kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-диспут на морально-этическую тему

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке описан опыт подготовки и проведения урока русского языка на тему "Умерло ли рыцарство в XXI веке?". Занятие направлено на решение задач нравственного воспитания. Диспут  вовлекает обучающихся в живой, непринужденный диало, активно способствующий превращению знаний в убеждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут на морально-этическую тему»

Урок-дискуссия на морально-нравственную тематику «Умерло ли рыцарство в XXI веке?»


В данной методической разработке приводится описание подготовки и проведения урока по русскому языку в 11 классе по теме «Умерло ли рыцарство в XXI веке?», соответствующего тематическому планированию уроков по русскому языку в 11 классе «Устное выступление. Доклад. Дискуссия».

Форма урока-диспута в старших классах была выбрана не случайно. Его основная цель – формирование диалектического мировоззрения школьников. Этот тип урока олицетворяет собой одну из особенностей нашего времени: признание важности и полезности обсуждений актуальных проблем современности.

Урок прежде всего направлен на решение задач нравственного воспитания. Проблема морально-нравственных ценностей в наши дни является достаточно актуальной, особенно для молодого поколения. Кроме того, урок-диспут позволяет решать многие педагогические задачи. Такие уроки вовлекают учащихся в непринужденный, живой разговор и этим помогают избежать формализма в знаниях, активно способствуют превращению знаний в убеждения.


Тема урока: дискуссия на морально-нравственную тематику «Умерло ли рыцарство в XXI веке?» 11 класс

Цель урока: формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям;

закрепление умения вести дискуссии, преодоление нравственного максимализма; развитие самостоятельности учащихся, их логического мышления, социальной и нравственной зрелости; формирование взглядов и убеждений личности;

воспитание чувства благородства;

развитие навыков монологической и диалогической речи.

Предварительно проводилась подготовительная работа к диспуту.

Учащимся была предложена для прочтения статья журналиста Дм. Воскобойникова в «Комсомольской правде» от 31.01.2012 и вопросы для обсуждения и подготовки к диспуту (за неделю до проведения).

В школе среди учащихся средних и старших классов было проведено анкетирование. В анкете были вопросы:

  1. Кого, по вашему мнению, можно считать рыцарем?

  2. Уместно ли понятие «рыцарство» в наши дни?

Итак, молодые люди 21 века считают, что рыцарь - это воин, защитник, мужественный, благородный мужчина. А вот на вопрос “Уместно ли понятие «рыцарство» в наши дни” 72% опрошенных ответили “нет” и 24% сказали “да”, остальные не смогли ответить. Т.е. большинство считает, что сейчас не средневековье, поэтому образ рыцаря затерялся где-то в глубине веков, и в современном обществе ему нет места.

В качестве примера были предложены учащимся комментарии читателей Интернет-версии статьи (см. Приложение 3)


Приложение 1

Дмитрий ВОСКОБОЙНИКОВ — 31.01.2012 «Комсомольская правда»


Титанический водораздел


Меня коробят сравнения трагедии "Коста Конкордии" с гибелью "Титаника".


Люди, в том числе потерпевшие, делают это, полагая, что события столетней давности верно отражены в одноименном фильме Дэвида Кэмерона. Увы, режиссер исказил их - очевидно, исходя из того, что современная западная публика не способна воспринимать реальность без мелодраматической мути. На самом деле происшествие возле итальянского острова Джильо зафиксировало смену нравственных эпох.


* * *


Когда затонул "Титаник", погибли 80 процентов всех мужчин, но были спасены три четверти женщин, потому что те погибшие мужчины следовали принципу "женщины и дети спасаются первыми".


На настоящем "Титанике" не было драк из-за спасательных жилетов или шлюпок, хотя последние могли вместить не более 1178 человек, а на борту по случаю первого вояжа оказались 2223 пассажира.


Капитан "Титаника" Эдвард Смит и его команда поддерживали на судне жесткую дисциплину. Чтобы у мужчин-пассажиров не возникло желания бежать к шлюпкам, были сделаны предупредительные выстрелы. Когда один ослушался, его избили. Только когда все шлюпки были спущены на воду, капитан сказал команде: "Мужчины, вы исполнили свой долг до конца. Теперь каждый предоставлен самому себе".


При затоплении "Титаника" спаслось больше женщин, ехавших в третьем классе и находившихся на самой нижней палубе, чем мужчин из первого класса. Почти все женщины из первого и второго классов спаслись.


Мужчины, ехавшие первым классом, добровольно оставались на судне до последнего. Некоторые перед гибелью переоделись в вечерние костюмы. Когда "Титаник" уходил под воду, они пели английский христианский гимн "Ближе, Господь, к Тебе". И продолжал играть оркестр.


Спасшиеся с "Титаника" женщины возвели потом памятник тем героям. Он установлен в Вашингтоне. Спереди на нем написано: "Храбрым мужчинам, погибшим при крушении "Титаника" 15 апреля 1912 года. Они отдали свои жизни, чтобы могли быть спасены женщины и дети. Возведен Женщинами Америки", а сзади - "Молодым и пожилым, богатым и бедным, необразованным и ученым - всем, кто благородно отдали свои жизни во имя спасения женщин и детей".


А тут, при ЧП куда меньших масштабов, - ничтожный капитан Скеттино, битвы за шлюпки, отталкивание женщин, стариков, детей...


* * *

Едва "Коста Конкордиа" легла на бок и все, кто мог, эвакуировались, на сайте британской газеты "Дейли мейл", одном из наиболее популярных англоязычных СМИ, состоялась дискуссия о происшедшем.


Наивысшую оценку получил комментарий некой Энн из США: "Я не удивлена, что часть мужчин на судне проигнорировала приказ пропустить вперед женщин и детей (был ли такой приказ? - Д. В.). Для некоторых мужчин рыцарство не умерло, но в целом оно подыхает. И причина его стремительного заката не мужчины, а женщины... Однажды начальник моего мужа увидел, как тот открывает дверь для женщины, вместе с которой входил в здание. Он подошел к мужу в офисе и сказал, чтобы тот никогда больше так не поступал, потому что, если бы мой муж открыл дверь для женщины, которой это не понравилось, она могла бы рассердиться и подать жалобу, а он - потерять работу за сексуальные домогательства. Когда женщины требуют, чтобы с ними во всем обращались, как с мужчинами, они делают это, не принимая во внимание наши различия в данных и физической силе. Догадайтесь, представители какого пола займут все места в спасательных шлюпках, когда в один прекрасный день не останется ни одного мужчины-рыцаря".


Зачем гадать?


* * *


Реклама обуви фирмы "Бокаж" во французском журнале "Мадемуазель": девушка, поставив туфлю на голову по уши затонувшего молодого человека, давит его под воду окончательно, с потрохами, точнее, с мозгами. Надпись: "Вы вступаете в мир моды". Символ времени на Западе. Но и этот журнал, вероятно, скоро переименуют. С 1 января новаторские власти городка Сессон-Севинье на северо-западе Бретани запретили использовать слово "мадемуазель" (т. е. незамужняя женщина) во всех официальных бланках - дабы исключить "дискриминацию". ("У мужчин же такого деления нет!") Это стало результатом кампании, которую французские феминистки ведут с сентября прошлого года. Недоумевает 68-летняя Катрин Денев, не менее желанная, чем в молодости. Но все реже используется и слово "фройляйн" в Германии, и слово "мисс" в Великобритании. "Ущемляют права".


В той же Франции недавно принят закон, согласно которому к 2017 году женщины должны составлять 40% членов советов директоров крупнейших публичных компаний. Уже перевыполнена аналогичная квота в советах директоров норвежских компаний. А в Австралии сняли какие-либо ограничения на службу женщин в вооруженных силах, в том числе на передовой. Этих ограничений уже нет в Израиле, Новой Зеландии, Канаде и почти нет - в Германии, Франции, Дании. Двигайтесь, мужчинки!


И они двигаются, жалкие. Содержание сперматозоидов сократилось в сперме западных мужчин с 40-х годов прошлого века наполовину, а "мужского гормона" тестостерона в их телах с 80-х годов того же века - на 15%. Воевать, мне кажется, они способны теперь только при помощи беспилотных самолетов, крутя джойстиками.


Нынешняя премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир (первая официальная лесбиянка - глава правительства) три года назад вела свою предвыборную кампанию под лозунгом "Положить конец веку тестостерона!" и победила.


Гомосексуалисты продавили и другую инновацию: при оформлении официальных бланков для получения паспортов в США и Великобритании вместо слов "отец" и "мать" стали использоваться выражения "первый родитель" и "второй родитель".


Вот и сбежали "первые родители" с "Коста Конкордии" раньше "вторых", не желая утопать, как в рекламе "Бокаж". Разве можно их винить?


* * *


Стоп. Я не точен. Первыми же, согласно сообщению еще одной британской газеты - "Сан", на острове Джильо высадились российские мужчины со своими близкими, выкупившие места в шлюпках у женоподобных членов экипажа "Коста Конкордии". Не это ли будущие глобальные "ролевые лидеры" - "мачо", способные дать отлуп увядающим из-за нехватки тестостерона западным визави?


К сожалению, нет. Рыцарство и мачизм - не одно и то же. Кто из россиян, гипотетически переполненных "мужскими гормонами", думал об участи женщин и детей, не ими взятыми на борт? Похоже, никто. И петь какой-либо православный гимн после посадки в последнюю шлюпку слабых незнакомых посторонних было бы для них блажью сумасшедшего.


Поэтому и пишу я о смене нравственных эпох.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Какую проблему поставил автор в своей статье? Считаете ли вы эту проблему интересной и актуальной?

2. Согласны ли вы с тем, что в 21 веке происходит смена нравственных эпох?

3.В статье автор, журналист Дм. Воскобойников пишет: «Для некоторых мужчин рыцарство не умерло, но в целом оно подыхает. И причина его стремительного заката не мужчины, а женщины» Согласны ли вы с этим?

4. Как по-вашему, «мачо» и «рыцарь» - это одно и то же?

2. Решение проблемы.

Обсуждение вопросов диспута, высказывание мнений учащихся.


Приложение 2

Плакаты с высказываниями великих:

«Благородный человек выше обид, несправедливости, горя, насмешек; он был бы неуязвим, будь он чужд состраданию». Жан Лабрюйер

«В сердце человека заключена подлинная рыцарственность: оно способно любить. Рыцарское поведение вырастает из глубины сердца». Иоганн Вольфганг Гёте

«Береги честь смолоду, как платье снову. Честь – это твое достоинство, как ты его понимаешь. Если ты видишь неуважение достоинств твоей личности, то это надобно пресечь». Соборное уложение 1649 года «О чести и бесчестии».

«В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…» Юрий Бондарев

«В этом мире осталось мало людей, способных отдать свою жизнь ради чести и права называться человеком. Для этого нужно обладать немалой отвагой…» «Самурай Икс»

.


Эпиграф урока: Каждый может стать благородным мужем.

Нужно только решиться им стать».

Конфуций



1. Постановка проблемы.


Вступительное слово учителя с элементами беседы:

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо человека, попавшего в беду или помочь ему, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

Беседа:

1. Что такое мораль?

2. Каковы признаки морали.

3. Нравственные (моральные) ценности – что это?



«Береги честь смолоду, как платье снову. Честь – это твое достоинство, как ты его понимаешь. Если ты видишь неуважение достоинств твоей личности, то это надобно пресечь». Соборное уложение 1649 года «О чести и бесчестии».

Каждый может стать благородным мужем. Именно честь, благородство и рыцарское поведение – неотъемлемая черта характера успешного и сильного современного мужчины.

В этом мире осталось мало людей, способных отдать свою жизнь ради чести и права называться человеком. Для этого нужно обладать немалой отвагой…

Рыцарство умирает, но сейчас не идет страшная война, на которой гибнут под ударами мечей и падают под градом стрел благородные мужи. Рыцарство и благородство умирает медленно, каждый год понемногу. Писатель Юрий Бондарев как-то заметил: «В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…» Более честные, благородные и смелые мужчины-рыцари чаще гибли на протяжении истории. Дело в том, что они держат слово при любой ситуации, не отступают перед опасностью и готовы взять на себя ответственность. Так самые лучшие представители сильного пола гибли в сражениях, дуэлях, драках, стрелялись для сохранения своего чистого имени и чести. Но именно честь, благородство и рыцарское поведение – неотъемлемая черта характера успешного и сильного современного мужчины. Некоторые мужчины перестали считать рыцарство и благородство достойным внимания в 21 веке, а зря: поучиться у благородных рыцарей прошлого есть чему.

Еще век назад слово «честь» стоило больше, чем жизнь. За него дрались на дуэлях и стрелялись. Но сейчас это сложно представить. Люди готовы терпеть унижения, врать, лицемерить. Мало кто может взять на себя ответственность, а не свалить ее на другого. Пожалуй, понятие чести хорошо сохранилось только в Японии. Именно там, даже руководители высшего звена способны признать свою вину и искупить ее кровью. А что у нас?

Честь — понятие морали и этики, это достоинство человека. То, насколько человек ценит свое имя, семьи или той части дела, за которое он отвечает. Чести, благородству и рыцарскому поведению надо учить с детства. Именно тогда каждый из нас научится уважать других и поступать соответствующе. Мужское слово и честь неотъемлемы. Мужчина должен отвечать за свои поступки, слова и ситуацию в целом. «В сердце человека заключена подлинная рыцарственность: оно способно любить. Рыцарское поведение вырастает из глубины сердца». Иоганн Вольфганг Гёте


Но прежде чем приступить к обсуждению, нам необходимо понять, что такое диспут. Зачитайте определения, которые вы выписали из словарей.

Ученики зачитывают словарную статью «диспут»: «Диспут – публичный спор на научную или общественную тему. Спор возникает тогда, когда существует несколько точек зрений на определенную проблему».

Учитель:

Сегодня мы проводим урок-диспут. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре рождается истина. Надеюсь, ваши мнения будут разнообразными, обоснованными, что очень важно, и интересными.

Диспут имеет свои законы, соблюдать их должны как участники, так и гости.


ЗАКОНЫ ДИСПУТА

  1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

  2. Неуместные шутки запрещаются!

  3. Острое, меткое слово приветствуется!

  4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

  5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.

  6. Поднятая рука – прошу слова.


При обсуждении проблемы были высказаны различные мнения учащихся.

Группа девушек обратила внимание присутствующих на то, что нравственные ценности человека закладываются в семье. Чаще всего это полная семья, где ее глава – благородный рыцарь по отношению к своей даме и детям. И тогда мальчики в такой семье вырастают благородными, честными и великодушными. Еще женская часть класса высказала следующие пожелания современным рыцарям: рыцарь, он на то и рыцарь, чтобы в нем все было идеально. Быть защитником, покровителем, умом и сердцем завоевывать сердца девушек! Не разочаровывать нас. Мало в наше время парней, которые действительно могут соответствовать этому званию. Где же рыцарские поступки? Где же боевой конь? А цветы? Нет - и это печально! Девушкам бы хотелось, чтобы молодой человек, который находится рядом, отвечал средневековым требованиям к рыцарю. Заботился бы и защищал. Был галантен и воспитан! Дверь открывал, руку подавал, цветы дарил, плечо подставлял...   Чего так не хватает в нашей современной жизни.

Учащиеся вспомнили духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: люби людей – и ближних, и дальних, твори добро, люби мир в себе, а не себя в мире; будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам; будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух; будь совестлив: вся мораль в совести.

Некоторые юноши утверждали, что нынче перевелись те девушки, ради которых стоит совершать рыцарские подвиги, а образ Прекрасной Дамы растворился в глубине веков, оставшись только на страницах литературных журналов.

Одиннадцатиклассники обратили внимание на то, что помимо более частой гибели благородных людей в истории, немало виновато в исчезновении рыцарского поведения и падение культурного уровня общества в целом. Культура, с ослаблением роли классической литературы, исчезает, а телевидение и интернет с этой ролью не справляются. Современный кинематограф редко создает фильмы наподобие «Гардемарины, вперёд!» или «Д'Артаньян и три мушкетёра». В моде преступники, хулиганы, наркоманы, дельцы. На просторах Интернета и в жизни рыцарей не встретишь.

Но все сошлись во мнении, что хоть в жизни благородство встречается не очень часто, но такие персоны, как правило, на деле оказываются сильными, уважаемыми и преуспевающими людьми. Были приведены примеры людей, которые поступали по-рыцарски.


Учитель: В уничтожении рыцарства частично виноваты и женщины. Дэйв Чэппелл утверждал: «Рыцарство было убито женскими журналами» и он частично прав. Своим феминизмом, равноправием, желанием управлять мужчинами, быть карьеристками, надменными стервами женщины подорвали уважительное отношение к прекрасному полу. Иногда сложно относиться по- рыцарски к женщинам, общающимся матом, пахнувших постоянно выпивкой и сигаретами, потерявшим женственность, которых интересуют только красивые вещи, дорогие машины и ночные клубы.


3. Подведение итогов.


Заключительное слово учителя:

Честь, благородство и рыцарское поведение мужчин не часто встретишь в 21 веке, но быть лучше, сильнее и честнее остальных – это того стоит. Стоит быть настоящим мужчиной.

Продолжите фразы:

  • «Мужчину в обществе будут уважать за…»

  • «Всеобщее осуждение в обществе вызывает…»

  • «Настоящий мужчина – это…»

Подводя итог нашему разговору, хочу спросить:

  • О какой проблеме, поднятой автором статьи, мы сегодня говорили?

  • Актуальна ли она в современном мире?

  • Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?

Лучше всего закончить наш урок словами Конфуция: «Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать».


Список использованных источников


1.Воскобойников Д.Б., Титанический водораздел. // Комсомольская правда. - 31.01.2012

2. Правдивцев В. Л. Кто управляет человечеством?//Совершенно секретно. 1999. №6, С. 32-33.

3. Львов С. Быть или казаться. – М.: Политиздат,1987.

4. Откровения людям Нового века (2008-2009 гг.)

5. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997—351 с.

6. http://kp.ua/ «Комсомольская правда в Украине»

7. http://forum.mr-spb.ru/poll.php?do=showresults&pollid

8. http://festival.1september.ru/articles/566055/




Приложение 1

Памятка 1 «О правилах проведения дискуссии»


1.Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.

2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.

3. Говори просто и ясно, логично и последовательно

4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.

5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.

6. Не повторяйся и не повторяй слов других.

7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.

8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Памятка 2 "О порядке мыслительных действий "


  1. Выслушай вопросы и определи мысленно проблему.

  2. Сформулируй гипотезу.

  3. Дай предложение, четко ее аргументируя.

  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найди сильные и слабые стороны.

  5. Возрази их доказательства.

Приложение 3


КОММЕНТАРИИ (из Интернета – обсуждение на форуме kp.ua)

тори: 31 января 2012, 12:54

И вот этих-то "героических" мужчин, кстати, воспитывают "умные" женщины, начиная от усаживания великовозрастного младенца в транспорте и заканчивая полным оправданием его самых мерзких поступков в дальнейшей жизни. Так стоит ли удивляться реалиям. И кто еще виноват?.


Сагатовский: До чего мы докатились! Живем без цели в головах и без Бога в душах! Все шумят, суетятся, кривляются, обижают и обижаются.

И никак не поймут одного: для чего все это?

Алина: Свежий пример: Еду утром на работу, в маршрутку заходит женщина с маленьким (года 3-4) ребенком. Все мужчины, молодые, без признаков инвалидности и даже не без интелекта на лице, продолжают сидеть. Вопрос: кто из них уступил бы место этому ребенку в шлюпке на тонущем корабле?


Alaska: Позвольте не согласиться, дорогой автор!!! Люди остались людьми, а подонки были всегда. Всё также рядом с нами есть мужчины, которых не стыдно назвать РЫЦАРЬ. Всё также уступают места в транспорте, помогают поднести сумки, уступают дорогу...

А дома - моют посуду, дарят цветы, варят утренний кофе...

Словом, никуда они не пропали, наши мужчины, и юноши, если к ним присмотреться, и не обращать внимания на современный прикид, вырастут, и станут настоящими мужчинами!

А то, что кажется, будто подонков больше, то ведь раньше гоняли, порицали, наказывали - вот они и маскировались, прятались.


Соня: Меня однажды на 8 месяце беременности занесло в маршрутку - так НИКТО даже не пошевелился.так и стояла, подпирая своим огромным животиком сидящих.Ну и чему потом эти люди научат своих детей?я не только о мужчинах но и о женщинах,которым мое положение,по идее,должно было быть понятнее.Маленький эпизод-вышла и забыла,а сейчас прочла статью и вспомнила.говорить на эту тему можно долго ,но зачем-автор все верно написал,и я с его выводами согласна на все 100%.


Нури: Прекрасная статья!И очень точная.

Заметьте - мало комментариев - нравственная тема никого не интересует - Бабло - все - остальное - ничто! Вот такой страшный, безнравственный мир построили нам с 90-х годов идеологи, копирующие запад в России и Украине.Как же все это отдичается от идеологии социализма.Собственно, если кратко, социализм - это преобладание общественного сознания, а капитализм - это гегемония индивидуализма.





енская часть класса высказала следующие пожелания современным рыцарям: рподвиги, а образ Прекасной Дамы растворился000000000000 Приложение 4

РЫЦАРЬ (нем. Ritter, первоначально - всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек. Большой Энциклопедический словарь.

МА́ЧО неизм.; м. [исп. macho - самец] Сильный, мужественный мужчина. Амплуа м. // Грубый, неотёсанный человек. Иметь репутацию м.

Толковый словарь Кузнецова

Ма́чо (исп. macho — букв. «самец») — агрессивный, прямолинейный мужчина, обладающий ярко выраженной сексуальной привлекательностью. Слово происходит от испанского macho (самец) — бык; в самом испанском используется machista.

Мачо (исп. macho — «самец») — мужчина, проявляющий качества, обычно приписываемые особям мужского пола в животном мире: агрессивность, грубость, ярко выраженный мужской тип внешности и сексуальности, физическую силу, напористость, упорство. В современной культуре, выделяется, прежде всего, из-за сексуальной составляющей, притягивающей многих женщин на инстинктивном уровне.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-диспут на морально-этическую тему

Автор: Новикова Елена Александровна

Дата: 06.06.2017

Номер свидетельства: 420709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства