Урок-игра по русскому языку и литературе "Обособленные члены предложения" на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Урок-игра по русскому языку и литературе "Обособленные члены предложения" на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Урок-игра позволяет повторить, обобщить и систематизировать материал по теме "Обособленные члены предложения", а также повторить изучаемое в 8 классе произведение А.С.Пушкина. Урок включает работу по карточкам-заданиям, количество которых можно варьировать. Урок можно провести в форме игры для групп учащихся или использовать карточки-задания для индивидуальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по русскому языку и литературе "Обособленные члены предложения" на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе»
ГБОУ СОШ №218 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Урок – игра
по русскому языку и литературе в 8 классе
«Обособленные члены предложения»
(на материале повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Подготовила: Мелякова Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы
Урок - игра для учащихся 8 класса «Обособленные члены предложения» (на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели:
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения», формирование пунктуационных навыков, контроль знания текста художественного произведения, особенностей строения художественных текстов и их элементов.
Развивающие: формирование навыков исследовательской работы, анализа литературного произведения, умений мыслить, задавать и решать проблемные вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес и внимание к художественному слову, формировать умение вести диалог, сотрудничать со сверстниками;
Условия и ход игры: класс делится на команды (количество команд не ограничено (как и количество участников в командах). Команда решает задания на карточках, по мере их выполнения учитель или группа экспертов (старшеклассники или одноклассники) проверяет задания. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Количество заданий можно варьировать, отобрав их в зависимости от целей и задач урока.
Оборудование: электронная презентация, проектор, карточки с заданиями по количеству участников.
КАРТОЧКА №1
«ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»
Задания.
1. Определите, каким персонажам принадлежат следующие портреты.
2. Расставьте знаки препинания.
3. Подчеркните обособленные члены предложения, в скобках кратко укажите причину обособления.
1. «…молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым но чрезвычайно живым…это был офицер выписанный из гвардии за поединок. Разговор его был остер и занимателен».
2. «…увидел я высокого барина лет тридцати пяти с длинными черными усами в халате с кием в руке и трубкой в зубах… Он ротмистр гусарского полку в Симбирске при приеме рекрут, а стоит в трактире…»
3. «Она была в белом утреннем платье в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
4. «… сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».
КАРТОЧКА №2
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЧТА»
Задания.
1. Определите, каким персонажам адресованы следующие письма.
1.»Любезный____________ пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к твоим услугам___________»
2.»________________ ! Письмо твое в котором ты просишь нас о родительском нашем благословении и согласии…мы получили и не только ни моего благословения ни моего согласия дать тебе не намерен но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку…Молю Бога чтоб ты исправился хоть и не смею надеяться на его великую милость. _____________».
3.»Государь ______________ отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил в котором изволишь гневаться на меня раба вашего что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний…А изволите вы писать что сошлете меня свиней пасти и на то ваша барская воля. Засим кланяюсь рабски. Верный ваш холоп_______________».
4. «_________________________Богу было угодно лишить меня вдруг отца и матери не имею на земле ни родни ни покровителей. Прибегаю к вам зная что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога чтоб это письмо к вам как-нибудь до вас дошло!.. Батюшка______________! Вы один у меня покровитель заступитесь за меня бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота___________________».
КАРТОЧКА №3
«БЮРО НАХОДОК»
Задание.
Определите, кому принадлежат нижеперечисленные вещи и запишите ваши ответы в виде предложений с причастными и деепричастными оборотами.
6. Син…я заплатка на локте п…тертого зеленого мундира.
7. Вяза…ая шерстя…ая фуфайка.
КАРТОЧКА №4
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН»
Задание. Допишите текст, указав, что именно было изображено на лубочных картинках. Подчеркните обособленные члены предложения (баллы 2+1).
Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
КАРТОЧКА №5
«СЛЕДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ»
Задания.
1. Найдите фактические ошибки.
2. Запишите исправленный вариант, используя обособленные члены предложения.
Каждый правильный ответ принесет вам 2 балла.
Каждый обособленный член предложения даст вам возможность заработать 2 балла.
Каждая ошибка тоже будет стоить вам 2 балла.
«В пятидесяти верстах от *** находится село которое принадлежит двум помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Елизаветы Петровны за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Алексеевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери майора Миронова».
КАРТОЧКА №6
« КЛУБ ЗНАТОКОВ»
Задание.
На поставленные вопросы ответьте предложениями с обособленными приложениями.
Каждый правильный ответ принесет вам 5 баллов.
Каждая ошибка в построении предложения или отсутствие приложения обойдется вам в 2 балла.
1. Какое наказание грозило Гриневу до того, как Маша Миронова отправилась в Петербург?
2. А. С. Пушкин закончил писать «Капитанскую дочку» 19 октября 1836 года. Известно, что поэт многие стихотворения посвятил именно 19 октября. Почему? Что это была за дата?
3. Как начиналась любимая песня Емельяна Пугачева?
4. В каком инее был записан Петруша Гринев в Семеновский полк еще до своего рождения?
5. Как умер дед Гринева?
Карточка №7
«Народная мудрость»
Выпишите пословицы и поговорки, которые встречаются в повести Пушкина «Капитанская дочка».
Каждая пословица или поговорка принесет вам 2 балла.
1.Береги платье снову, а честь смолоду.
2.Семь бед – один ответ.
3.Зашел к куме, да засел в тюрьме.
4.Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой.
5.В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо.
6.Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.
7.Поп в гостях, черти на погосте.
8.Будет дождик – будут и грибки.
9. Частый гребень, да веник, да алтын денег.
10. Худой мир лучше доброй ссоры.
11. Быль молодцу не укор.
12. Конь о четырех ногах, да спотыкается.
13. Вместе жить – вместе и умирать.
14. Незваный гость хуже татарина.
15. Небо с овчинку показалось.
16. Кто ни поп, тот батька.
17. Послужи верой и правдой.
18. Бог тебе судья.
19. Казнить так казнить, миловать так миловать.
20. С лихой собаки хоть шерсти клок.
21. Семи пядей во лбу.
22. Долг платежом красен.
23. Утро вечера мудренее.
24. Держать ухо востро.
25. Закутим, запьем – и ворота запрем.
26. Совет вам да любовь.
27. Не все то ври, что знаешь.
Ответы к карточке 1:
«…увидел я высокого барина лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руках и с трубкой в зубах…Он ротмистр гусарского полку в Симбирске при приеме рекрут, а стоит в трактире». (Зурин). Обособленное несогласованное определение.
«…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Разговор его был остер и занимателен». (Швабрин). Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие. А голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». (Екатерина Вторая). Обособленные однородные определения после определяемого слова.
4. «… сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». (Пугачев). Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Ответы к карточке 2:
«Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к твоим услугам Зурин».
«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором ты просишь нас о родительском нашем благословении и согласии мы получили, и не только ни моего благословения, ни моего согласия, дать тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку…Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость. Отец твой А.Г.»
«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний… А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша барская воля. Засим кланяюсь рабски. Верный ваш холоп Архип Савельев».
«Петр Андреевич! Богу было угодно лишить меня вдруг отца и матери; не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо к вам как-нибудь до вас дошло!.. Батюшка Петр Андреевич! Вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота Марья Миронова».
Ответы к карточке№3:
Воздушный змей, сделанный из географической карты, принадлежал Петру Гриневу.
Придворный календарь выписывал давно не появлявшийся при дворе отец Петра Гринева.
В халате, с кием в руках расхаживал Зурин, попыхивая трубкой.
За полой у провожатого (Пугачева) Гринев увидел плохо спрятанный топор.
Тетрадка со стихотворениями, написанными Гриневым, оказалась в руках Швабрина.
Маша сидела на полу, рядом стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба.
Инвалид Кузьмич сидел у окна, прилаживая на локоть потертого мундира синюю заплатку.
Ответ к карточке 4.
…взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота.
Ответ к карточке 5:
«В тридцати верстах от*** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают письмо, написанное собственноручно Екатериной Второй, за стеклом и в рамке. Написанное к отцу Петра Андреевича, оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».
Ответы к карточке 6:
Петру грозило страшное наказание – ссылка на вечное поселение в Сибирь.
«Капитанскую дочку А.С.Пушкин закончил 19 октября 1836 года. Этот день – день основания Царскосельского лицея – поэт отметил многими своими произведениями.
Народная песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», любимая песня Емельяна Пугачева, после выхода в свет повести «Капитанская дочка» приобрела еще большую популярность.
Свой первый чин - сержант гвардии – Петр Гринев получил еще в утробе матери.
Дед Гринева – упрямый и гордый вояка – умер на лобном месте.
Подведение итогов: члены жюри подсчитывают количество правильных ответов и выявляют победителей, ученики оценивают работу всех участников и называют самых активных, наградой будут хорошие оценки.