kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – лекция «… Даля оставленный след с человечеством будет всегда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита индивидульных проектов В.И. Даль в истории России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – лекция «… Даля оставленный след с человечеством будет всегда»»

10 класс

Конспект урока

Урок – лекция «… Даля оставленный след с человечеством будет всегда»


Цели урока:

Общедидактическая: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.


Образовательные: создать условия для анализа многогранности деятельности В.И. Даля, выделение ключевых жизненных моментов, способствовавших формированию личности; способствовать развитию потребности читать публицистическую и научную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.


Развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.


Воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков.


Прогнозируемый результат

Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления В.И. Даля, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов, попытаться понять личность учёного; задуматься над философскими вопросами о месте и роли человека в этом мире, поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы.


Занимаясь подготовительно-исследовательской работой, учащиеся предоставят результаты своего труда в виде сообщений, презентаций.

Дифференциация обучения на вводных уроках в старших классах направлена на совершенствование тех сфер литературного развития старшеклассников, которые, по результатам диагностики, сформированы слабее. Задания всё в большей степени направлены на выработку навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Основной формой вводного урока в старших классах является урок-лекция, так как курс изучается на историко-литературной основе и объём сложной информации увеличивается.

Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, выступлениями учащихся и т.п. Для активизации познавательной деятельности желательно предварительное знакомство учащихся со статьями учебника, планирование индивидуальной работы, включение в лекцию сообщений о её итогах, а также обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов. Ма­териал на вступительном уроке к теме может излагаться проблемными блоками, что активизирует мыслительную работу учащихся.



«Писал его (словарь )не учитель, не наставник,

не тот, кто знает дело лучше других, а кто

более многих над ним трудился; ученик,

собиравший весь век свой по крупице то,

что слышал от учителя своего, живого русского языка.

В.И.Даль



Цель:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества.

Задачи:

Образовательные: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас студентов, способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,

Развивающие: актуализировать знания студентов о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу студентов.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение учащихся через художественное слово,

воспитывать уважение к народным традициям и культурой русского народа

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации: «Владимир Иванович Даль», «В.И.Даль и музыка», фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты.

Заранее учащимся даётся задание – провести поиск материалов по теме «Русские народные инструменты в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля».


Вступление.

Учитель. Все ценители русского языка, кто хочет постичь его тонкости и тайны, знают имя В. И. Даля. И говоря о Дале, все мы имеем в виду одно и то же: Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.

Словарь этот – уникальное явление в истории мировой литературы, это национальная сокровищница русской культуры.

Ребята, вам было дано задание: упр.295 (Групповой проект «В.И. Даль в истории России» Подготовить серию коротких рассказов о В.И. Дале) .

  1. Образование и научные интересы В. Даля

  2. Даль и Пушкин

  3. Даль и медицина

  4. «Толковый словарь живого великорусского языка» (интересные факты)

  5. Памятные места и события, связанные с В.И. Далем.

Предоставим вам слово

Образование и научные интересы В. Даля

Откроем первую страницу нашего журнала. Она – о Владимире Ивановиче Дале.

В нем было что-то от титанов Возрождения. Моряк, искусный хирург, музыкант(он отлично играл и пел), знаток ботаники и зоологии, по его учебникам училась вся Россия. Он создал музей в Оренбурге. Знал топографию, делал съёмки маршрутных карт границ Хивинского ханства. Умелый слесарь, столяр, печник.

Он был фольклористом, под псевдонимом Казак Луганский издал переработанные им русские сказки. В оренбургский период он создал лучшие свои повести, рассказы, очерки, в те времена его даже ставили рядом с Гоголем.

Страница вторая.

«А.С.Пушкин»

Учитель: Словарь В. И. Даля создавался несколько лет. Принялся он за эту работу по настоянию А. С. Пушкина, с которым познакомился осенью 1832 года. Пушкин серьёзно относился к поисковой работе друга. Он много подарил Далю интересных слов и сюжетов народных сказок. Одна из таких сказок об орле и вороне, рассказанная Далю поэтом в Оренбурге, вошла в повесть « Капитанская дочка».

Ученик 1: Звучит отрывок из повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Ученик 2: Даля связывает с Пушкиным не только оренбургский период. В конце 1836 года служебные дела привели его в столицу – он пробыл там до последнего мгновения жизни поэта. Именно Даль один на один провел с поэтом последнюю его ночь.

Подлинной памятью о великом друге стал для Даля « Толковый словарь». « Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов», – писал Даль на закате дней».

Ученик 1: Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому труду. В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово – «замолаживает». Последние четыре новых слова, услышанные от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти.

В словаре Даля собрано более двухсот тысяч слов, в том числе диалекты, пословицы и поговорки. Но Даль ещё объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.

Ученик 2: Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовётся по-разному. Люди в старину ездили мало. Часто человек за всю жизнь ни разу не покидал своей деревни или города. Так наряду с общими словами жили и местные - их знали и понимали жители одного края.

В Вологодской губернии пчелу называли – «медуница», кнут – «витень», зеркальце – «глядильце». По-архангельски «хрушкий» означало крупный, «диковать» - дурачиться, «выступки» - башмаки.

Страница третья

«Словарь»

Учитель. Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. «Толковый словарь, дающий какое-либо толкование, корме прямого перевода слов, или расположенный по толкам, объединяющий производство слов…»

В словаре Даля впервые, по словам академика А. А. Шахматова, «смешаны два языка – язык письменный и живой язык современных великорусских говоров».

Ученик 1: Во времена Владимира Ивановича «домогать» значило «одолевать», «осиливать». Домогаешь ли? Каково домогаешь? – так спрашивали о здоровье, самочувствии (здоров ли, как живёшь, можешь?). Было когда-то не только слово «домогаться», как сейчас, но и «домоганье». Было прилагательное «домогательный» и ещё одно существительное «домогатель». В наследство нам от всего этого богатства остался глагол «домогатство», существительное «домогательство» и «домогание», итак «домогаться» можно только чего-то кого-то.

Чтобы развить в себе чувство языка, связанное с умением «вслушиваться, вдумываться в слова», надо чаще обращаться к словарям, научиться «читать словарь».

Например, научиться читать словарь синонимов – это значит научиться видеть, чем отличаются слова, входящие в один синонимический ряд. Так, синонимы к слову гигантский (большой, огромный, одарённый), различаются оттенками значения: слова «трудолюбивый» - «работящий» (разг.) – стилистической окраской.

Поэтому при выборе слова из ряда синонимов надо обязательно принимать во внимание то, чем одно слово отличается от другого.

Ведущий 2: Слово «самолёт» оказывается очень старым. В словаре Даля, не знавшего ещё авиации, это слово есть. Здесь самолёт – это «разного рода устройство, которому приписывается быстрое движение от себя». Например: «паром, на якоре посреди реки, у которого дно устроено откосом против течения, так что оно его переносит с одного берега на другой». Самолётом также назван ткацкий челнок, «бросаемый не рукой, а погонялкой», А вообще машинный станок назван самолётным станком. В некоторых северорусских крестьянских говорах самолётом называли «лёгкий плуг». В словаре Даля можно найти уменьшительное самолётка. Этим словом названа осветительная, «потёмная» или иная ракета.

Всё это говорит нам о том, что слово «самолёт» стоит в одном ряду таких старинных слов, как самолов – название охотничьей или рыболовной снасти, ловушки, самопал – старинное фитильное устройство.

С развитием техники старинное русское слово «самолёт», в значении которого была заключена идея быстрого движения, полёта, использовалось для обозначения разного рода быстродвигающихся устройств и уж, конечно, скоростного транспорта. Например, в прошлом веке по Волге ходили скоростные по тем временам пассажирские пароходы компании « Самолёт».

Страница четвёртая

«Музыкальная»

Учитель: Герой Крымской войны и знаменитый хирург Н.И. Пирогов вспоминал: «Первое наше знакомство с Далем было довольно оригинально. Однажды, после нашего приезда в Дерпт, мы слышим у нашего дома с улицы какие-то странные, но знакомые звуки, русские песни на каком-то инструменте. Смотрим: стоит студент в вицмундире, всунул голову через окно в комнату, держит что-то во рту и играет: "Здравствуй, милая, хорошая моя”, не обращая на нас никакого внимания. Инструмент оказался органчиком (губным), а виртуоз — Владимиром Далем». Владимир Иванович прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах. «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...»

Вот передо мной словарь Даля… Раскроем и посмотрим привычные для вас, музыкантов, слова «балалайка», «гармонь», «скрипка», «валторна.

Страница пятая

«Пословицы»

Учитель: Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.

Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”. (В.Д Берестов)

Ведущий 1: Ещё в начале дружбы с Далем Пушкин говорил: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет…» И Даль всю жизнь собирал народные поговорки и пословицы.

Ведущий 2:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать;

Чужим умом жить – добра не нажить;

Борода широка, да душа молода;

Женский ум лучше всяких дум;

Не для муки, для науки;

Наука – не мука;

Ум да разум надоумят сразу.

Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется;

Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда;

Собаку съел, а хвостом подавился;

Утро вечера мудренее, а трава зеленее;

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.



Страничка шестая

«Растолкуй слово»


Учитель: "Толковый словарь" Даля - это уникальный и масштабный памятником словесности. Многие из слов, собранных в знаменитом издании, уже давно вышли из обихода за ненадобностью. Однако некоторые из них так оригинальны и звучны, что вполне могли бы войти в современный лексикон. 

Вот некоторые, самые забавные из них:

Козлодёр, выползина, пипка, кукателька, забабенник, стиракс, девнесь, хайка, казинет, кипрей, невпритям, очирикать, баженый, волостник, жир, повой, увя.

Задание: Попробуйте составить с этими словами словарную статью. Побеждает тот, кто угадал значение слова в словаре В.И.Даля.

Наш язык красив, богат и невероятно разнообразен. Но не только в этом его сила. Силен русский язык генетическими кодами – каждое слово несёт в себе неповторимый, глубокий образ. К сожалению, сегодня мы зачастую сокращаем, переиначиваем, меняем изначальный, сакральный смысл слов. А если осознавать каждое произносимое слово – можно увидеть не только суть вещей, но и открыть дверь в прошлое наших великих предков. Не зная значения слова из этого словаря, ребята пытались обогатить это слово новым значением, расширить его лексическое толкование.



Страничка седьмая

«Православная»

Учитель: В литературе у В. И. Даля были свои продолжатели: П.И. Мельников-Печерский, Н.С. Лесков и многие другие. Благодаря П.И. Мельникову-Печерскому мы и узнали многое о скрытой для иных духовной жизни Даля. Еще в 1848 году он выслал свой «давнишний опыт перевода Евангелия» М.П. Погодину. А в 1860-е годы, когда все заговорили о необходимости грамотности для русского народа, Даль напомнил, что грамотность неотрывно должна быть связана с нравственностью — иначе выйдет одна беда.

Он стал готовить уникальное издание для народного чтения, а именно: Библию. По воспоминаниям Мельникова-Печерского, он стал заниматься переложением «Моисеева Пятикнижия» («Бытописания») применительно к понятиям русского простонародья. «Еще в 1869 году он читал мне отрывки из "Иисуса Навина”, "Судей” и "Царств”…»

Скончался Даль, уже окрестившись в Православие. Переход Владимира Ивановича Даля под кров Православной Церкви закономерен и логически завершает его яркую и до сих пор мало оцененную судьбу. В самом деле, трудно представить себе, что автор «Толкового словаря» и «Пословиц русского народа», автор «Ильи Муромца» и «Архистратига» не мыслил и не чувствовал как истинно русский и православный человек.


Заключение.

Учитель: Последние четыре слова Даль записал накануне своей кончины: они были услышаны от прислуги. За создание своего словаря он был удостоен Ломоносовской премии и золотой Константиновской медали. Известный историк М.П. Погодин сказал: «Словарь Даля закончен. Теперь русская Академия наук без Даля немыслима».

Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить. Писать, а также понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебство знакомых слов», услышать известные нам слова как бы впервые, наслаждаться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. Это позволит нам передать через слово все наши мысли, чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим миром. И в этом нам помогает Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок – лекция «… Даля оставленный след с человечеством будет всегда»

Автор: Шеина Елена Владимировна

Дата: 27.04.2024

Номер свидетельства: 649750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства