kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Путешествие по стране правописания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний по разделам "Орфография" и "Морфемика". Можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Путешествие по стране правописания"»

Тема урока: Повторение изученного в 5-6 классе. "Орфография" и "Морфемика".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: игра, составленная в форме презентации.

Содержание внеклассного занятия: игра содержит перечень информации об основных разделах русского языка, необходимых для успешного освоения учебного материала, а так же расширения знаний по предмету.

Цель внеклассного занятия:

  • Развитие у учащихся интереса к предмету посредством формирования УУД;

  • Развитие познавательной активности учащихся;

  • Воспитание интереса к родному языку, развитие навыков устной и письменной речи.

Задачи внеклассного занятия:

1. Личностные: формировать личностные качества учащихся такие, как чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

2. Регулятивные: формировать умение интегрировать знания, анализировать и синтезировать их, осуществлять контроль, мобилизовать силы и энергию.

3. Коммуникативные: развивать коммуникативную речь обучающихся.

4. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Целевая аудитория: ведущие (2 человека)

Класс(ы): 5-6 класс

Предмет: русский язык

Учебник: учебник по русскому языку «Русский зык 5 класс» и «Русский язык 6 класс» под редакцией Разумовской М. М., Леканта П. А.

Тип занятия: занятие контроля, оценки, коррекции и расширения знаний учащихся по русскому языку

Учащихся в классе (аудитории): 20

Оборудование: компьютерное оборудование, средства выведения информации на экран.

Краткое описание внеклассного занятия:

Класс делится на несколько команд и отправляется в путешествие по стране Правописания. Задача ребят – пройти все этапы игры, правильно ответив на вопросы и добраться до замка Корней, где их будет ждать королева Орфография. По мере того, как дети будут проходить этапы, они так же будут получать букву необходимого слова, которое потеряла королева. Это слово необходимо доставить королеве Орфографии. Она сможет щедро наградить того, кто вернёт ей потерянное слово.

Ход мероприятия.

Ведущие выходят к доске. Включается оборудование и титульный слайд игры. Один из ведущих произносит вступительное слово.

Вступительное слово ведущего.

Дорогие дети! Буквально 20 минут назад мы получили известие о бедственном положении! Исчезло САМОЕ ГЛАВНОЕ слово! Без него Королева Орфография не может управлять страной! Без него маленькие граждане страны Правописания обречены на гибель! Нам срочно необходимо отправиться в трудное, полное опасностей путешествие и спасти страну Правописания от гибели! Вы готовы, дети?

Дети отвечают согласием. Далее другой ведущий объясняет условия проводимой игры.

Условия проводимой игры:

Дорогие ребята, в пути вас будет сопровождать кот Персик. Он будет указывать верный путь, давать подсказки и помогать в прохождении опасных этапов! Для удобства выполнения игры вам необходимо разделиться на две команды, выбрать ведущего и отправиться в путь!

Путь будет сложный и трудный, но проходимый. На каждом этапе вам необходимо будет преодолеть сложное препятствие, а именно – выполнить какое-либо сложное задание. Если вы правильно выполните задание, то получите волшебную букву потерянного слова и сможете отправиться дальше!

Ход игры.

Первый этап. Причал.

Ведущий: Итак, ребята, мы с вами прибыли в чудесную страну Правописания! Оглядитесь по сторонам, кого вы видите? Да это же кот Персик!

Персик: Ребята, добро пожаловать в нашу большую страну! Мы очень рады, что вы пришли на наш зов о помощи! Но перед тем, как мы отправимся в опасное путешествие, нам нужно познакомиться!

Задание I. «Знакомство»

Команды должны придумать себе название и девиз. Команды презентуют себя и получают первую букву слова.

Персик: Рррррад, ррррад знакомству! А теперь давайте отправимся в далёкий путь!

Второй этап. Песчаный берег.

Ведущий: Ребята, смотрите мы прибыли на песчаный берег! Оглядитесь по сторонам, нам предлагают новое задание!

Персик: В этом задании вам необходимо очень быстро дать ответ на заданный ответ. Та команда, которая сможет дать больше правильных ответов, получит букву!

Задание II. «Кто быстрее?»

1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается строение слова? (Морфемика)

2. Из каких значимых частей состоит слово? (Корень, приставка суффикс, окончание).

3. Каким общим словом называются корень, приставка, суффикс? (Морфема)

4. Какая значимая часть слова не входит в основу? (Окончание)

5. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

6. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка)

7. Как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? (Суффикс)

8. Изменяемая часть слова ,которая служит для связи слов в предложении. (Окончание)

9. Как называются слова лес, лесник, лесной? (Однокоренными)

10. Как называются слова летел, летела, летели? (Формы одного и того же слова)

Ведущий: Отлично, ребята, а теперь нам нужно к подножию горы Морфемной.

Третий этап. Подножие горы Морфемной

Персик: Вот мы и на месте! В этом задании вам нужно будет разобрать слова по составу!

Задание III. «Из чего состоят слова?»

Первая команда: Защитник, футболист, пришкольный, паровоз, проговорили.

Вторая команда: Учитель, подъезд, рассказали, громоотвод, приезжий.

Четвёртый этап. Водопад орфограмм

Ведущий: В каком это мы красивом месте находимся! Персик, а что это за место?

Персик: Мы пришли посмотреть на водопад орфограмм! Самый большой водопад во всей нашей стране!

Ведущий: Персик, ну-ка расскажи нам, как пишется слово «орфограмма»?

Персик: О, это легко! Слушайте и запоминайте – диктую по буквам! А-Р-Ф-А-Г-Р-А-М-А!

Ведущий: Ребята, вы согласны с Персиком?

Ребята: Нет, правильно пишется О-Р-Ф-О-Г-Р-М-М-А!

Ведущий: Правильно, ребята! Персик, не унывай! Сейчас мы все вместе исправим ошибки. А помогут нам в этом непростом деле орфографические словари!

Задание VI. «Проказники-слова»

Первая команда: Архетектор, искуственный, призедент, потриот, мировозрение, соченение, спецыальность, афтобиография, подлиный, ровестник.

Вторая команда: Сверсник, конституцыя, конфиренция, сведетельство, труженник, искуссный, авторетет, проффесия, спортакиада, апплодировать.

Пятый этап. Полено сказок.

Задание V. «Перевёртыши»

Персик: А вот тут у нас спрятались всем хорошо известные сказки. Разгадайте названия своих любимых сказок!

Ведущий называет по одной сказке для каждой команды.

Синяя бейсболка (Красная шапочка)

Квадратик (Колобок)

Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

Быль о охотнике и дичи (Сказка о рыбаке и рыбке)

Ручные утята (Дикие лебеди)

Черный лопух (Аленький цветочек)

Старые брюки служанки (Новые платье короля)

Бебби – короткий носок (Пеппи – длинный чулок)

Шестой этап. Буквенный городок.

Задание VI. «Сбежавшие буквы»

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, буквы из слов сбежали из своих "квартир" и не могут вернуться назад! Помогите им разобраться, где они "живут"!

Персик: И не забудьте о пррравиле, которррое ррррегулиррррует их написание!

Первая команда: Бе…пощ…дный шмель круж…л над ч…щей готовых зач…хнуть и белых, как парч…, ромаш…к. Шмель любил поч…дить. А ромашки щ…рились и думали: «Это что за параш…т?»

Вторая команда: Ч…рный шмель влюбился в пч…лку, целый день он чеш…т ч…лку. У меня бельч…нок Ж…ра, он ужас…ный был обж…ра: скушал перца он струч…к и обж…г свой языч…к.

Этот же этап.

Задание VII. «Глухой телефон»

Персик: Вы молодцы, ррребята, всем буквам помогли найти своё место!

Ведущий: А теперь давайте посмотрим, кто из вас внимательнее слушает своих товарищей по команде! Приготовьте свои ушки, потому что мы будем играть в "Глухой телефон"!

Ведущий и Персик называют командам пословицу для повторения. Дети стараются её повторить

Первая команда: Макака коалу в какао макала

Вторая команда: Коала какао лениво лакала

Седьмой этап. Мост приставок.

Задание VIII. «Строители»

Персик: А вот тут у нас стррроится новый ррайон! Давайте поможем стррроителям его застррроиить с помощью прррриставок!

Первая команда:…сутствовать, …ключение, …неприятный, …тяжение, …града, …влекательный, …вычка, …глашение, …мудрый.

Вторая команда: …думывать, …смешной, …ятель, …кратить, …чудливый, …морский, …способление, …открыть, …зрительный.

Восьмой этап. Джинн Угадайкин

Задание IX. «Блиц-опрос»

Ведущий: Посмотрите, как быстро вы справились с заданием! Мен радует, что вы помните так много приставок, которые мы изучили!

Персик: Рррребята, конечно, умные у нас! Но смогут ли они отгадать неверрроятно сложные загадки Джинна Угадайкина? У него не так пррррросто будет получить заветную букву, ведь пока что ВСЕ его загадки не угадал еще ни один человек в нашем королевстве!

Ведущий: Я думаю, что наши ребята обязательно справятся с этим заданием. Так ведь?

Ребята: Да!

Ведущий очень быстро задаёт вопросы командам.

1. Седьмая буква алфавита - Ë

2. Назовите семь цветов радуги - (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

3. Седьмая буква в слове «Электрификация» - и

4. Седьмая нота октавы – си

5.Седьмой месяц года – июль

1. Семь героев русской народной сказки «Репка» (репка,дед,бабка,внучка,Жучка, кошка,мышка)

2. Имена 7 гномов в сказке «Белоснежка и 7 гномов» (понедельник,вторник,среда, четверг,пятница,суббота, воскресенье)

3.Ансамбль из 7 голосов или инструментов (септет)

4.Единица исчисления времени равная 7 дням (неделя)

5.Как называется упряжка из 7 лошадей (семерик)

Девятый этап. Дуб знаний.

Задание X. «Четвёртый лишний»

Персик: А теперь задание усложняется! Найдите четвёртого лишнего!

Каждой команде выдаётся карточка со словами.

Кричать, крик, квакать, кукарекать. (Крик – имя сущ., остальные слова – глаголы)

Лебедь, воробей, ворона, попугай. (Ворона, т.к. это сущ. ж.р.)

Рыба, угорь, рак, скорпион (Угорь, остальные слова дали название созвездиям)

Ворота, чернила, ножницы, здания (Здания, т.к. имеет форму ед.ч., а остальные слова - нет)

Пароход, парик, парной, парник (Парик, т.к. остальные слова однокоренные от слова ПАР)

Крум, брук, друг, шмюк (Друг, т.к. остальные не имеют значения, т.е не являются словами)

Десятый этап. Замок Корней.

Задание XI. «Королевский турнир»

Персик: Вот мы и прибыли во дворрррец нашей прекррррасной корррролевы Орррфогррафии. Сегодня у вас появилась возможность поучаствовать в коррролевском туррррниррре.

Ведущий: Вам предстоит сразиться друг с другом за право найти последнюю букву и составить самое важное слово!

Ведущий очень быстро задаёт вопросы для всех команд одновременно. Персик считает количество правильных ответов, принятых от каждой команды.

1) Чем знаменит В.И.Даль? / словарем

2) Какие буквы не обозначают звука? / Ь,Ъ

3) Знак, который может два слова превратить в одно сложное. / дефис

4) Антоним слова «поздно». / рано

5) Морфема, с помощью которой образовано слово «школьник». / суф. -ник

6) Записанное на бумаге звучание слова. / транскрипция

7) Что можно держать за зубами, а также прикусить и высунуть? /язык

8) Как пишется слово «пол-огурца»? / через дефис

9) Сколько в русском языке падежей? / 6

10) Какая форма глагола неизменяемая? / инфинитив

11) В слове «недоспать» приставка… / -недо

1) В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? / в толковом

2) С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? / Ы

3) Какого рода слово «тюль»? / мужского

4) Торопиться – спешить – слова- ..? / синонимы

5) Самая непостоянная часть слова. / окончание

6) Как называласьв старину первая буква русского алфавита? / аз

7) Продолжите: Скучен день до вечера,… / коли делать нечего

8) Когда глаголы изменяются по родам? / в прошедшем времени

9) Сколько букв в русском алфавите? / 33

10) Прилагательные бывают качественные, относительные и … /

притяжательные

11) Знак препинания, который может ставиться между подлежащим и сказуемым./ тире

Ведущий: Какие же вы, ребята, молодцы! И слово собрали, и стране Правописания помогли, и правила орфографии повторили!

Персик: Всем рррребятам вррручаются корррролевские пррризы!

Вручение призов за участие, подведение итогов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра "Путешествие по стране правописания"

Автор: Голубкова Анастасия Алексеевна

Дата: 14.08.2021

Номер свидетельства: 585269

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства