kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Корни с чередованием лаг-лож, кас-кос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку ( презентация, приложения, технологическая карта урока). Соответствует возрастным особенностям, ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Тема урока: Правописание чередующихся гласных в корнях «лаг-лож», «кас-кос».

УМК: Бабайцевой В.В.

Место урока: 1 урок по теме.

Тип урока: «открытия» новых знаний

Класс: 5 класс

Учитель: Кузина Н.Л

Предметные: Знать о чередовании гласных о-а в корнях лаг-лож: кас-кос; научиться выбирать гласную в орфограмме. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения.



Метапредметные:     

 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Оборудование: таблицы, мультимедийная презентация, раздаточный материал.













Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Целевой блок

1. Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу. Звучит музыка. Читаем 1 слайд. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно разгадать загадки Джека Воробья.

Отвечают на приветствие и вопросы учителя, настраиваются на урок. Записывают дату. Оставляют строку для темы. Разгадывают коллективно «слепую» таблицу .


Слушать учителя, друг друга, участвовать в опросе.


2.Актуализация знаний















3.Целеполагание

1 задание. Просит разгадать «слепую» таблицу. Слайд 2,3,4,5,6.

Коллективная работа: Распределить слова в 3 столбика. Слова, которые сложно куда-то отнести, записываем в 1 столбик.

Индивидуальная работа: вставить пропущенные буквы.

Предлагает проверить по ключам и оценить свою работу по предложенным критериям.


Создает проблемную ситуацию. Как озаглавить 1 колонку таблицы? Можем мы сразу ответить на вопрос, какие буквы пишутся в этих корнях с чередованием? Какая наша задача?



2 задание. Слайд 7.

Просит посмотреть на доску и найти пары разбросанных слов. (прилагать-приложить; прикасаться прикоснуться; предложение – предлагать). Как мы называем такие корни? - В чём трудность написания таких корней? -Запишите тему урока. Нам нужно разгадать, почему в одном корне пишется « а», а в другом «о»? -Разберите по составу.



Записывают слова в три столбика, выделяют орфограмму. Делают проверку по слайду, осуществляют самооценку по предложенным ключам.


















Находят пары слов, анализируют пытаются ответить на проблемный вопрос. Выводят тему урока, определяют цели урока:

узнать правила написания корней с чередованием.




Решение проблем творческого и поискового характера





Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели.







Слушать учителя, друг друга. Выражать свою мысль, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

участвовать в коллективном обсуждении.














Согласование действий с партнером

Принимать и сохранять учебную задачу, постановка учебной задачи









Целеполагание



Процессуальный блок

1.Формирование новых знаний








Просит сформулировать правило. Проверить по учебнику. -Вернёмся к началу таблицы и выполним задание нашего героя. Просит поработать в парах с правилом из учебника, вставить пропущенные буквы. Слайд 8,9.

Работают в группах с учебником, знакомятся с правилом и

и заполняют первый столбик таблицы.


Анализировать и синтезировать информацию




Умение структурировать знания


Слушать учителя, друг друга, строить понятные для собеседника высказывания



Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий




Выполнять задание в соответствии с целевой установкой. Осуществлять самоконтроль произношения





Осуществляют самопроверку и взаимопроверку

2.Первичное закрепление.















Физминутка.

3 задание.Предлагает ответить на вопросы перед выполнением задания. Как вы думаете, для чего подготовлено это задание? (учиться находить корни с чередованием и отличать их от похожих корней) Слайд. -Какие слова нам нужно записать, а какие «лишние» оставить?- Как выделять орфограмму, уточните по учебнику. (положить , ложка коснуться, косичка и т.д) Слайд 10,11,12.




Слайд 13,14.

Работают самостоятельно, проверяют друг друга по образцу. Оценивают.








.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы




Продуктивное взаимодействие с другими учащимися

Контроль, коррекция, волевая саморегуляция, способность к мобилизации,













Слушать и двигаться в соответствии с целевой установкой.

3.Применение знаний и умений

в новой ситуации

5 задание. Слайд 15,16. Предлагает поработать по уровням. 1) группа озаглавливает текст, выписывает слова с пропущенными буквами, подчеркивает слова с новой орфограммой. 2)группа дополнительно в скобки вставляет эпитеты или определения. ( Чем отличаются эпитеты от определений?)

К..снулась з..ма х..л...дным дыханием окна, и на стекле по..вились (..) узоры….


4 задание. Предлагает поработать с фразеологическими оборотами в группах (раздаточный материал). Слайд 17,18,19,20,21.



7 задание.Тест ( в приложении). Слайд 22.

1)      Найди ошибку:

слагаемое

слажение

предложение

прикосновение


Работают самостоятельно, применяют нужные правила.









Работают в группах. Находят фразеологизм, записывают, находят соответствующую картинку, составляют предложение.











Работают в парах. Оценивают друг друга.






Самопроверка по образцу. Учащиеся по желанию зачитывают получившиеся тексты. Оценивают себя.




Выбор языковых средств в зависимости от конкретной ситуации. Выполнять задания продуктивного характера













Продуктивное взаимодействие с другими учащимися











Продуктивное взаимодействие с другими учащимися и учителем. Строить монологическое высказывание.


Принимать и сохранять учебную цель и задачи

Аналитический блок

1.Рефлексия

2.Информация о домашнем задании










Предлагает подвести итоги, просит оценить свою работу на уроке.

Отмечает уровень достижения успеха на уроке.



Объясняет разноуровневое домашнее задание.




Рефлексируют свои действия




Записывают домашнее задание

















Делать выводы, осуществляют актуализацию полученных знаний


















Оценивать степень достижения цели





Формулировать и аргументировать свою точку зрения.



Просмотр содержимого документа
«тест»

Номер задания

Учебные действия

Выполнено без ошибок/активное участие

Выполнено с 1 ошибкой/ участие в обсуждении

Выполнено с 2 ошибками/ участия не принимал

1 шаг «Слепая таблица»

Заполнение таблицы.




2 шаг «Сформулируй правило»

Формулировка орфограммы, темы, проверка по учебнику, выделение орфограммы.




3 шаг «Убери лишние слова.

Запись слов с новой орфограммой и выделение новой орфограммы.




4 шаг «Укрась текст »

Запись текста с выделением новых орфограмм




5 шаг « Угадай фразеологизм»

Запись слов с новой орфограммой.




6 шаг «Исправь ошибки»

Выполнение теста по новой теме.




Итоговая отметка.




Номер задания

Учебные действия

Выполнено без ошибок/активное участие

Выполнено с 1 ошибкой/ участие в обсуждении

Выполнено с 2 ошибками/ участия не принимал

1 шаг «Слепая таблица»

Заполнение таблицы.




2 шаг «Сформулируй правило»

Формулировка орфограммы, темы, проверка по учебнику, выделение орфограммы.




3 шаг «Убери лишние слова.

Запись слов с новой орфограммой и выделение новой орфограммы.




4 шаг «Укрась текст »

Запись текста с выделением новых орфограмм




5 шаг « Угадай фразеологизм»

Запись слов с новой орфограммой.




6 шаг «Исправь ошибки»

Выполнение теста по новой теме.




Итоговая отметка.




Номер задания

Учебные действия

Выполнено без ошибок/активное участие

Выполнено с 1 ошибкой/ участие в обсуждении

Выполнено с 2 ошибками/ участия не принимал

1 шаг «Слепая таблица»

Заполнение таблицы.




2 шаг «Сформулируй правило»

Формулировка орфограммы, темы, проверка по учебнику, выделение орфограммы.




3 шаг «Убери лишние слова.

Запись слов с новой орфограммой и выделение новой орфограммы.




4 шаг «Укрась текст »

Запись текста с выделением новых орфограмм




5 шаг « Угадай фразеологизм»

Запись слов с новой орфограммой.




6 шаг «Исправь ошибки»

Выполнение теста по новой теме.




Итоговая отметка.








Просмотр содержимого документа
«фразеол 1»








Бездельничать, ничего не делать - сидеть сложа руки.

Просмотр содержимого документа
«фразеол 2»








Переносить выполнение дела на неопределенно длительное время, - отложить в долгий ящик.

Просмотр содержимого документа
«фразеол 3»








Сказать совершенно откровенно, искренне, чистосердечно - сказать положа руку на сердце.

Просмотр содержимого документа
«фразеол 4»








Признать своё поражение, прекратить сопротивление - сложить оружие.

Просмотр содержимого презентации
«черед. кас кос лаг лож»

Двадцать первое февраля.

Двадцать первое февраля.

Привет! Меня зовут Джек Воробей, я капитан пиратского корабля

Привет! Меня зовут Джек Воробей, я капитан пиратского корабля "Черная Жемчужина". Ты уже знаешь о моих славных путешествиях в водах Карибского моря. На одном из островов я обрел несметные богатства знаменитого Острова Сокровищ.

Если и вы хотите обрести это богатство, вам придется показать, на что вы способны.

Орфограмма - гласный в корне  Безударный гласный, проверяемый ударением инж..нер ? ? Оч..ровал, ар..мат, сл..гаемое,сл..жение, по..вился, д..визия, прибл..жался,к..сался, к..снулся, соед..нил, г..лактика.

Орфограмма - гласный в корне

Безударный гласный, проверяемый ударением

инж..нер

?

?

Оч..ровал, ар..мат, сл..гаемое,сл..жение, по..вился, д..визия, прибл..жался,к..сался, к..снулся, соед..нил, г..лактика.

Орфограмма - гласный в корне  Безударный гласный, проверяемый ударением Безударный гласный, не проверяе- мый ударением инж..нер ? Оч..ровал, ар..мат, сл..гаемое,сл..жение, по..вился, д..визия, прибл..жался, к..сался, к..снулся, соед..нил, г..лактика.

Орфограмма - гласный в корне

Безударный гласный, проверяемый ударением

Безударный гласный, не проверяе-

мый ударением

инж..нер

?

Оч..ровал, ар..мат, сл..гаемое,сл..жение, по..вился, д..визия, прибл..жался, к..сался, к..снулся, соед..нил, г..лактика.

Орфограмма - гласный в корне  Безударный гласный, проверяемый ударением сл..гал Безударный гласный, не проверяе- мый ударением оч..ровал сл..жил инж..нер к..сался по..вился ар..мат прибл..жался к..снулся д..визия соед..нил г..лактика

Орфограмма - гласный в корне

Безударный гласный, проверяемый ударением

сл..гал

Безударный гласный, не проверяе-

мый ударением

оч..ровал

сл..жил

инж..нер

к..сался

по..вился

ар..мат

прибл..жался

к..снулся

д..визия

соед..нил

г..лактика

Орфограмма - гласный в корне  Безударный гласный, проверяемый ударением сл..гал Безударный гласный, не проверяе- мый ударением очаровал сл..жил к..сался появился инженер аромат приближался к..снулся дивизия соединил галактика Чередующийся гласный в корнях лаг-лож, кас-кос.

Орфограмма - гласный в корне

Безударный гласный, проверяемый ударением

сл..гал

Безударный гласный, не проверяе-

мый ударением

очаровал

сл..жил

к..сался

появился

инженер

аромат

приближался

к..снулся

дивизия

соединил

галактика

Чередующийся гласный

в корнях

лаг-лож, кас-кос.

Ну, ребята, постарайтесь. Посмотрите на доску.

Ну, ребята, постарайтесь. Посмотрите на доску.

Орфограмма - гласный в корне  Чередующийся гласный в корнях лаг-лож, кас-кос. слагал сложил касался коснулся

Орфограмма - гласный в корне

Чередующийся гласный

в корнях

лаг-лож, кас-кос.

слагал

сложил

касался

коснулся

Я вижу, что не ошибся в вас!

Я вижу, что не ошибся в вас!

Ложь, положил, коса, ложка, коснулся, предложил, сложил, косить, касаться, полагаться, каска.

Ложь, положил, коса, ложка, коснулся, предложил, сложил, косить, касаться, полагаться, каска.

Положил, коснулся, предложил, сложил, касаться, полагаться,

Положил, коснулся, предложил, сложил, касаться, полагаться,

Неужели и с этим справились? Ну что ж, отдохните, а потом опять за дело. А – попрыгаем, О – походим.

Неужели и с этим справились? Ну что ж, отдохните, а потом опять за дело.

А – попрыгаем, О – походим.

К..снуться о прил..жение о Сл..гаемое а К..сание а

К..снуться

о

прил..жение

о

Сл..гаемое

а

К..сание

а

Пришла з..ма, к..снулась х..л..дным дыханием окон,и на стёклах по..вились (…) узоры. Разл..жила по п..лям (…) покрывала. Лё..ким к..санием ск..вала реки, и пок..тились по (…) льду (…) реб..тишки. 1 группа – озаглавить,записать текст, вставив пропущенные буквы, обозначить только одну орфограмму «чередование гласных  в корне лаг-лож,кас-кос». 2 группа – озаглавить текст; переписать, вставить пропущенные буквы, и подходящие по смыслу определения или эпитеты. выделить новую орфограмму

Пришла з..ма, к..снулась х..л..дным

дыханием окон,и на стёклах по..вились

(…) узоры. Разл..жила по п..лям

(…) покрывала. Лё..ким к..санием ск..вала

реки, и пок..тились по (…) льду (…)

реб..тишки.

1 группа – озаглавить,записать текст, вставив пропущенные буквы,

обозначить только одну орфограмму «чередование гласных

в корне лаг-лож,кас-кос».

2 группа – озаглавить текст; переписать, вставить

пропущенные буквы, и подходящие по смыслу

определения или эпитеты. выделить новую орфограмму

Пришла з и ма, к о снулась х о л о дным дыханием окон, и на стёклах по я вились (…) узоры. Разл о жила по п о лям (…) покрывала. Лё г ким к а санием ск о вала реки, и пок а тились по (…) льду (…) реб я тишки.

Пришла з и ма, к о снулась х о л о дным дыханием окон,

и на стёклах по я вились (…) узоры. Разл о жила по п о лям

(…) покрывала. Лё г ким к а санием ск о вала реки, и пок а тились

по (…) льду (…) реб я тишки.

Ну, что ж. Победа близка.

Ну, что ж. Победа близка.

Отгадайте фразеологизм со словом, в котором есть корень «лож». Отметьте галочкой соответствующий рисунок. Вспомните правило написания корней «лаг» и «лож», запишите этот фразеологизм. Составьте устно предложение или текст с этим фразеологическим оборотом.
  • Отгадайте фразеологизм со словом, в котором есть корень «лож».
  • Отметьте галочкой соответствующий рисунок.
  • Вспомните правило написания корней «лаг» и «лож», запишите этот фразеологизм.
  • Составьте устно предложение или текст с этим фразеологическим оборотом.
Ещё одно испытание. Готовы?.

Ещё одно испытание. Готовы?.

Вот ваши сокровища языкознания. Приятно иметь дело с грамотным человеком. Люди, умеющие говорить, привлекают к себе большее внимание, чем те, которые не могут связать пары слов.

Вот ваши сокровища языкознания. Приятно иметь дело с грамотным человеком. Люди, умеющие говорить, привлекают к себе большее внимание, чем те, которые не могут связать пары слов.

Вы доказали, что можете быть  настоящей дружной командой. Нам с вами не страшны никакие преграды и превратности судьбы. Настоящие друзья дороже любого золота. Я беру вас с собой. Смекаете? На этом славная Одиссея к знаменитому Острову Сокровищ Языкознания только начинается.

Вы доказали, что можете быть

настоящей дружной командой. Нам с вами не страшны

никакие преграды и превратности судьбы. Настоящие друзья дороже любого золота. Я беру вас с собой. Смекаете?

На этом славная Одиссея к знаменитому Острову Сокровищ Языкознания только начинается.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Корни с чередованием лаг-лож, кас-кос"

Автор: Кузина Наталья Леонидовна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства