kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок как поле патриотического воспитания и формирования духовно–нравственной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока направлена на  использование в учебном процессе, во внеклассной работе  краеведческих материалов по истории Южного Приморья. Урок входит в цикл интегрированных уроков для 7-го класса,  разработан с опрой на региональный компонент  (русский язык, литература, история, география), и  связан с изучением творческого наследия В.К.Арсеньева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок как поле патриотического воспитания и формирования духовно–нравственной личности»

Урок как поле патриотического воспитания и формирования духовно–нравственной личности


Урок из цикла комбинированных уроков нравственно – патриотической направленности в 7 классе на примере изучения личности и творческого наследия В.К.Арсеньева.

"Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состарится"

Книга притчей Соломоновых, 22:6

Методическая разработка направлена на корректировку содержания предметов гуманитарного цикла и использование в учебном процессе, во внеклассной работе краеведческих материалов по истории Южного Приморья и города Находки. Опираясь на региональный компонент, учитель разработал цикл интегрированных уроков (русский язык, литература, история, география) для 7–ого класса, связанных с изучением творческого наследия В.К.Арсеньева. Интегрирование (объединение разных аспектов одного материала) позволило обеспечить универсальность знаний, единство теории и практики.

Модель образовательного пространства (система интегрированных уроков через призму нравственно – патриотического воспитания) разработана со следующей целью: через развитие у школьников интереса к родному краю, к истории государства, развитие интереса к культуре коренных народов Дальнего Востока и, в частности, нашего региона, способствовать формированию толерантного отношения к культурам других народов, других национальностей.

Задачами являются: патриотическое воспитание школьников в системе ценностей современного общества; воспитание чувства гордости и ответственности за историческое наследие своего народа, чувства сопричастности к происходящему вокруг, что составляет основу духовно – нравственного воспитания личности ребёнка.

Модель выстраивается за счёт корректировки содержания и авторского сочетания техник и технологий (интеграция в сочетании с драматургией урока; рефлексия – отсроченная разгадка, особый угол зрения на общеизвестное - с точностью и реалистичностью заданий и др.).

Особое внимание - на усиление интереса к предметам гуманитарного цикла и, как следствие, повышение качества знаний.

Структура модели интегрированных уроков:

Урок 1. (Русский язык, история). В глубь веков. (От неолита до империи Цзин. Знакомство с историей Южного Приморья).

Урок 2. (Литература, русский язык, культура речи). В.К. Арсеньев – выдающийся русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, человек…

Урок 3. (Литература, история). Культура и нравы коренных народов Дальнего Востока (на основе произведений В.К. Арсеньева)

Урок 4. Конференция (Представление ученических самостоятельных исследований).



Урок №2. Тема: В.К.Арсеньев – выдающийся русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, человек…

Тип урока: Интегрированный (русский язык, культура речи, литература). Урок формирования новых знаний, знакомство с биографией великого русского путешественника на основе регионального компонента и работа над формированием навыков культуры речи на основе редактирования текста – биографии Арсеньева.

Цель: Развитие культуры речи, умения редактировать текст, заменяя повторяющиеся слова и словосочетания разными путями: используя синонимы, местоимения, описательные обороты (перифраз); соблюдение речевых норм и последовательности изложения; развитие языкового чутья и видения смысловой цельности и речевой связности изложения; знакомство с биографией В.К.Арсеньева, исследователя Дальнего Востока; воспитание уважения и интереса к творчеству Арсеньева и, как следствие, патриотизма и чувства гордости за свою страну, свой край.

Оборудование: портрет В.К.Арсеньева, карточки с биографией Арсеньева для редактирования текста. На доске записаны слова:

  1. «Описательный оборот» - перифраз и примеры: дневное светило (солнце), черное золото (нефть), царица спорта (легкая атлетика), царица полей (пехота), бог войны (артиллерия).

  2. Географ, геолог, этнограф, метеоролог, писатель, исследователь, путешественник (нужны для корректировки текста на карточке).

Ход урока:

  1. Оргмомент, цели и задачи

  2. Новая тема. Справка об Арсеньеве с кратким конспектированием

Влади́мир Кла́вдиевич Арсе́ньев. Родился в Санкт-Петербурге в огромной семье (в семье Арсеньевых было девять детей и десятая приёмная сирота-родственница). Отец его работал железнодорожным кассиром. В 1892 поступил в Петербургское юнкерское пехотное училище. Одним из преподавателей училища был брат известного путешественника Г. Грум-Гржимайло, который смог заинтересовать Володю Арсеньева географическими исследованиями, обратив его внимание на Дальний Восток. После окончания учебы в 1895 году Арсеньев получил назначение в Польшу. В 1900 году по его просьбе он был переведен во Владивосток. C 1900 года В.К. Арсеньев является членом Общества любителей охоты, с 1903 года — действительным членом Общества изучения Амурского края. Первые свои экспедиции (1902—1907) Арсеньев совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съемки, но он попутно собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья и Сихотэ-Алиня, о народах населяющих эти места. В 1908—1910 Арсеньев при поддержке Русского географического общества осуществляет исследования Северного Приморья. Обобщённый материал полученный в ходе этих экспедиций Арсеньева — «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» был издан в 1912 году. Следующая экспедиция Арсеньева (1918) на Камчатку. В 1930 году Арсеньев трагически погибает от воспаления лёгких во время экспедиции на Нижний Амур. Именем Арсеньева назван город на Дальнем Востоке, ледник на северном склоне Авачинской сопки. Дом Владимира Арсеньева во Владивостоке сейчас является музеем, открытым для публичного посещения.

  • География: дал описание рельефа Приморья и впервые детально обследовал горную систему Сихотэ-Алиня.

  • Этнография: рассказал о быте и нраве коренного населения Приморья.

  • Геология: нашёл неизвестные истоки самых крупных рек и получил первые сведения об их глубинах, режимах течения.

  • Метеорология Приморья: выделил две зоны с резко непохожим климатом и разделил их на подобласти с определёнными характеристиками.

Также изучал зверей, птиц, рыб и растения Приморья. Доказал, что нанайцы, удэгейцы, орочи — потомки древнейшего и исконнейшего населения Дальнего Востока и Сибири.

Книги 1.По Уссурийскому краю 2.Дерсу Узала 3.В горах Сихотэ-Алиня 4.Сквозь тайгу 5.Китайцы в Уссурийском крае (обращение к книжной выставке).

Краткие сообщения учеников (задание 1 урока).

  1. Повторение и закрепление (что законспектировали, что показалось интересным и значимым)

  2. Работа с карточками (устно исправляем, редактируем, затем записываем исправленный текст)

Владимир Клавдиевич Арсеньев родился в 1872 году. Арсеньев очень рано стал готовить себя к исследованию отдаленных окраин нашей Родины. Наибольший интерес исследователя привлёк Уссурийский край. В Уссурийский край исследователь прибывает в 1899 г., и с этого времени начинается деятельность Арсеньева по исследованию Уссурийского края.

Во время одной из экспедиций в 1902 г. Арсеньев встретил гольда Дерсу Узала, и эта встреча сыграла огромную роль в последующей деятельности Арсеньева. Дерсу Узала раскрыл перед Арсеньевым многие тайны Уссурийской тайги.

В результате ряда экспедиций Арсеньеву удалось собрать большой научный материал о животном и растительном мире Уссурийского края. На основе путевых дневников Арсеньев в 1918-1920 гг. написал две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Эти книги получил А.М.Горький, который жил в то время в Италии, в Сорренто. Когда А.М.Горький прочитал эти книги, он горячо поздравил Арсеньева.

  • Доска: перифраз – описательный оборот

  • Работа с изобразительно-выразительными средствами речи

  • Работа с карточками в тетрадях. Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Перепишите текст, заменяя их разными путями: используя местоимения, синонимы, описательные обороты (перифразы)



  1. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопрос учителя о теме и цели урока, что узнали нового.



  1. Домашнее задание (опережающее) к конференции:

  1. Декоративное искусство народов Дальнего Востока.

  2. Мифология коренных народов Южного Приморья.

  3. Легенды о сопках Брат и Сестра.

  4. Археологические памятники на территории г. Находка.

  5. Главный герой произведений Арсеньева.

  6. Древние государства на территории Южного Приморья. Бохай.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузимирская Ольга Ивановна

Дата: 01.01.2017

Номер свидетельства: 374848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства