Урок-исследование "Почему "ТЫСЯЧА" не числительное?
Урок-исследование "Почему "ТЫСЯЧА" не числительное?
Урок позволит систематизировать и закрепить знания по теме "Имя числительное". Наряду с повторением изученного ребята узнают много интересного о числительных и о существительных с числовым значением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Почему "ТЫСЯЧА" не числительное?»
Урок-исследование
Тема:Является ли числительным слово «тысяча»?
Цели урока:
показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль слова тысяча и слов, имеющих значение числа;
обобщение, систематизация и закрепление сведений о числительном и существительном;
обучение методам исследовательской работы.
Оборудование:
на стенде ряд слов:
три
единица
пять
семерка
двенадцать
десяток
тридцать
дюжина
сорок
тысяча
шестьдесят
миллион
пятьсот
триллион
Ход урока
- Перед нами ряд слов.
Есть ли что-нибудь их объединяющее?
Несомненно, есть: все они, так или иначе, называют число или количество.
Из истории чисел
Знаете ли вы, что...
Сорок (Вост.-слав.) Четыре десяте. Скорее всего, возникло в результате лексико-семантического способа словообразования на базе слова сорокъ - «мешок, рубаха»: из-за обычая продавать соболя сороками, вкладывая 40 шкурок в один мешок (40 шкурок - количество шкурок на пошив полной шубы). Таким образом, сорокъ - сначала «мешок», затем «мешок со 40 соболями» и, наконец, число «сорок»...
- Но можно ли считать, что все эти слова принадлежат к одной и той же части речи? К числительному?
Нет
- Предположим, что все эти слова существительные. А все существительные каким свойством обладают?
Склоняются, т.е. изменяются по падежам.
- Просклоняйте (каждому ученику свое слово из слов на стенде)
- Но склонение существительных - это изменение по падежам в ед. и мн. ч.
Проверьте, склоняются ли ваши слова во множественном числе. Имеют ли данные слова множественное число?
Не удается образовать форму мн. ч. от слов: три, пять, двенадцать, тридцать, сорок, шестьдесят, девяносто, пятьсот.
- Обратим внимание на падежные формы слов три и пятьсот. Не кажется ли вам, что они «похожи» на формы множественного числа существительных?
Р.п.
трех
домов
пятисот
Д.п.
трем
домам
пятистам
П.п.
о трех
о домах
о пятистах
- Можно ли сказать, что у этих слов нет ед. ч. и они употреблены в форме мн. ч.
Нет. К ним неприменимо понятие числа
Вывод:Слова, у которых нет категории числа, не могут считаться существительными.
Знаете ли вы...
- Сколько чисел существует в языке?
Бесконечное множество
- А числительных?
Около пятидесяти
- Как это может быть?
Пятьдесят числительных могут образовать неограниченное число сочетаний для обозначения любого числа. Например: 14.256.387.698.932
- Озвучьте это число. Поставьте в Тв. падеже.
- Итак, мы пришли к выводу: Не имеет числа. Значит, числительное.
Но ведь у слова «нежность» тоже нет числа.
Продолжим наши исследования.
Проверим, как ведут себя числительные в словосочетаниях.
И.п.
тридцать городов
тысяча слов
Р.п.
тридцати городов
тысячи слов
Д.п.
тридцати городам
тысяче слов
Вывод:
В Им. п. и существительные, и числительные являются «синтаксическим хозяином». В косвенных падежах числительное перестает быть хозяином. А существительное тысячаостается главным словом.
Маша выучила тридцать английских слов. Юннаты вырастили сад с тридцатью яблонями.
Группа состояла из тридцати человек.
В библиотеке имеется тысяча книг.
В библиотеке имеется более тысячи книг.
- Понаблюдайте за словом тысяча в стихотворениях Державина и Баратынского
1. Если б милые девицы
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучочком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях.
( Державин. Шуточное желание.)
2. Пылает тысячью огней
Обширный зал.
( Баратынский.)
- Как можно объяснить сочетание тысячам девочкам и тысячью огней? (Современный вариант: тысячам девочек, тысячей огней.)
Эти примеры показывают «стремление» существительного тысячастать числительным. Тысячьюпо аналогии с пятью, тысячамдевочек - двумдевочкам.
Вывод:
Отсутствие категории числа, совмещение свойств существительного и прилагательного служат основанием для выделения особой части речи – числительного. Двоякое синтаксическое поведение – то как существительное, то как прилагательное – и составляет вторую грамматическую особенность числительных.
Таким образом, слово «тысяча» (а также все слова второго ряда на стенде) оказалось обычным существительным.