Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование на тему «Обособленные приложения» (8-й класс)»
Урок-исследование на тему « Обособленные приложения» (8-й класс)
Цели и задачи:
вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения, случаях обособления определений;
вспомнить понятие-приложение;
разобраться в случаях обособления приложений; систематизировать полученные знания;
формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями;
развивать письменную и устную речь учащихся;
развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, навыки работы в группе;
воспитывать самостоятельность учащихся при работе над новой темой;
формировать чувство патриотизма
формировать эстетические чувства учащихся.
Оборудование: раздаточный материал- карточки с заданиями ОГЭ. Вопрос №9.
Ноутбук, проектор, экран; презентация материалов урока.
«Толковый словарь» под редакцией С.И. Ожегова
Лингвистические сказки и рассказы -Брянск:2006./Авт.-сост .Грибанская Е.Э.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.
Формы, приемы и методы работы: психологическая, практическая подготовка учеников к учебной деятельности.
Учитель.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбку подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам! / Записываем в тетради дату, тему урока.
II Повторение.
Учитель:
- Сегодня мы начнём урок с повторения. И поможет нам в этом сказка. Не обычная, а лингвистическая.
А) Сценка /Участвуют 4 ученика
В синтаксическом царстве, в синтаксическом государстве жили- были члены предложения.
Однажды на синтаксическом собрании слово попросило Определение.
Определение. Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.
Подлежащее. Отчасти я с вами согласно, - отвечало подлежащее, - если все мы обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены –это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения.
Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера:
1.Шумели под ветром сосны, высокие и стройные.
2.Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.
Определение. В таком случае нужно договориться о правилах. Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?
Личное местоимение. С любой.
Определение. А Вы, Существительное?
Существительное. Только позади меня. Если же хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины, времени или уступки.
Определение. Вот и славно! На этом и остановимся.
Б). Словарная работа
Учитель:
-Итак, что же такое определение?
- что значит- обособление?
- Чтобы узнать точное значение слова, к чему мы должны обратиться?
- Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации), а на письме- при помощи запятой или тире- часть предложения. О. определение
- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «обособление».
- Какие члены предложения обособляются?
- В каких случаях обособляются определения? / на доске- четыре схемы:
1.Сущ, причастный оборот
2. Сущ., Определение
3. НО! Определение, сущ./ при добавочном обстоятельственном значении причины, времени или уступки
В) Работа на доске- синтаксический разбор/ ученик выполняет заранее- параллельно с беседой.
«Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего»
Учитель:
- Журналист и писатель М. Дудин сказал:
- Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова?
Выслушиваются ответы учеников (Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое. Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте. Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
Проверка:
В сердце проношу я осторожно Родину, сокровище мое. Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте. Отзвучали залпы Победы, и многие воины, кавалеры Золотой Звезды, вернулись к мирному труду.
Вывод: обособляются распространенные приложения, если стоят после определяемого существительного собственного; если относятся к личному местоимению; если стоят после определяемого существительного нарицательного.
Слово учителя: Вы обратили внимание, если мы до сих пор говорили о распространенных приложениях, то в этих предложениях нам встретились одиночные приложения. Сделайте вывод, когда обособляются одиночные приложения?
3.2 Слово учителя: Мамаев курган (звучит песня “На Мамаевом кургане”). 15 октября 1967 года стало знаменательным днем для нашей страны. На Мамаевом кургане состоялось открытие величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.
3.4 Работа с текстом (текст на мониторе).
Мамаев курган – святая святых волгоградцев, место паломничества всех тех, кто приезжает в легендарный город на Волге. В дни Сталинградского сражения Мамаев курган образно называли главной высотой России. Здесь происходили самые ожесточенные по своему накалу бои с гитлеровскими войсками, и ни разу фашистам не удавалось полностью захватить высоту. Сама вершина много раз переходила из рук в руки.
На Мамаевом кургане сооружен величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Сюда со всех уголков нашей необъятной Родины и из-за рубежа прибывают туристы. В “Книге отзывов” – тысячи записей. Вот одна из них: “Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев”
Задание: прочитать текст, найти обособленные приложения, объяснить постановку знаков препинания.
Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев
IV. Закрепление. Подготовка к ОГЭ / Комментированное чтение
Задание 9.ОГЭ 2017г.
ИСТОЧНИК: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ.
ФИПИ. 2017г.
(Закрепляем обособленные члены предложения- определения и приложения)
1.Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Солнце садилось. (2) Вокруг пахло вечерней прохладой. (3) Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4) Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5) Это был светлячок, маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6) Он пел о любви к жизни. (7) Он во всём видел любовь.
В предложении 5 обособленное приложение «маленькая букашечка».
2.Среди предложений 31—38 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(31) И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32) Да это не твой отец. (33) Что ты голосишь? (34) Это артист. (35) Не веришь — спроси у киномеханика.
(36) Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37) Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38) Пойдём, сынок, пойдём.
В предложении 31 обособленное приложение «ШКОЛЬНИК».
3.Среди предложений 21−28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
(21) Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23) Ты чего это? (24) Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25) Он молчал и глядел мимо меня. (26) Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27) Его предал друг. (28) Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
В предложении 21 обособляются однородные согласованные определения «довольный и счастливый», так как относятся к личному местоимению.
V. Самостоятельная проверочная работа по карточкам. 2 варианта
Задание 9.ОГЭ 2017г.
ИСТОЧНИК: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ.
ФИПИ. 2017г.
(Закрепляем обособленные члены предложения- определения и приложения)
Вариант 1
1.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь.
В предложении 30 обособленное приложение «маленькие мужики-школьники».
2. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Солнце садилось. (2) Вокруг пахло вечерней прохладой. (3) Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4) Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5) Это был светлячок, маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6) Он пел о любви к жизни. (7) Он во всём видел любовь.
В предложении 5 обособленное приложение «маленькая букашечка».
3.Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
В предложении 4 обособленное определение «как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность» выражено причастным оборотом.
4.Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
В предложении 7 обособленное приложение «ординарец мой».
5.Среди предложений 1—8 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!
(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
– (5)А кого она не достала!
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
В предложении 2 обособленное приложение «томная пышноволосая красавица». В предложении 7 обособленное приложение «добропорядочные, примерные дети».
Задание 9.ОГЭ 2017г.
ИСТОЧНИК: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ.
ФИПИ. 2017г.
(Закрепляем обособленные члены предложения- определения и приложения)
Вариант 2
1.Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) В дверь позвонили. (2) Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3) Появились гости. (4) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5) Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6) Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
– (7 Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
Приложение — определение, выраженное существительным в той же форме, что и определяемое слово.
В предложении 7 есть распространенное приложение к слову «Иван»: «Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери».
2.Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13) Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
В предложении 13 «Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца» есть обособленное согласованное определение «похожих на летающие блюдца».
В предложении 13 «Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля» есть обособленное дополнение «кроме женственности и красоты».
3.Среди предложений 17—21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(17)3дравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
Приложение — это определение, выраженное существительным в той же форме, что и определяемой слово.
В предложении 19 «Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас» имеется приложение к слову ДВОЙНИК — «Иоська».
4.Среди предложений 8—14 найдите предложения с приложением. Напишите номера этих предложений.
(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.
Приложение — это определение, выраженное существительным в той же форме, что и определяемое слово:
В предложении 8 «А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади» есть приложение к слову КИНОТЕАТР — «плохонький сарайчик на площади».
В предложении 10 «Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов» есть приложение к слову ОНИ — «люди приличные».
5.Среди предложений 33—37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
Приложением называется определение, выраженное существительным в той же форме (падежа и иногда числа), что и определяемое слово.
В предложении 35«Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой» имеется приложение ОДНОКЛАССНИКИ ГОШИ.
Проверка выполнения задания №9 ОГЭ.
Ответы: Вариант №1: 30, 5, 4, 7, 2-7
Вариант №2: 7, 13, 19, 8-10, 35
VI. Тренировочное упражнение по учебнику:
А) упражнение307/ Комментированное чтение и письмо
VII.Задание на дом/ инструктаж:
П.50. страница146-147 выучить.
Упражнение 308(1-5 предл), страница 148
VIII. Рефлексия(подведение итогов урока).
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали?
-Научились « узнавать» обособленные приложения в предложении?