Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "Всероссийский международный день словаря"»
6 класс Дата_______________
Словари – наши друзья и помощники
Цели:
Повторить и закрепить знания учащихся о справочной литературе.
Совершенствовать навыки работы со словарями.
Воспитывать интерес к книге, к слову; развивать интерес к знаниям.
Оборудование.
1. На доске:
а) эпиграф урока: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!” (А. Франс);
б) выставка лингвистических словарей.
2. На столе и стенде выставка энциклопедических словарей. “Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”. (В.Брюсов)
3. Плакаты и карточки индивидуальной работы с заданиями лингвистической игротеки.
Магнитола и запись песни “По секрету всему свету”.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.
Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости я пригласила наших верных друзей и помощников – словари. А натолкнул меня на эту встречу нечаянно подслушанный разговор.
Библиотека. Тишина. На полках стоят в ряд книги. Они тихо ведут беседу – в библиотеке не принято говорить громко.
(Инсценировка “В школьной библиотеке)
Зашелестели, затрепетали нетронутые страницы этих книг. Обидно мне стало за них и я поняла, что пора ещё раз вспомнить наших друзей и помощников, перелистать их страницы, повторить приема работы со словарями.
II. Беседа с классом.
- Какую помощь могут оказать нам словари?
(Ответы учащихся)
Верно, ребята! Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, способствуют развитию речи, логического мышления.
Словари могут доставлять огромную радость тем, кто постоянно ими пользуется, читает их, ведь названия всего, что есть во вселенной вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс.
(Чтение эпиграфа на доске)
- А какие типы словарей вы знаете? (Энциклопедические и языковые) карточки на доску.
Если вы хотите узнать о разных странах, материках, деятелях культуры, науки, искусства, о явлениях природы и о многом другом – обращайтесь к энциклопедическим словарям. С ними нас подробно знакомила А.Г. в прошлом году. А эта выставка напомнит вам о той встрече.
- А на уроках русского языка и литературы какие словари наши первые помощники? (Лингвистические) карточка на доску.
- Какие вы знаете лингвистические словари?
Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте их.
(Под музыку выходят дети-“словари”)
III. Парад словарей. Интервью со словарями.
1. Я – толковый словарь. Объяснение значений слов вы найдёте в толков] словарях. Наиболее популярный и доступный из всех существующих у н толковых словарей – это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты школьники, представители самых разных профессий.
2. Я – этимологический словарь, рассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веко; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.
3. Я – словарь синонимов.Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова – друзья. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.
4. Я – словарь антонимов.Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.
5. Я – словарь иностранных слов.Яимею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
6. Я – фразеологический словарь.Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: “бить баклуши”, “пожинать лавры” и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интерес для людей любых профессий.
Учитель: Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости. Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.
Интервью со словарями
Ученик: - А кто создаёт словари?
Словарь: - Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука,занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.
(Карточки “лексикографы” на доску)
Ученик:- Когда вышел самый первый словарь?
Словарь: - О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался “Лексис”. Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово – это очень много по тем временам.
Словарь: - А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ: “Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом”.
Ученик:- Какие словари самые известные?
Словарь:Это словарь В.И. Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нём собрано более 200 000 слов. В.И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В.И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людей. И мы с благодарностно вспоминаем его – В.И. Даля, человека, который собирал слова.
Ученик: - А сколько словарей издаётся в наши дни?
Словарь:- В наши дни издаётся необычайно много словарей. По данным всезнающей статистики в нашей странн было издано более 4 тысяч видов словарей: толковые, орфографические, иностранные, двуязычные и многие другие.
Учитель:- Да, ребята, очень много видов различных словарей издается в наши дни. Посмотрите на эту выставку. Наряду с известными вам словарями есть интересные виды “НиННв словах”, “Слитно и раздельно” и др.
Все они помогают нам, когда у нас возникают многочисленные вопроса в правописании, произношении, значении слов.
Вот и сегодня они будут нашими помощниками в “Лингвистической игротеке”.
IV. Лингвистическая игротека.
1. “Справочное бюро”.
Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в употреблении таких слов, иногда к смешным случаям. Однажды в метро кто-то назвал эскалатор экскаватором, чем развеселил окружающих, а одну старушку напугал: она решила, что произошел обвал и для расчистки в метро послали экскаватор. Такие слова называются паронимами. Мы с вами открываем справочное бюро, где вы должны дать толкование слов.
- Какой словарь нам поможет?
(Дети на карточках заполняют значение слов)
“Справочное бюро”
В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.
гостиница – гостиная –
здравица – здравница –
колос – колосс –
поступок – проступок –
потчевать – почивать –
разослать – разостлать –
компания – кампания –
2. “Диктор”.
Нужно не только понимать значение слов, чтобы правильно их употреблять, но и правильно произносить слова. Как часто наш слух режут такие орфоэпические ошибки, как [калидор, чтобы, красивее]. Я приглашаю вас стать образцовым диктором, речь которых правильная и точная. Поможет нам орфоэпический словарь (в учебнике “Русский язык, 7).
“Диктор”
Расставь ударение, произнеси правильно.
баловать
интерьер
недосоленный
дефис
каталог
пересоленный
диспансер
красивее
облегчить
звонишь
начать, начал
проект
средства
столяр
щавель
3. Обгонялки “Кто грамотнее”.
Культурный человек должен грамотно писать. Поиграем в обгонялки “Кто грамотнее”.
“Кто грамотнее”
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.
Речь культурного человека должна быть не только правильной, но и яркой, выразительной. В этом нам помогает синонимы. Попробуйте нарисовать яркую словесную радугу.
“Чья радуга ярче?”
Подберите к словам все возможные синонимы. Выигрывает тот, кто скорее выполнить задание и чей синонимический ряд будет длиннее и выразительнее. Помогут вам словари синонимов.
активный –
верный –
интересный –
добрый –
умный –
смелый –
5.“Мудрено сотворено?”
Сделать нашу речь яркой и самобытной помогают и фразеологизмы. Что такое фразеологизм?
Определить значение фразеологизмов и их происхождение. Обратитесь к фразеологическому словарю.
бить челом –
бить баклуши –
верста коломенская –
заблудшая овца –
крокодиловы слезы –
сломя голову –
с гулькин нос –
точить лясы –
6.“Переводчик”.
Сегодня у нас еще один гость – некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь.
Выходит господин: “Хелло! Леди и джентельмены! Я – блестящий денди, самый модный, самый современный! Какой стильный у меня костюм: классные джинсы, модный пиджак, убойные бутсы. Но в России так холодно! Поэтому на мне джемпер, кошине. Правда, я забыл свой саквояж. В нем еще много разной одежды: и жилет, и жабо, и сабо. И разные аксессуары”.
“Переводчик”.
Объясните значение иноязычных слов, определите из каких языков заимствованы данные слова. У каждого есть словарь иностранных слов.
джентелъмент –
джинсы –
денди –
бутсы –
джемпер –
кашне –
пиджак –
саквояж –
аксессуар –
галантный –
7. “Равнобуквенные антонимы”.
Делают нашу речь более яркой и выразительной и употребление антонимов. С их помощью писатели часто создают выразительные заголовки произведений, например: “Война и мир”, “Толстый и тонкий”.
Разгадайте кроссворд “Равнобуквенные антонимы”. А помощником будет словарь антонимов.
V. Заключение.
Ну что ж, ребята, можно ещё много проводить игр со словом. Но время подходит к концу. Вы ещё раз убедились сегодня, что словари – наши незаменимые помощники. Обращайтесь к ним постоянно. Помощь, которую они вам окажут при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики и химии и др. науки, вы, несомненно, оцените. А школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
И пусть поэтическим гимном звучат слова С.Я. Маршака из стихотворения
“Словарь”.
Усердно с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку Читаю: “Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать. Век заживать чужой...” В словах звучат упор и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.
Наши друзья и помощники
(инсценировка)
Автор: Лето. Каникулы. В школьной библиотеке тишина. На полках стоят в ряд новенькие книги. Они тихо ведут беседу, – в библиотеке не принято говорить громко.
Толковый словарь: Тысячи слов живут на моих страницах, много веков люди собирают слова, описывают их значения и создают толковые словари. Если бы школьники дружили бы со мной, как много нового, интересного узнали бы они! Но меня редко берут в руки. А ведь я нужен ребятам! Однажды на празднике последнего звонка важный десятиклассник сказал: “А сейчас мы хотим подарить нашим младшим друзьям памятные сувениры”. Жаль его! За десять школьных лет он так и не узнал, что сувенир – это 'памятный подарок'. Поэтому прилагательное 'памятный' в этом словосочетании – то же, что масло масляное.
Словарь синонимов: Невесела наша доля, если бы ребята почаще брали бы меня в руки, то не употребляли бы единственное слово сказать почти в каждом предложении. Ведь у этого слова столько “братьев”, передающих разные его оттенки: спросил, воскликнул, заметил, подчеркнул, молвил. Я готов любому помочь сделать речь образной, выразительной, точной. Да только где они эти друзья?!
Орфографический словарь: А как они пишут, эти наши читатели! “Математика”, “калидор”, “сабака”! Ужас! Хочется крикнуть: “ Да откройте же меня, наконец, полистайте, поищите нужное слово. Сомневаетесь – проверяйте; радуйтесь, если оказались правы. Чаще берите меня в руки!”
Школьный словообразовательный словарь:А с моей помощью можно узнать, как образуются слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще реже, чем вас. Отчего бы это?
Автор:Зашелестели, затрепетали, нетронутые страницы антонимов, омонимов, фразеологического словаря и словаря ударений. И каждый из них в глубине души надеялся, что в будущем учебном году их будут чаще снимать с полки. Им ведь так хочется дружить с вами, ребята!