I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Настраиваются на работу по данной теме, определяют и проговаривают правила поведения на уроке. Проговаривают девиз урока. Определяют тип урока и его значение. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай». Сегодня я предлагаю вам провести наш урок не совсем обычно: я предлагаю вам провести его в форме игры. | | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные ). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) Цели: - организовать формулиро-вание темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Проговаривают тему урока. Проговаривают цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели урока учащимися. | Мы много уроков посвятили изучению раздела лексикология, и сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей деятельности и определить насколько хорошо мы изучили данный раздел. | Знать об использовании слов категории лексики. Уметь находить данные слова в контексте. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное). |
III. Основной этап урока. Закрепление (25 мин). Технология уровневой дифференциации, элемент игровой технологии | Проговаривают ответы на вопросы учителя. Выполняют письменное задание. Работают с толковым словарем (определяют лексическое значение слов почта, почтальон). | Организует работу по теме. | Посмотрите на экран. Что вы видите на нем? В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? А ответ на этот вопрос можно найти, отгадав загадку. Не мед, а ко всему липнут. (Слова) А как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав языка? Для чего служат слова? Давайте запишем стихотворение и при помощи толкового словаря определим лексическое значение слов почта и почтальон. Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все конца земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот- вот подойдет к теремку? Да это всем знакомый почтальон Печкин. Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. А каково значение слова корреспонденция? Первый пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? Группа синонимов получает текст с заданием (отредактируйте текст, используя синонимы). Второй пакет предназначен братьям: один из них высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий. А что это за братья? Получают текст с заданием (восстановить текст письма, попавшего под дождь). Третий пакет предназначен словам одинаковым снаружи, но отличающимся внутри. Что за слова такие? Получают текст с заданием (объяснить почему произошла ошибка) Физкультминутка | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV.Контролирующие задание (10 мин). Цель: - проверить умение составлять текст по заданию учителя. | Самостоятельно выполняют задание. | Организует выполнение задания учениками. | Ребята, а теперь давайте попробуем написать сочинение- миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница- зима». А лексическим заданием будет задание использовать в сочинении слова в переносном значении, синонимы и антонимы (сочинения сдаются на проверку в конце урока). | Уметь составлять текст сочинения по заданию. | Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные ) |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Элемент личностно-ориентированной технологии обучения | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку своей деятельности на уроке. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу работы на уроке и подводим итог своей деятельности. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите по схеме о своих достижениях ( Я- знаю, запомнил, смог) на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные ). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные ). |