kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Почему "ТЫСЯЧА" не числительное?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит систематизировать и закрепить знания по теме "Имя числительное". Наряду с повторением изученного ребята узнают много интересного о числительных и о существительных с числовым значением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Почему "ТЫСЯЧА" не числительное?»

Урок-исследование

Тема: Является ли числительным слово «тысяча»?

Цели урока:

  • показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль слова тысяча и слов, имеющих значение числа;

  • обобщение, систематизация и закрепление сведений о числительном и существительном;

  • обучение методам исследовательской работы.



Оборудование:

на стенде ряд слов:


три

единица

пять

семерка

двенадцать

десяток

тридцать

дюжина

сорок

тысяча

шестьдесят

миллион

пятьсот

триллион


Ход урока


- Перед нами ряд слов.

Есть ли что-нибудь их объединяющее?


Несомненно, есть: все они, так или иначе, называют число или количество.







Из истории чисел

Знаете ли вы, что...


Сорок (Вост.-слав.) Четыре десяте. Скорее всего, возникло в результате лексико-семантического способа словообразования на базе слова сорокъ - «мешок, рубаха»: из-за обычая продавать соболя сороками, вкладывая 40 шкурок в один мешок (40 шкурок - количество шкурок на пошив полной шубы). Таким образом, сорокъ - сначала «мешок», затем «мешок со 40 соболями» и, наконец, число «сорок»...












- Но можно ли считать, что все эти слова принадлежат к одной и той же части речи? К числительному?

Нет


- Предположим, что все эти слова существительные. А все существительные каким свойством обладают?

Склоняются, т.е. изменяются по падежам.

- Просклоняйте (каждому ученику свое слово из слов на стенде)

- Но склонение существительных - это изменение по падежам в ед. и мн. ч.

Проверьте, склоняются ли ваши слова во множественном числе. Имеют ли данные слова множественное число?

Не удается образовать форму мн. ч. от слов: три, пять, двенадцать, тридцать, сорок, шестьдесят, девяносто, пятьсот.


- Обратим внимание на падежные формы слов три и пятьсот. Не кажется ли вам, что они «похожи» на формы множественного числа существительных?


Р.п.

трех

домов

пятисот

Д.п.

трем

домам

пятистам

П.п.

о трех

о домах

о пятистах



- Можно ли сказать, что у этих слов нет ед. ч. и они употреблены в форме мн. ч.

Нет. К ним неприменимо понятие числа

Вывод: Слова, у которых нет категории числа, не могут считаться существительными.


Знаете ли вы...


- Сколько чисел существует в языке?

Бесконечное множество

- А числительных?

Около пятидесяти










- Как это может быть?


Пятьдесят числительных могут образовать неограниченное число сочетаний для обозначения любого числа. Например: 14.256.387.698.932

- Озвучьте это число. Поставьте в Тв. падеже.

- Итак, мы пришли к выводу: Не имеет числа. Значит, числительное.

Но ведь у слова «нежность» тоже нет числа.

Продолжим наши исследования.

Проверим, как ведут себя числительные в словосочетаниях.



И.п.

тридцать городов

тысяча слов

Р.п.

тридцати городов

тысячи слов

Д.п.

тридцати городам

тысяче слов


Вывод:

В Им. п. и существительные, и числительные являются «синтаксическим хозяином». В косвенных падежах числительное перестает быть хозяином. А существительное тысяча остается главным словом.

Маша выучила тридцать английских слов. Юннаты вырастили сад с тридцатью яблонями.


Группа состояла из тридцати человек.

В библиотеке имеется тысяча книг.

В библиотеке имеется более тысячи книг.


- Понаблюдайте за словом тысяча в стихотворениях Державина и Баратынского

1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучочком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях.

( Державин. Шуточное желание.)


2. Пылает тысячью огней

Обширный зал.

( Баратынский.)


- Как можно объяснить сочетание тысячам девочкам и тысячью огней? (Современный вариант: тысячам девочек, тысячей огней.)

Эти примеры показывают «стремление» существительного тысяча стать числительным. Тысячью по аналогии с пятью, тысячам девочек - двум девочкам.

Вывод:

Отсутствие категории числа, совмещение свойств существительного и прилагательного служат основанием для выделения особой части речи – числительного. Двоякое синтаксическое поведение – то как существительное, то как прилагательное – и составляет вторую грамматическую особенность числительных.

Таким образом, слово «тысяча» (а также все слова второго ряда на стенде) оказалось обычным существительным.


Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение

«Почему тысяча не является числительным?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование "Почему "ТЫСЯЧА" не числительное?

Автор: Куторкина Мария Николаевна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479516


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства