантливых людей. Народ напоминает огромное пшеничное поле, которое состоит из множества золотых колосьев. Каждый колосок - это человек, гражданин. Еще поэт Некрасов утверждал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Я люблю мою Родину и мой народ.
Ивасих Валерия
Слово о любви.
Любовь – весеннее, солнечное слово. Ведь любовь – это жизнь, а весной все просыпается, оживает.
Любовь огромна, как Вселенная, как бескрайний океан. Многим нравится купаться в нем.
Любовь велика, ведь в ней умещается и мама, и Родина, и гроза в начале мая, и весь мир!
Зайцев Евгений.
Слово о друге.
Друг – веселое, радостное слово. Друг – это плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Дружбы достоин только тот, кто сам надежен и верен. Настоящая дружба длится годами и никогда не кончается. А. С. Пушкин дружил с лицейскими товарищами Пущиным и Кюхельбекером всю жизнь. Он очень здорово сказал об этом: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”
Жевлаков Константин.
Слово о любви.
Любовь… Какое чудесное слово! Оно звучит так нежно. Любовь – прекрасный цветок, он тянется к солнцу, а солнце – родной и близкий человек – мама. Любовь – чудесная белая птица, летящая в небо, а небо – родина. Мы любим родных и друзей, отечество и народ, и любовь наша бесконечна. Ее хватит на всех!
Я люблю природу: Снег и холода, Ясную погоду, Села, города.
И родных, и близких, И своих друзей… Что бы ни случилось, Нет любви нежней!