kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по русскому языку на тему "Правописание НЕ с прилагательными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится при изучении темы "Имя прилагательное". Его особенность в том, что в течение всего урока учащиеся открывают зашифрованную фразу ученого-лингвиста, что делает учебный процесс интересным и познавательным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку на тему "Правописание НЕ с прилагательными"»

Правописание НЕ с прилагательными.

Урок-исследование: Не с прилагательными

Урок русского языка. 6 класс.

Автор – Долгушина Алена Николаевна, МБОУ гимназия №5

Тема: Правописание не с прилагательными.

Цель: совместно с учащимися сформулировать правило о написании НЕ с именами прилагательными.

Задачи:

  1. Сравнить правило написания НЕ с существительным и НЕ с прилагательными;

  2. Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном;

  3. Воспитывать самостоятельность в формулировании правила написания с помощью представленных примеров.

Тип урока: урок-исследование

Ход урока.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь!

Меня зовут Алена Николаевна, и сегодня у нас будет необычный урок русского языка, мы будем исследователями, лингвистами, языковедами, то есть учеными, которые изучают язык. Выполняя задания, мы будет открывать по одному слову в известном изречении, которое представлено на доске в закрытом виде. Но начнем мы наше исследование со словарной работы, оно поможет нам открыть первое слово. Откройте тетради по русскому языку, запишите число – Четвертое декабря, классная работа. И слово «Словарь». Один ученик работает у доски на оценку. Записываем слова под диктовку:

СЛОВАРЬ: ненастье, неправда, неприятель, не друг, а знакомый, неполадки. (объясняет каждое слово после того как написал)

- К какой части речи относятся эти слова?

(существительным)

- На какую орфограмму наши слова?

(Правописание НЕ с существительными)

- Итак, повторим, В каких случаях мы пишем НЕ слитно, а в каких раздельно?

(СЛИТНО: 1. без не не употребляется, 2. можно заменить синонимом, РАЗДЕЛЬНО: если есть или подразумевается противопоставление)


ОТКРЫВАЕМ ПЕРВУЮ ФРАЗУ В НАШЕМ МУДРОМ ИЗРЕЧЕНИИ, исследование продолжается…


А раз вы сегодня исследователи, то и тему урока формулировать вам самим. Я могу лишь дать вам 2 подсказки:

1 подсказка: Часть речи, в названии которой уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Какая это часть речи? (Имя прилагательное)

2 подсказка: Главным объектом исследования сегодня является частица.

Две подсказки у вас есть, ну а кто сформулирует тему урока?

«Правописание НЕ с прилагательными».

Действительно, слитное и раздельное написание частицы НЕ с прилагательными.

Запишите тему урока в тетрадь. Целью нашего исследования будет сформулировать правило о написании НЕ с именами прилагательными.

Для того, чтобы перейти к правилу, вам юные исследователи понадобятся карточки, которые лежат у вас на партах.

Что вам нужно сделать? Распределить слова на две группы и записать в две колонки на карточке. А затем, подписать колонки. На работу даю три минуты. Работу выполняете самостоятельно.

(не)высокие кусты; (не)взрачный; вовсе (не)широкая тропинка; (не)настный день; вовсе (не)дружный; (не)приветливые, а мрачные горы; (не)приятный, (не)высокий, а низкий; (не)лепый.

Слитно

Раздельно

невысокие кусты

невзрачный

ненастный день

неприятный

(не)лепый.

вовсе не широкая тропинка

не приветливые, а мрачные горы


Проверяем: какие слова ты поместил в первую колонку?

- Какое название ты дал колонке? А во вторую колонку?

(слитно), (раздельно)

Поднимите руку, у кого так же сделано? Ставим ____ отметку.

И ОТКРЫВАЕМ ВТОРОЕ СЛОВО НАШЕГО МУДРОГО ИЗРЕЧЕНИЯ, исследование продолжается…


Получается, что написание НЕ с существительным и прилагательным бывает СЛИТНЫМ и РАЗДЕЛЬНЫМ. Правило у этих частей речи одинаковое.

- В каких случаях мы пишем СЛИТНО?

1. Без не не употребляется.

Назовите мне примеры из карточки (невзрачный, ненастный день)

2. Если не является приставкой, такое слово можно заменить синонимом без не. Назовите примеры из карточки (неприятный, невысокие кусты – низкие кусты);

В каких случаях мы пишем РАЗДЕЛЬНО?

1. Если есть противопоставление с союзом а (не приветливые, а мрачные горы);

2. Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями вовсе, отнюдь, далеко, ничуть, нисколько (вовсе не широкая тропинка)


У нас появилась схема орфограмма «Правописание НЕ с именами прилагательными», кто расскажет по схеме формулирует правило?


И ОТКРЫВАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ СЛОВО НАШЕГО МУДРОГО ИЗРЕЧЕНИЯ, исследование продолжается…


Правило мы сформулировали, сейчас будем учиться применять правило на практике, Откройте учебники на странице 187, упр. 433. Но не всё так просто, юные исследователи, как вы думаете, как пишется НЕ с краткими прилагательными?

- Правильно, так же как и с полными. При выполнении упражнения, будьте внимательны. Запишите 7 первых словосочетаний. Один ученик у доски.


Небрежная запись, путь не долог, а близок, неприступная крепость, недобрый человек, негромкое чтение, неинтересный фильм, нелепая улыбка,


Поднимите руку те, кому правило помогло при выполнении данного упражнения, раз так тогда


ОТКРЫВАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ СЛОВО НАШЕГО МУДРОГО ИЗРЕЧЕНИЯ, исследование продолжается…


Юные исследователи, посмотрим кто из вас самый внимательный, если я называю словосочетание, в котором НЕ пишется слитно с именем прилагательным ВЫ ХЛОПАЕТЕ В ЛАДОШИ, если раздельно – РАЗВОДИТЕ РУКИ В СТОРОНЫ.

(неизбежная встреча, неприветливое лицо, не глубокое, а мелкое озеро, исправить недочеты в речи, отнюдь не красивый, небольшой портфель, некрасивый поступок, вовсе не веселый, нелепый вид, не высокий, а низкий дом, неровная дорога).


Это была маленькая интеллектуальная физминутка, вы с ней справились.

ОТКРЫВАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ СЛОВО НАШЕГО МУДРОГО ИЗРЕЧЕНИЯ.


Мы немного отдохнули и вперед, у нас еще несколько слов, которые нужно открыть.

Упражнение 436 выполняете самостоятельно, выписать существительные и прилагательные, которое без не не употребляются и употребите их с составе словосочетания. Даю 5 минут.


невзгоды, неурядица, ненависть, неотложный, необъятный нелепость.


Проверяем, почему вы выбрали именно эти слова, как вы написали НЕ в этих словах?

С заданием справились и

ОТКРЫВАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ СЛОВО НАШЕГО МУДРОГО ИЗРЕЧЕНИЯ.




Но исследование ваше еще не закончилось. Нам нужно познакомиться с алгоритмом написания НЕ с прилагательным.

Что такое алгоритм?

(Последовательность действий)

(Презентация)

  1. Определить может ли употребляться прилагательное без НЕ

НЕТ ДА, МОЖЕТ

Вывод: пишем слитно (неряшливый)

  1. Установи, есть ли противопоставление (с союзом а)

НЕТ ДА, ЕСТЬ

Вывод: пишем раздельно (не

широкая, а узкая речка)

  1. Определи, есть ли при прилагательном слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ

НЕТ ДА

Вывод: пиши раздельно

(вовсе не широкая речка)

  1. Выясни, образует ли прилагательное с НЕ новое слово, подбери синоним без НЕ или близкое по значению выражение

НЕТ, НЕ ОБРАЗУЕТ ДА, ОБРАЗУЕТ

Вывод: пиши раздельно од: пиши слитно (неширокая

(не деревянное окно) речка, т.е. узкая)


ОТКРЫВАЕМ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО НАШЕГО МУДРОГО ИЗРЕЧЕНИЯ.


Получилось высказывание Александра Афанасьевича Потебни

выдающегося русского языковеда, литературоведа, философа, первого крупного теоретика лингвистики и исследователя

«Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её»

(А.А.Потебни)

Он тоже был исследователем и изучал русский язык во всем его многообразии.


Ваше исследование не закончилось, это была лишь часть исследовательской работы, дальше будет еще интереснее и сложнее. Можно сделать вывод, что правописание НЕ с прилагательными составили алгоритм написания, давайте еще раз повторим.

Домашнее задание: выполнить упражнение 438

Спасибо за урок.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-исследование по русскому языку на тему "Правописание НЕ с прилагательными"

Автор: Долгушина Алена Николаевна

Дата: 02.08.2017

Номер свидетельства: 424787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства