kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели - Закрепить и обобщить у учащихся знания изученного по теме «Лексика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Лексика"»

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: Повторение материала


Технологическая карта урока-игры по теме «Лексика»


Тема

Лексика

Цели


Образовательные: Закрепить и обобщить у учащихся знания изученного по теме «Лексика».

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать определение понятия «Лексика и лексическое значение слова».

Уметь находить в тексте слова антонимы, синонимы, омонимы.

Уметь определять прямое и переносное значение слов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


- Учебник по русскому языку для 5 класса;

-Толковый словарь.


- Компьютер;

- Экран;

-Текст на карточках;

-Разноцветные кружки для оценки своей деятельности.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа




















Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.



Настраиваются на работу по данной теме, определяют и проговаривают правила поведения на уроке.




Проговаривают девиз урока.







Определяют тип урока и его значение.



Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.





Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.







1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай».






Сегодня я предлагаю вам провести наш урок не совсем обычно: я предлагаю вам провести его в форме игры.







Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные ).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин)

Цели:

- организовать формулиро-вание темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.





Проговаривают тему урока.



Проговаривают цель урока.





Организует формулирование темы урока учащимися.


Организует постановку цели урока учащимися.

Мы много уроков посвятили изучению раздела лексикология, и сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей деятельности и определить насколько хорошо мы изучили данный раздел.

Знать об использовании слов категории лексики. Уметь находить данные слова в контексте.







Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное).


III. Основной этап урока. Закрепление (25 мин).



Технология уровневой дифференциации, элемент игровой технологии

Проговаривают ответы на вопросы учителя.

Выполняют письменное задание.

Работают с толковым словарем (определяют лексическое значение слов почта, почтальон).

Организует работу по теме.

Посмотрите на экран. Что вы видите на нем?

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

А ответ на этот вопрос можно найти, отгадав загадку.

Не мед, а ко всему липнут. (Слова)

А как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав языка?

Для чего служат слова?

Давайте запишем стихотворение и при помощи толкового словаря определим лексическое значение слов почта и почтальон.

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда, Мчат во все конца земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот- вот подойдет к теремку? Да это всем знакомый почтальон Печкин. Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. А каково значение слова корреспонденция?

Первый пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?

Группа синонимов получает текст с заданием (отредактируйте текст, используя синонимы).

Второй пакет предназначен братьям: один из них высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий. А что это за братья? Получают текст с заданием (восстановить текст письма, попавшего под дождь).

Третий пакет предназначен словам одинаковым снаружи, но отличающимся внутри. Что за слова такие? Получают текст с заданием (объяснить почему произошла ошибка)


Физкультминутка


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


IV.Контролирующие задание (10 мин).

Цель:

- проверить умение составлять текст по заданию учителя.





Самостоятельно выполняют задание.






Организует выполнение задания учениками.









Ребята, а теперь давайте попробуем написать сочинение- миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница- зима». А лексическим заданием будет задание использовать в сочинении слова в переносном значении, синонимы и антонимы (сочинения сдаются на проверку в конце урока).

Уметь составлять текст сочинения по заданию.

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные )

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Элемент личностно-ориентированной технологии обучения

Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Делают самооценку своей деятельности на уроке.


Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу работы на уроке и подводим итог своей деятельности.


- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


Расскажите по схеме о своих достижениях ( Я- знаю, запомнил, смог) на уроке.


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные ).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные ).


Текст № 1. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.


Текст № 2. «Дорогие внучата, я не люблю людей храбрых, работящих, сильных, умных, правдивых, культурных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми трусливыми…»


Текст № 3. Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к всевышнему:

-О всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра по теме "Лексика"

Автор: Нурмухаметова Лилия Маулембирдеевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства