Урок 4 | Класс 10а |
Предмет Русская литература | Время проведения 29.09.2016 |
Урок литературы в 10-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления и элементов проектно-исследовательской технологии "Тема дружбы в лирике А.Пушкина" . Цель урока: образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, проникнуться идеями поэта в решении важнейших нравственных проблем и роли дружбы в жизни человека; развивающая- развивать навыки выразительного чтения, диалогической речи, умения высказывать свою точку зрения; воспитательная - показать ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких. Применяемые технологии: 1. Новый подход в преподавании и обучении. 2.Обучение критическому мышлению . 3. Использование ИКТ 4.Работа с талантливыми и одаренными детьми . 5. Оценивание для обучения и оценивание обучения Ресурсы: Интернет, ИД, презентации, деление на группы, бланки для критериального оценивания, поэтические сборники стихотворений А.С.Пушкина, индивидуальные карточки, слайды, портреты, аудиозаписи . Ключевые идеи урока: Потытка выяснить идеи и знания у детей в процессе обучения, соблюдения правил группы, создания обстановки сотрудничества, обобщение полученной информации ;развитие творчества детей ,создание условий для свободного развития личности. Ожидаемый результат: знакомятся с посланиями Пушкина, отрабатывают навыки выразительного чтения ,диалогической речи, умеют высказывать свою точку зрения. Формы урока: Коллективная, групповая, индивидуальная, творческие упражнения,самоконтроль, взаимоконтроль. МО:словесный, наглядный,поисковый, исследовательский. Межпредметная связь: Казахская литература. Ход урока: |
Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика (ожидаемый результат) | Формативное оценивание |
I этап Организационный этап. |
3 мин | Стадия Вызова. 1.Создание психологической атмосферы урока. Слайд1. | 1.Подготовка к уроку. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: Какую мысль хотел выразить автор в этих строках? Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. - А когда уроки проходят быстро, интересно? | 1.Рапорт дежурного. 2.Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Ответы учащихся. -Когда все понятно. -Когда все интересно… | |
IІ этап Проверка домашнего задания. |
12минут. | | 1.Сообщения учащихся о жизни А.С.Пушкина в Петербурге, в южной ссылке (В Михайловском), о последних днях поэта. 2.Чтение наизусть стихотворений поэта. | Выступления учащихся. Показ слайдов. | Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого. |
IIІ этап. Актуализация опорных знаний и их корректировка. |
5м. | Слайд 2. Слайд3. Слайд4. Слайд 5. Слайд6. Слайд7. | Эпиграф к уроку: Друзья мои! Прекрасен наш союз! А.С.Пушкин Объявление темы урока, чтение эпиграфа и определение целей данного урока. Какие ассоциации вызывает у вас слово дружба? Какой она может быть? Давайте “соберём” “корзину идей”. Вывод: Дружба может связать самых разных людей по характеру, воспитанию, материальному положению. Друзья - это люди, имеющие общие интересы, взгляды, деятельность. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. ,Чаадаев. Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина. Вспоминая, лицейских друзей он восклицает:
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он над сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. | 2.Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Запись темы урока: Тема дружбы в лирике А.Пушкина . Каждый ученик в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме.(доверие,любовь,мир,братств,взаимность,общение,взаимопомощь, улыбка,друг,верность,под-держка,детство,плечо,уважение…). Обмениваются информацией в парах и представляют общее суждение.
Чтение отрывка из стихотворений «19 октября 1827 « | |
IV этап. Работа над темой урока. |
20минут | Стадия Осмысления. Слайды 8,9, 10,11. Поэтическая минутка. (после выступления второй группы) | Сегодня мы узнаем, к кому из лицейских друзей обращается поэт.
Деление на группы. Приложение1,2,3.4. | (о друзьях А.С.Пушкина рассказывают учащиеся) 1-ая группа-: Иван Иванович Пущин 2-ая группа- Антон Антонович Дельвиг( 3-ья группа- 3.Вильгельм Карлович Кюхельбекер 4-ая группа- Пётр Яковлевич Чаадаев. | Взаимооценивание. |
VI этап. Подведение итога урока. |
3 минут. | Стадия Рефлексия. Приемы «Мысли вслух…». Слайд12 «Синквейн» Слайд13 | «Мысли вслух…» 1. Дружба для Пушкина - это способность человека видеть недостатки в товарище, бороться с ними. 2. Настоящая дружба вечна, она не может прекратиться из-за каких-либо внешних обстоятельств. 3. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина - это источник вдохновения. 4.Тема дружбы в лирике Пушкина является одной из основных, она неразрывно связана с любовью, преданностью, а также служением идеалам и отчизне 5.Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь . 6. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. 7. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина. | Ученики пишут синквейн на тему:Дружба. *Дружба. Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Позитивные взаимоотношения между людьми. Друг. *Дружба. Настоящая, верная. Зарождается, хранится, рушится. Несчастен тот, кто ее не испытал. Доверие. *Дружба. крепкая, надежная. помогает, доверяет, любит. дружить можно по-разному. честность. * Дружба. Верная, честная. Укрепляет, сплачивает, обязывает. Дружба нужна каждому человеку. Привязанность. | На протяжении урока заполняется « Оценочный лист». Таблица заполняется руководителем группы . |
VII этап. Домашнее задание. |
2 минуты | Слайд №11. | 1.Напишите сочинение –эссе на тему: «Что такое настоящая дружба?» 2. Выучить наизусть одно из посланий друзьям. | Записывают домашнее задание. | |
Рефлексия на урок.
На уроке ребята показали свои таланты, творчество. Они работали парами, в группах, индивидуально. Ученики сами составляли цель и стратегию урока. По структуре тема урока очень сложная, но несмотря на это я достигла своей цели. Было очень интересно, весело: деление учеников , использование сотовых телефонов, получение разных и интересных информации по интернету на уроке, защита своих проектов, в целом виден кропотливый и каждодневный труд моих учеников.
Разнообразие не только в плане урока, также в использовании цели, стратегии. Интересной показалась стратегия «Корзина идей», где ученики собирали в течение 2-х минут свои ассоциации к слову «дружба», «Поэтическая минутка» для релаксации, « Мысли вслух…» для закрепления материала, удачное использование WhatsАpp, которое действительно заинтересует каждого ученика.
Творческие работы, цель, стратегии урока, переводы, рефлексия, самооценка, критериальная оценка, формативные оценки, связь с казахской литературой, смайлики, оценка настроения учеников, занимательные игры, физминутка, работа с интернетом, с сотовым телефоном- все это придавало позитивный и умелый подход. Но меня поразило то, что некоторые ученики разговаривают с акцентом и несмотря на это, умело подбирают примеры, смело высказывают свои мнения. Это и есть моя победа.