kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по русскому языку в 8 классе. Тема: «Виды обстоятельств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.                                       .

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку в 8 классе. Тема: «Виды обстоятельств»»

Урок-исследование по русскому языку в 8 классе 

Тема: «Виды обстоятельств»

Цели:

1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

2. развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;

3. воспитывать самостоятельно мыслящую личность.

Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская

работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;

частично поисковый метод, анализ языкового материала,

выступление-представление по теме урока, творческая работа.

Оборудование: оформленная доска, карточки для самостоятельной работы в парах,

ответы для самопроверки



Ход урока: 

I. Оргмомент.

Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал. 

II. Повторение домашнего задания. 

- записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.

(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)

 

1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки»

- укажите в данном предложении орфограммы-согласные 

2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки»

- объясните постановку запятых в предложении 

3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками»

- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков 

III. Основная часть. Работа по теме «Виды обстоятельств»  

1. Актуализация знаний 

  • какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?

  • !определите значение обстоятельств в третьем предложении!

  • как вы это сделали?

  • только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? существуют ли другие виды обстоятельств по значению? 

2. Цели и задачи урока 

Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства. 

3. Изучение нового материала 

        Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.

Для сильных.

Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство. 

  1. Лошади бежали дружно.

  2. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

  3. Сегодня ты пришёл рано.

  4. По неосторожности я уронил книжку.

  5. Мы пришли вам помочь.

  6. Смотрела она, не мигая.

  7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

  8. На другой день проснулся я с головной болью.

  9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

  10. Недавно нас уже звали на помощь. 

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

вопросы

 

 

 

 

 

примеры

 

 

 

 

 

какой частью речи выражены

 

  

Для средних.

В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

I.

1. Лошади бежали дружно.

2. Смотрела она, не мигая.

II.

  1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

  2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

  1. Сегодня ты пришёл рано.

  2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

  1. По неосторожности я уронил книжку.

  2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

  1. Мы пришли вам помочь.

  2. Недавно нас уже звали на помощь.

 В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

вопросы

 

 

 

 

 

примеры

 

 

 

 

 

какой частью речи выражены

 

 

Для слабых.

В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

I.

  1. Лошади бежали дружно.

  2. Смотрела она, не мигая.

II.

  1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

  2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

  1. Сегодня ты пришёл рано.

  2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

  1. По неосторожности я уронил книжку.

  2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

  1. Мы пришли вам помочь.

  2. Недавно нас уже звали на помощь.

 

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств

 

время

образ действия

место

причина

цель

вопросы

 

 

 

 

 

примеры

 

 

 

 

 

какой частью речи выражены

 

 

        По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.

        После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля

 

Виды обстоятельств

 

время

образ действия

место

причина

цель

вопросы

Когда?

Как долго?

Как?

Каким образом?

Где?

Куда? Откуда?

Почему?

По какой причине?

Зачем?

С какой целью?

примеры

Сегодня ты пришёл рано.

Смотрела она, не мигая.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

По неосторожности я уронил книжку.

Мы пришли вам помочь.

какой частью речи выражены

 

Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания

 

какие возникли вопросы?

 

IV. Закрепление.

Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями. 

  • Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению. 

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место). 

- взаимопроверка, оценивание;

- комментирование ответов 

  • Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону. 

(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка

- слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ 

V. Контроль. Тест-пятиминутка 

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее

2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении

«К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении

« От жары и духоты книзу клонятся цветы»:

а) место б) время в) образ действия г) причина

4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении

« Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель б) время в) образ действия г) причина

5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении

« Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:

а) цель б) место в) образ действия г) причина

6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?

а) обратно опечалился б) опять приехал

 VI. Итог урока.  

- какой член предложения мы называем обстоятельством?

- какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

- с какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?

- на какие вопросы они отвечают?

 VII.   Оценки за урок. 

VIII. Домашнее задание.

        упр._________ п.______




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-исследование по русскому языку в 8 классе. Тема: «Виды обстоятельств»

Автор: Гусейнова Гулишат Омардибировна

Дата: 25.04.2019

Номер свидетельства: 508366

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства