kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Путешествие по городу Снежинск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Путешествие по городу Снежинск"»

Урок русского языка в 5-м классе «Синтаксис и пунктуация» Урок-игра "Путешествие по городу Снежинск"

Цели:

  • Познавательные: познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

  • Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.

  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить обучающихся взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска для презентации Microsoft Power Point

  • музыкальное оформление,

  • игрушечный паровоз,

  • листы бумаги и фломастеры для составления кластеров (выделение смысловых единиц и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы).

  • Листы контроля.

  • Листы бумаги , вода, кисти, краски для зарисовки пейзажей.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка на песню “ Голубой вагон”. Дети рассаживаются по местам. На каждом столе лежит листок контроля.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране “Синтаксис”. “Синтаксис”– одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой “Колобок”.

Раздается гудок. Звучит музыка.

– Прошу Вас занять свои места! В добрый путь, ребята!

– Итак, перед нами город “Снежинск”.

III. Сообщение целей и задач:

СЛАЙД 3

Совершая экскурсию по городу Снежинск, мы с вами побываем на бульваре Теории, где вспомним основные правила, которые изучали в разделе. Далее отправимся на улицу Запятой, посетим проспект Двоеточия и свернем в переулок Тире, где закрепим навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. А затем мы побываем на площади Творчества.

IV. Теоретическое повторение.

СЛАЙД 4

Итак, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Но ворота города закрыты. А чтобы в него попасть, мы должны ответить на несколько вопросов:

– Что изучает синтаксис?

Ответ учащихся:

Синтаксис (греч. “составление”)– раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

– А с какой страной он тесно связан?

Ответ учащихся:

– С Пунктуацией.

– Что изучает пунктуация?

-Пунктуация (от лат. пунктум – “точка”) – собрание правил постановки знаков препинания.)

– Что такое простое предложение?

(Дети перечисляют признаки простого предложения).

Все верно. Вы рассказали мне, что изучают синтаксис и пунктуация. И нас приветствует волшебный город.

СЛАЙД 5

Мы с вами сразу попадаем на бульвар Теории. Этот бульвар непростой. Чтобы по нему пройти, нужно вспомнить несколько терминов.

Итак, открываем тетради и записываем число.

А какое нам предстоит выполнить задание, путешествуя по бульвару?

Вы должны записать термины, определения которых я буду читать.

  1. Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)

  2. Как называется главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? (Подлежащее)

  3. Как называются предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный? ( Распространенные)

  4. Как называются предложения, которые имеют две или более грамматических основ? (Сложные)

  5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет? (Дополнение)

  6. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? (Сказуемое)

СЛАЙД 6

А теперь выполним взаимопроверку. Для этого поменяемся тетрадями и, опираясь на контрольный листок, проверим работу вашего соседа по парте.

Сколько правильных ответов у вас получилось, столько баллов ставите в свой листок контроля.

Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и мы смело можем двигаться дальше.

СЛАЙД 7

А теперь мы сворачиваем на улицу Запятой. Что же предстоит выполнить здесь?!

СЛАЙД 8

Реклама знаков препинания:

“Знаки препинания – нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”. К.Паустовский

Сначала давайте вспомним все условия постановки запятой в простом и сложном предложениях.

СЛАЙД 9

Ну что ж, давайте закрепим правила постановки запятой.

Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены). Выпишите номера этих предложений.

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.

  2. К утру мороз крепчал.

  3. Вылезайте муравьи после зимней спячки.

  4. Ночью ветер злится и стучит в окно.

  5. Серебристая дорога ты куда зовешь меня?

СЛАЙД 10

(Самопроверка). Ребята проверяют написанное в тетради и сравнивают с контрольным листком. Ставят себе балл.

СЛАЙД 11

Отлично! Следующее задание – схематический диктант. Не записывая предложений, постройте их схемы у себя в тетради.

  1. Метели по лесу полетели, и морозы усилились.

  2. Утром выпал снег, и все побелело.

  3. Зимою окна зачастую замерзали, но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замерзшим стеклам.

  4. Мороз трещит, и воет вьюга, и хлопья снега друг на друга ложатся.

  5. Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

Итак, чтобы проверить ваши знания в составлении схем, поменяемся тетрадями со своим соседом и по контрольному листку проверим работы своих одноклассников а, полученные баллы поставим в листок контроля.

СЛАЙД 12

4. «Закодируйте предложение»

Переходим к следующему заданию – «Закодируйте предложение».

Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве. СЛАЙД 13

Пользуясь контрольным листком, вы можете проверить, как вы закодировали предложение. Если у вас нет ошибок, то можете в свой листок поставить 5 баллов, если 1-2 ош. – 4 б., 3-4 ош. – 3 б.

Молодцы! Вот мы и добрались до проспекта Двоеточия.

СЛАЙД 14

Но, чтобы насладиться красотой этого проспекта, мы с вами должны вспомнить, когда и где ставится двоеточие?

СЛАЙД 15

 А теперь закрепим правила постановки двоеточия. Для этого выполним такое задание – к каждому обобщающему слову или словосочетанию подберите несколько однородных членов.

СЛАЙД 16

  1. В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами.

  2. После летней разлуки прилетают в город галки, вороны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши.

  3. Еще спят в своих теплых берлогах звери: медведи, барсуки.

  4. На зиму надо запасать корм для птиц: рябину, калину, зерна.

И с этим заданием вы справились хорошо.

СЛАЙД 17

Теперь мы можем двигаться дальше. Следующий переулок, по которому мы совершим экскурсию – это переулок Тире. Здесь мы сначала вспомним правила постановки тире, а затем выполним несложные задания.

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Итак, спишите предложения и расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Февраль – месяц бескормицы для птиц.

  2. Декабрь – шапка для зимы.

  3. Месяц январь – зимы государь. СЛАЙД 20

А теперь проверим, как вы выполнили это задание. СЛАЙД 21

Отлично! Не забудьте поставить баллы, полученные за это задание.

Я надеюсь, вы поняли, как необходимы нам знаки препинания. Очень важно знать и уметь правильно расставлять их в предложениях, чтобы слушающий мог понять тебя, чтобы при общении с другом не было вопросов.

- Ребята, скоро Новый год и ни один Новый год не обходится без новогодней ёлки. А вы знаете откуда взялась ёлка? Послушайте историю рождения новогодней ёлки. СЛАЙД 22

Когда родилась ёлочка?

В России стали украшать новогодний праздник зелёной нарядной ёлкой только в XVIII веке . А раньше наши предки встречали Новый год под цветущей вишней. Вишнёвое дерево выращивали в домах и в парках. Делали так, что вишня расцветала к новогоднему вечеру. Вырастить вишнёвое деревце зимой было нелёгким делом, поэтому и вспомнили о вечнозелёной ёлке.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (СЛАЙД 23)

СЛАЙД 24(Площадь Творчества)

Мы с вами достигли площади Творчества, где займемся написанием сочинения.

СЛАЙДЫ 25

В течение урока прозвучало столько красивых предложений, связанных с одним из любимых времен года поэтов и писателей. Вы догадались, что все предложения связаны с таким прекрасным временем года, как зима, а значит и мини-сочинение, которое вам предстоит сейчас написать, будет относиться к этому времени года.

Но сначала я хочу вам зачитать небольшой отрывок из рассказа Аксакова, чтобы вы могли увидеть, как писатель рисует картину зимы. СЛАЙД 26

Я всегда удивлялся, как изменяет природу снег. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и белый мрак одевал землю.
Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все поразительной тишиной.
Я воротился домой и с наслаждением ходил по белым дорожкам сада. Засветились огоньки в избах, и бледные лучи легли поперек улицы. Предметы смешались и утонули в потемневшем воздухе. Когда высыпались снежные тучи, на землю падали только редкие снежинки.
(По С. Аксакову)

Как красиво описал Аксаков зимний пейзаж! Все сразу представили его перед собой.

А теперь вы, ребята, напишите небольшое сочинение по картине, которую вы видите перед собой. Можете воспользоваться стихотворной строкой. Через несколько минут мы прочитаем некоторые ваши работы. СЛАЙД 27

СЛАЙД 28 -32

Очень многие поэты писали стихи о зиме , в том числе стихи Пушкина – отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы. Ведь не зря говорили, что у природы нет плохой погоды, есть только наш недовольный взгляд на нее. (зачитываются стихи поэтов под музыку)

Зачитываются работы. (3-4)

V. Учитель ИЗО:

- Зима.… Какое прекрасное время года. Сколько великих художников посвятили этому времени года свои произведения:

А. А. Пластов "Первый снег" СЛАЙД 33

На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

Г. Г. Нисский "Февраль" СЛАЙД 34

Художник передал зимние окрестности города в светлых, бело-розовых тонах, выражая свое настроение, вызванное красотой зимы в окрестностях города.

- Есть картины о зиме и у нашего земляка И.И.Шишкина.

Картина Шишкина "Зима" СЛАЙД 35 - 36

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.

Изображение леса абсолютно реальное, его можно было бы даже принять за фотографию, если не знать, что картина написана тогда, когда любители-фотографы еще не ходили по лесам, обвешанные фотоаппаратами. Но несмотря на реальность изображения, так и хочется сказать о лесе: "сказочный". Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный Морозко или гномик - не удивишься. Именно в этом замерзшем лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки.

Выбрав для картины всего два цвета - белый и черный, художник умело пользуется ими, создавая светлое пятно на переднем плане - здесь расположена небольшая полянка, заваленная старыми деревьями. Взгляд уходит по светлой полосе в глубину картины, где есть еще просвет между деревьями, он залит светом. Так удачно художник соединяет передний, средний и задний планы.. (Показ слайдов с произведениями И.И. Шишкина)

И.И. Шишкин «На севере диком ...» СЛАЙД 37

Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.

Шишкин Иван Иванович «Зима в лесу (Иней)» СЛАЙД 35

Наряду с ясностью, ярким солнечным светом, полнотой жизни есть у художника и лесная зимняя чаща, вызывающая у зрителя некоторый трепет, как если бы он оказался на самом деле один в этой звонкой тишине леса. Этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей он рассчитан на долгое внимательное рассматривание.

- Много великих художников любили и рисовали это прекрасное время года. Сегодня на уроке вы, повторяя тему «Синтаксис и пунктуация» составили свои рассказы – картины о зиме.

Литератор пишет картины словами, а художники кистью. И сегодня мы с вами попробуем быть не только языковедами, но художниками. Сейчас мы попробуем нарисовать картины, которые вы увидели, составляя свои рассказы о зиме.

Сейчас приготовьте, пожалуйста, альбомные листы, краски и кисточки. Пейзажи лучше всего рисовать красками и используя технику выполнения по – сырому.

- Кто напомнит, как нужно работать в этой технике? (Рисунок сначала выполняем простым карандашом. Потом лист смачиваем водой, только смачиваем, луж стоять не должно. По сырому рисуем красками. Краска будет растекаться. Может получиться лохматое животное или пейзаж в тумане. Мелки детали, после того, как краска высохнет, можно подрисовать фломастерами.. )

- И так приступаем к работе, сейчас каждый из вас попробует нарисовать свою картину. (Учащиеся начинают выполнять работу. Учитель контролирует и по мере необходимости оказывает помощь).

СЛАЙД 38

VI. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

Пришло время оценить знания и выставить себе оценку за урок. СЛАЙД 39

СЛАЙД 40


Вот и кончился урок,
Подведем всему итог:
Повторили словосочетания,
Обобщили знания,
Сложные, простые предложения
Вызывают восхищение.
Также учимся дружить,
С детства дружбой дорожить

Я думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас даром. И вы еще раз убедились в том, как важны в русском языке знаки препинания. Надеюсь, вы не забудете наше путешествие по городу Снежинск и не станете нарушать правила пунктуации.



VII. Домашнее задание: СЛАЙД 41

Для домашнего задания я хочу предложить написать небольшой рассказ на тему «Что будет, если знаки препинания исчезнут?»

СЛАЙД 42





Приложение 1



Листок контроля ученика ________________________________________


Бульвар

Теории

Улица

Запятой

Проспект

Двоеточия

Переулок

Тире

БАЛЛЫ

1.

1.

1.

1.



2.





3.





Итоговый балл __________

Итоговая отметка _________












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра "Путешествие по городу Снежинск"

Автор: Щербакова Наталия Викторовна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства