kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок 22 Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 22 Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»»

Урок 22 Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа

I

На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знат­ный человек по имени Байборй. Несметны были его богатства, но не было у него самого главного - детей.

Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места.

После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс.

Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества гостей. Каждому го­стю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и отары.

Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, по­женить детей, когда они вырастут. Байборй с радостью со­гласился.

Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком саксаула. Мать зна­ла, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться.

И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе

коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту.

II

Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь пре­образился, загорячился, затанцевал под седоком, готовый сей­час же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, корот­кая шерсть заблистала, переливаясь, словно соболиный мех.

Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его про­звучал, словно чужой, когда он молил создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задер­живаться. Привёл в порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от родного дома.

Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он рас­пластался в вольном беге и полетел, словно птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесно­му своду...

III

Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. На­конец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпа­мыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони.

Вдалеке шло несметное войско.

Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твёрдое. Батыр гля­нул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись:

«О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль- баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с




 

собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражес­кой силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской - Гульбаршин».

Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за Гульбаршин. Она ка­залась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*.

Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз про­верил оружие и помчался вниз по склону.

Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подо­бралось и было готово к битве.

Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза - Старший, Средний, Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство.

Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться. Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн меж­ду западом и востоком. Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опо­ры переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв.

Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кли­чем воинов Среднего жуза. На врагов мчался Алпамыс. Бай­шубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана, и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой мол­нии, и поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда.

И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны.

А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин. Сердце под­сказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, при­надлежит Алпамысу. Она залилась ярким румянцем и, вол­нуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть.

1.     Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет.

Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью которых описываются сила и храб­рость Алпамыса.

2.           Как ты понимаешь пословицу «Конь - крылья жигита»? Опи­ши Байшубара и используй эту пословицу в своём описании. Вспом­ни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В чём их отличие?

Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои сравнения, введи их в описание Байшубара:

Шерсть заблестела, словно...

Байшубар полетел, как...

3.           Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою невесту, когда прочитал письмо? Почему?

4.           Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнива­ется войско жунгар перед началом боя? Почему?

5.           Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя опорами очага?

6.           Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения:

Батыр врезался в ряды врагов, словно...

Он был подобен...

Стальной меч мелькал в руке батыра, словно...

С каждым взмахом меча враги падали, будто...

Батыр сверкал, подобно...

Он поражал врагов, словно...

  1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок 22 Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»

Автор: Сыздыкова Салтанат Абикеновна

Дата: 25.05.2016

Номер свидетельства: 330215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства